2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Базы данных_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Базы данных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Базы данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
ель дисциплины – получение обучающимися знаний об этапах разработки БД, о перспективных направлений развития СУБД; приобретение обучающимися умений и навыков в области проектирования, разработки и администрирования БД; формирование у
1.2
студентов концептуальных представлений об основных принципах построения БД, систем управления базами данных, математических моделях, описывающих БД, а также об основных технологиях реализации БД.
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
- изложение основных положений технологии разработки БД;
1.5
- использование современных инструментальных и методологических средств разработки БД;
1.6
- изучение основ теории БД;
1.7
- ознакомление с основными моделями БД;
1.8
- знакомство с языком структурированных запросов к базам данных (SQL);
1.9
- изучение систем управления базами данных (СУБД);
1.10
- получение практических навыков работы с данными, организации БД и систем БД (банков данных);
1.11
- освоение ряда фундаментальных понятий, таких как модель данных, модели организации работы пользователей с базой данных, нормализация,индексация, целостность БД;
1.12
- изучение процесса проектирования БД, включающего составление формализованного описания предметной области (внешней модели),
1.13
разработку концептуальной модели и ее специфицирования к конкретной модели данных СУБД (логическая и физическая модель).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.2
Логическое программирование
2.1.3
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.4
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.5
Проективная геометрия
2.1.6
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.7
Архитектура компьютера
2.1.8
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.9
Дискретная математика
2.1.10
Дифференциальные уравнения
2.1.11
Конструктивная геометрия
2.1.12
Объектно-ориентированное программирование
2.1.13
Педагогические технологии
2.1.14
Системы компьютерной алгебры
2.1.15
Числовые системы
2.1.16
Аналитическая геометрия
2.1.17
Начала алгебры
2.1.18
Основы математического анализа
2.1.19
Теоретические основы информатики
2.1.20
Теория преобразований плоскости
2.1.21
Теория чисел
2.1.22
Элементарная математика
2.1.23
Алгоритмы и структуры данных
2.1.24
Интернет-программирование
2.1.25
Методы научного исследования
2.1.26
Программирование VBScript
2.1.27
Программирование на JavaScript
2.1.28
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.29
Теория обучения
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.30
Вводный курс математики
2.1.31
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.32
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.33
Системы компьютерной алгебры
2.1.34
Интернет-программирование
2.1.35
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.36
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения
2.2.2
Дифференциальная геометрия
2.2.3
Информационные системы
2.2.4
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.5
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.2.6
Программирование Python
2.2.7
Программирование на PHP
2.2.8
Математические основы физики
2.2.9
Математическое моделирование в физике
2.2.10
Методы и средства защиты информации
2.2.11
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.2.12
Проектирование информационных систем
2.2.13
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.14
Разработка WEВ-приложений
2.2.15
Разработка Интернет-приложений
2.2.16
Робототехника в школьном курсе информатики
2.2.17
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.18
Технологии программирования
2.2.19
Избранные главы методики обучения математике
2.2.20
Избранные главы методики преподавания геометрии
2.2.21
Избранные главы элементарной математики
2.2.22
История информатики
2.2.23
История математики
2.2.24
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.25
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.26
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.27
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.30
Специальные методы решения математических задач
2.2.31
Теория функций комплексной переменной
2.2.32
Вычислительная математика
2.2.33
Производственная преддипломная практика  
2.2.34
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.35
Методы решения трансцендентных уравнений
2.2.36
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.37
Производственная преддипломная практика
2.2.38
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.39
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.40
Уравнения математической физики
2.2.41
Численные методы
2.2.42
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.43
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.44
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.45
Программирование Python
2.2.46
Математическое моделирование в физике
2.2.47
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.48
Разработка Интернет-приложений
2.2.49
3D-моделирование
2.2.50
Избранные главы элементарной математики
2.2.51
История информатики
2.2.52
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.53
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.54
Специальные методы решения математических задач
2.2.55
Вычислительная математика
2.2.56
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.57
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.58
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.59
Управление информационными системами
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
возможности образовательной среды
 
учебно-воспитательные средства преподаваемых дисциплин
 
результаты обучения
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды
 
обеспечить качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
 
достигать результаты обучения
 
 
Владеть:
 
способностью использовать возможности образовательной среды
 
способностью обеспечивать качество учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых дисциплин
 
способностью достигать результатов обучения
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы реляционных баз данных;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.1.2
принципы нормализации и с использованием семантических моделей данных.
3.1.3
язык управления реляционными данными SQL
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять транзакции и блокировки в многопользовательских системах, реализованных в архитектуре клиент-сервер;
3.2.2
использовать  в  разрабатываемом  программном  обеспечении  фундаментальные  динамические структуры данных и алгоритмы их обработки;
3.2.3
применять механизмы хранимых процедур и триггеров как средств разработки серверной части приложений баз данных
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  разработки  баз данных  в СУБД MS SQL Server 2008;
3.3.2
навыками программирования хранимых процедур;
3.3.3
навыками создания и использования транзакций.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в базы данных

 
1.1
Введение в базы данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.2
Введение в базы данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.3
Введение в базы данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.4
Архитектуры баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.5
Архитектуры баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.6
Архитектуры баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.7
Теоретические основы баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

1
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.8
Теоретические основы баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.9
Теоретические основы баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.10
Базовые понятия реляционной модели данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

1
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.11
Базовые понятия реляционной модели данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.12
Базовые понятия реляционной модели данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.13
Триггеры как составная часть приложений баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

1
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.14
Триггеры как составная часть приложений баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.15
Триггеры как составная часть приложений баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
 
Раздел 2. База данных

 
2.1
Основы языка SQL /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.2
Основы языка SQL /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.3
Основы языка SQL /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.4
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.5
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.6
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.7
Транзакции и целостность баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

1
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.8
Транзакции и целостность баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.9
Транзакции и целостность баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

6
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.10
Безопасность и контроль баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.11
Безопасность и контроль баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.12
Безопасность и контроль баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

36
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Распределенные и централизованные базы данных. Архитектура файл-сервер. Архитектура клиент-сервер.

2. Иерархическая и сетевая модели данных.

3. Реляционная модель данных. История развития. Основные понятия (тип данных, домен, отношение, кортеж, атрибут, ключ).

4. Реляционная база данных.

5. Функции системы управления базами данных (СУБД): управления данными во внешней памяти, управление буферами оперативной памяти, управление транзакциями.

6. Функции системы управления базами данных: журнализация, поддержка языков баз данных.

7. Типовая организация современной СУБД.

8. Базовые средства манипулирования реляционными данными.

9. Реляционная алгебра. Общая интерпретация реляционных операций.

10. Особенности теоретико-множественных операций реляционной алгебры.

11. Реляционное исчисление.

12. Схема отношения. Функциональные зависимости. Декомпозиция отношений, транзитивные зависимости.

13. Нормализация отношений. Проектирование с использованием метода сущность - связь.

14. 1, 2, 3 и 4 нормальные формы. Нормальная форма Бойса-Кодда. Приведение базы данных к нормализованному виду.

15. Целостность сущностей и ссылок.

16. История развития SQL. Функции и основные возможности SQL. ANSI SQL; T-SQL; PL/SQL; Jet SQL

17. Выражения в SQL.

18. СУБД в архитектуре клиент-сервер. Открытые системы.

19. Клиенты и серверы локальных сетей.

20. Дайте характеристику иерархической и сетевой моделей данных, укажите их достоинства и недостатки.

21. Тип отношения 1:1. Дать определение и привести примеры.

22. Понятие внешнего ключа.

23. Типы данных для хранения символьной информации.

24. Операторы сравнения директивы  Where

25. Дайте характеристику реляционной модели данных, укажите их достоинства и недостатки.

26. Что представляют собой первичный и внешние ключи отношений, для чего они задаются?

27. Тип отношений 1:М. Дать определение и привести примеры.

28. Назовите уровни архитектуры системы. Поясните каждый из них.

29. Итоговые функции в операторах SQL

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. История развития баз данных

2. Файлы и файловые системы

3. Базы данных на больших ЭВМ

4. Эпоха персональных компьютеров

5. Распределенные базы данных

6. Архитектура базы данных. Физическая и логическая независимость

7. Процесс прохождения пользовательского запроса

8. Пользователи банков данных

9. Основные функции группы администратора БД

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
10. Классификация моделей данных

11. Иерархическая модель данных

12. Язык описания данных иерархической модели

13. Язык манипулирования данными в иерархических базах данных

14. Сетевая модель данных

15. Язык описания данных в сетевой модели

16. Язык манипулирования данными в сетевой модели

17. Реляционная модель данных

18. Операции над отношениями. Реляционная алгебра. Теоретико-множественные операции реляционной алгебры

19. Специальные операции реляционной алгебры

20. Язык SQL. История развития SQL

21. Структура SQL

22. Язык SQL. Типы данных

23. Применение агрегатных функций и вложенных запросов в операторе выбора

24. Вложенные запросы

25. Внешние объединения

26. Операторы манипулирования данными

27. Проектирование реляционных БД на основе принципов нормализации

28. Системный анализ предметной области

29. Даталогическое проектирование

30. Нормализация.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Советов, Б. Я.
Базы данных:  учебник для прикладного бакалавриата / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 420 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-07217-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431947 
3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской
Базы данных: учебник для прикладного бакалавриата / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 420 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-07217-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431947
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
3. Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
4. База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
5. Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.1.4
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-303 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.