(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к экзамену
1. Системный подход, его основные черты.
2. Сущность системы на примере определений Оптнера, Холла, Афанасьева.
3. Атрибуты системы (элемент, содержание системы, вещество системы, энергия системы, связь, функция, организация, структура).
4. Структура систем (сетевая структура, работа, событие, иерархическая структура).
5. Характеристики функционирования системы (построение системы, функционирование системы, состояние, пространство состояний, поведение, движение системы, равновесие, устойчивость, отношения в системе, развитие системы, обучение системы).
6. Самоорганизующиеся системы (самоорганизующиеся системы, равновесие). Примеры систем.
7. Основные блоки массовой системы сервиса (СМО) (входной поток, три вида функции распределения вероятностей, накопитель, дисциплина очереди). Привести примеры.
Блок функционирования СМО, выходной поток, обратные звенья. Привести примеры.
9. Кодировка СМО. Объяснить смысл каждого кода и привести конкретные примеры.
10. Основные операционные характеристики системы. Две основные задачи в теории систем. Привести конкретный пример.
11. Расчет оптимального уровня обслуживания в одноканальной системе.
12. Расчет оптимального уровня обслуживания в многоканальной системе.
13. Различные методы оптимизации систем сервиса (численный, качественный методы).
14. Прогнозирование систем с помощью динамических рядов (три вида прогнозирования, два вида динамических рядов).
15. Модели динамических рядов (аддитивная, мультипликативная, смешанная), их основные формулы и примеры.
16. Виды трендов (линейный, квадратичный, кубический тренды) и их нахождение. Основные характеристики трендов.
17. Метод анализа полезной стоимости альтернатив (сущность, основные этапы и примеры).
18. Метод аналитической иерархии (данные метода, что требуется, что предусматривает метод, совокупность основных этапов).
19. Использование имитационного алгоритма при решении многокритериальных задач (составление таблиц испытаний, выбор критериальных ограничений). Привести пример.
20. Использование имитационного алгоритма при решении многокритериальных задач (проверка непустоты множества допустимых точек).
21. Понятие шкалы, что определено в современной теории измерений систем?
22. Шкалы номинального типа. Примеры измерений в номинальном типе шкал.
23. Ранговая шкала (шкала порядка). В каких ситуациях применяется измерение в шкале порядка? Приведите пример шкалы порядка.
24. Шкалы интервалов. Что сохраняет шкала интервалов?
25. Шкалы отношений (подобия). Какое подмножество образуют шкалы отношений?
26. Шкалы разностей, их определение и основное содержание. Сохраняют ли отношение оценок свойств объектов шкалы разностей?
27. Абсолютные шкалы. Какие соотношения сохраняют абсолютные шкалы?
28. Основные характеристики графов.
29. Матричные способы задания графов.
30. Маршруты и циклы в графе.
31. Связность и достижимость.
32. Эйлеровы и гамильтоновы графы.
33. Предпочтения, их численная оценка. Аксиомы принятия решений.
34. Функция полезности, ее свойства.
35. Критерии принятия решений.
36. Принятие решений в детерминированных условиях.
37. Принятие решений в условиях риска.
38. Принятие решений в условиях неопределенности.
39. Основные этапы построения имитационных моделей.
40. Методологические подходы в имитационном моделировании.
Темы докладов с презентацией
1. Классификация систем
2. Микро- и макроподходы, задачи описания и конструирования данных
3. Методы решения задач качественного и количественного описания данных системы
4. Многокритериальные задачи
5. Основные характеристики графов
6. Алгоритм Форда-Беллмана
7. Алгоритм нахождения максимального пути
8. Алгоритм Краскала
9. Метода ветвей и грниц
10. Моделирование систем массового обслуживания
11. Имитационное моделирование
12. Принятие решений в детерминированных условиях
14. Принятие решений в условиях неопределенности
15. Модели процессов функционирования организации.
16. Линейные производственные функции.
17. Модель линейного программирования.
18. Динамические модели рынка.
19. Модели со случайными переменными. Принятие решений в условиях недостатка информации.
20. Критерий минимакса и критерий Гурвица.
21. Принятие-решений в условиях вероятностной неопределенности.
22. Понятие, меры и оценка риска.
23. Основы теории графов.
24. Сетевые модели и сетевой анализ бизнес-проектов.
25. Определение критического пути.
26. Функционально-стоимостной анализ проекта.
27. Деревья решений.
28. Сетевые модели и сетевой анализ со случайными переменными.
29. Выбор объекта инвестирования с помощью дерева решений.
30. Прогнозирование развития инвестиционного проекта.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.