2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Технические средства информатизации_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технические средства информатизации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Технические средства информатизации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения  дисциплины является формирование способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
1.2
Задачами  освоения  дисциплины являются:
1.3
формирование знаний средств и методов решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.4
формирование умений  решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.5
формирование навыков решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационная безопасность
2.2.2
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.2.3
Объектно-ориентированное программирование
2.2.4
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.5
Теория информационных коммуникаций
2.2.6
Высокоуровневые методы информатики и программирования
2.2.7
Архитектура ЭВМ
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности
 
Знать:
 
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности  ;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в их взаимосвязи.
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей  ;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями ;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач,
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы описания интегрированных информационно-коммуникационных  технологий общего назначения;
3.1.2
средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности по определению совместимости аппаратного и программного обеспечения;
3.1.3
средства и методы работы с инструментальными средствами управления проектами информационных систем с учетом основных требований информационной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы описания интегрированных информационно-коммуникационных  технологий общего назначения;
3.2.2
использовать средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности по определению совместимости аппаратного и программного обеспечения;
3.2.3
использовать средства и методы работы с инструментальными средствами управления проектами информационных систем с учетом основных требований информационной безопасности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов описания интегрированных информационно-коммуникационных  технологий общего назначения;
3.3.2
навыками применения средств и методов решения стандартных задач профессиональной деятельности по определению совместимости аппаратного и программного обеспечения;
3.3.3
навыками применения средств и методов работы с инструментальными средствами управления проектами информационных систем с учетом основных требований информационной безопасности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники.

 
1.1
Форм фактор, типоразмеры и чипсеты материнских плат /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.2
Определение основных признаков  корпусов форм-фактора АТ и АТХ. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.3
Определение форм-фактора корпуса и блока питания домашнего ПК. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
1.4
Освоение признаков групп устройств  на  материнских платах форм-фактора АТ и АТХ. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.5
Определение форм-фактора материнской платы домашнего ПК. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
1.6
ЦП. Основные характеристики. Технология изготовления и конструктивы. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
1.7
Определение характеристик процессора домашнего компьютера программой CPU-Z. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
1.8
Характеристики, типы  ОП.  Устройство кэш памяти. Способы организации оперативной памятиПК. Конструктивы ОП, производители модулей памяти /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
1.9
Тестирование производительности  платформы домашнего компьютера тестовой программой PMTEST. 3 (скриншоты). /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Периферийные устройства средств вычислительной техники.

 
2.1
Система ввода - вывода ПК. Интерфейсы и шины системы ввода вывода. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.2
Выполнение  системных настроек жесткого диска. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.3
Работа с программным обеспечением по созданию информации на оптических носителях. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.4
Видео карты. Производители. Драйверы. Программное обеспечение. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.5
Освоение настроек   ЖК и ЭЛТ мониторов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
2.6
Запись и воспроизведение видеофайлов в Интернете.  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.7
Принципы обработки звуковой информации. Звуковые карты. Акустические системы. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
2.8
Манипуляторные устройства ввода информации.  Разновидности мышей и джойстиков. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 3. Использование средств вычислительной техники.

 
3.1
Рациональная конфигурация средств ВТ, совместимость аппаратного и программного обеспечения. Зеленый компьютер. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
3.2
Составление конфигурации игрового компьютера для моей семьи. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
3.3
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Развитие периферийных устройств вычислительной техники.

2. Типы корпусов и блоков питания.

3. Питание ПК: сетевые фильтры, источники бесперебойного питания.

4. Системные платы: основные компоненты, типоразмеры.

5. Шина ISA: архитектура, функциональное назначение.

6. Шина PCI: архитектура, функциональное назначение.

7. Шина AGP: архитектура, функциональное назначение.

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
8. Шина USB: архитектура, функциональное назначение.

9. Шина SCSI: архитектура, функциональное назначение.

10. Шина IEEE1394: архитектура, функциональное назначение.

11. Параллельные и последовательные порты.

12. Утилита CMOS Setup.

13. Тестирование компонентов системной платы диагностическими программами..

14. Процессор: характеристики, классификации и типы.

15. Процессор: конструктивное исполнение, обзор современных моделей.

16. Оперативная память: основные принципы функционирования.

17. Оперативная память: типы, технические характеристики, конструктивное исполнение.

18. Оперативная память: режимы и технологии работы памяти.

19. Кэш-память: назначение, виды, применение.

20. Классификация периферийных устройств ПК.

21. Интерфейсы подключения периферийных устройств.

22. Накопители на гибких магнитных дисках: форм-факторы, принципы работы, типы, основные характеристики, режимы работы.

23. Накопители на жестких магнитных дисках: форм-факторы, принципы работы, типы, основные характеристики, режимы работы.

24. Процесс форматирования магнитных дисков.

25. Программное обеспечение по обслуживанию жестких магнитных дисков.

26. Магнитооптические и компакт диски: логическая структура и формат.

27. Приводы CD-R (RW), DVD-R (RW), ZIP: принцип действия, основные компоненты, технические характеристики

28. Магнитооптические накопители, стримеры, флэш-диски.

29. Процесс записи информации на оптические носители.

30. Мониторы на базе ЭЛТ.

31. Мониторы на базе ЖК.

32. Плоскопанельные мониторы.

33. Видеоадаптеры.

34. Устройства захвата и ввода-вывода видеосигнала.

35. Линейный и нелинейный монтаж.

36. Интерфейс DirectX, программное обеспечение аппаратных средств ввода-вывода видеосигнала.

37. Запись и воспроизведение видеофайлов.

38. Звуковоспроизводящие системы ПК.

39. Подключение звуковой подсистемы ПК, программное обеспечение записи и воспроизведения звуковых файлов.

40. Классификация устройств вывода информации на печать.

41. Принцип работы и технические характеристики матричного принтера.

42. Принцип работы и технические характеристики струйного принтера.

43. Принцип работы и технические характеристики лазерного принтера.

44. Принцип работы и технические характеристики светодиодного принтера.

45. Принцип работы и технические характеристики сублимационного принтера.

46. Принцип работы и технические характеристики плоттера.

47. Подключение и инсталляция печатающих устройств, настройка работы, замена картриджей.

48. Принцип работы и технические характеристики: клавиатуры, мыши, трекбола, джойстика, дигитайзера.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов

1.Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники.

2.Основные  понятия и элементы систем коммуникации. Составление отчета по теме: Определение форм-фактора корпуса и блока питания домашнего ПК.

3.Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники.

4.Системные платы. Составление отчета по теме: Определение форм-фактора материнской платы домашнего

5.Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники.

6.Центральный процессор. Составление отчета по теме: Определение характеристик процессора домашнего компьютера программой CPU-Z

7.Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники.

8.Оперативная и кэш-память ПК. Составление отчета по теме: Тестирование производительности  платформы домашнего компьютера тестовой программой PMTEST (скриншоты)

9.Периферийные устройства средств вычислительной техники.

10.Общие принципы построения системы ввода вывода

11.Составление отчета по теме: Внешние порты  и интерфейсы домашнего компьютера

12.Периферийные устройства средств вычислительной техники.

13.Видеоподсистема ПК..

14.Периферийные устройства средств вычислительной техники.

15.Манипуляторные устройства ввода информации.  

16.Периферийные устройства средств вычислительной техники.

17.Сканеры и камеры. Нестандартные периферийные устройства ПК.

18.Использование средств вычислительной техники.

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
19.Совместимость аппаратного и программного обеспечения средств ВТ. Составить конфигурацию игрового компьютера для моей семьи.

20.Принципы работы устройств вывода информации на печать. Классификация устройств вывода информации на печать.

21. Принцип работы и технические характеристики: матричных, струйных, лазерных, светодиодных и сублимационных принтеров, плоттеров.

22. Манипуляторные устройства ввода информации.

23. Принцип работы и технические характеристики: клавиатуры, мыши, джойстика, трекбола, дигитайзера.

24. Классификация сканеров. Принцип работы и способы формирования изображения.

25. Принцип работы и основные технические характеристики: цифровые проекторы, плазменные панели, цифровые фото- и видеокамеры.

26. Совместимость аппаратного и программного обеспечения средств ВТ.

27. Ресурсо и энергосберегающие технологии использования средств ВТ.

28.Классификация сканеров.

29.Принцип работы сканера.

30.Программы сканирования и распознавания текстовых и графических   материалов.

31.Сетевое оборудование.

32.Модемы.

33.Нестандартные периферийные устройства.

34.Рациональная конфигурация средств вычислительной техники.

35.Ресурсо- и энергосберегающие технологии использования средств ВТ.

36.Совместимость аппаратного и программного обеспечения средств ВТ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложение РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рачков, М. Ю. 
Технические средства автоматизации: учебник для вузов / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-11644-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446243
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Трофимов, В. В. 
Информатика в 2 т : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; под ред. В. В. Трофимова/. — 3-е изд., перераб. и доп. —  959 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3894-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/388058 (дата обращения: 31.08.2018).
Москва : Издательство Юрайт, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU .Режим доступа:https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся 

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.