2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Базы данных_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Базы данных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
66
66
66
66
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Филатова З.М.  _________________
 
 
Базы данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины – получение обучающимися знаний об этапах разработки БД, о перспективных направлений развития СУБД; приобретение обучающимися умений и навыков в области проектирования, разработки и администрирования БД; формирование у
1.2
студентов концептуальных представлений об основных принципах построения БД, систем управления базами данных, математических моделях, описывающих БД, а также об основных технологиях реализации БД.
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
- изложение основных положений технологии разработки БД;
1.5
- использование современных инструментальных и методологических средств разработки БД;
1.6
- изучение основ теории БД;
1.7
- ознакомление с основными моделями БД;
1.8
- знакомство с языком структурированных запросов к базам данных (SQL);
1.9
- изучение систем управления базами данных (СУБД);
1.10
- получение практических навыков работы с данными, организации БД и систем БД (банков данных);
1.11
- освоение ряда фундаментальных понятий, таких как модель данных, модели организации работы пользователей с базой данных, нормализация,индексация, целостность БД;
1.12
- изучение процесса проектирования БД, включающего составление формализованного описания предметной области (внешней модели),
1.13
разработку концептуальной модели и ее специфицирования к конкретной модели данных СУБД (логическая и физическая модель).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Высокоуровневые методы программирования
2.1.4
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Разработка онлайн-курсов
2.1.5
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.6
Численные методы
2.1.7
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.8
Объектно-ориентированное программирование
2.1.9
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.10
Программирование Python
2.1.11
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.12
Теория чисел
2.1.13
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.14
Числовые системы
2.1.15
Аналитическая геометрия
2.1.16
Компьютерное моделирование
2.1.17
Теория преобразований плоскости
2.1.18
Теория рядов
2.1.19
Экономика
2.1.20
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.21
Дифференциальные уравнения
2.1.22
Иностранный язык
2.1.23
Начала алгебры
2.1.24
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.25
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.26
Теоретические основы информатики
2.1.27
Робототехника
2.1.28
Концепции современного естествознания
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.29
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.30
Русский язык и культура речи
2.1.31
Философия  
2.1.32
Основы мехатроники
2.1.33
Основы компьютерной графики
2.1.34
Разработка WEВ-приложений
2.1.35
Вычислительная математика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные системы
2.2.2
Конструктивная геометрия
2.2.3
Курсовая работа по информатике
2.2.4
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.5
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.6
Практикум по решению задач на ПК
2.2.7
Проективная геометрия
2.2.8
Проектирование информационных систем
2.2.9
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Дифференциальная геометрия
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.16
Специальные методы решения математических зада
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы реляционных баз данных;
3.1.2
принципы нормализации и с использованием семантических моделей данных.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять транзакции и блокировки в многопользовательских системах, реализованных в архитектуре клиент-сервер;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.2.2
использовать  в  разрабатываемом  программном  обеспечении  фундаментальные  динамические структуры данных и алгоритмы их обработки;
3.2.3
применять механизмы хранимых процедур и триггеров как средств разработки серверной части приложений баз данных
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  разработки  баз данных  в СУБД MS SQL Server 2008;
3.3.2
навыками программирования хранимых процедур;
3.3.3
навыками создания и использования транзакций.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в базы данных

 
1.1
Введение в базы данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.2
Введение в базы данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.3
Введение в базы данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.4
Архитектуры баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.5
Архитектуры баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.6
Архитектуры баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.7
Теоретические основы баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.8
Теоретические основы баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.9
Теоретические основы баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.10
Базовые понятия реляционной модели данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.11
Базовые понятия реляционной модели данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.12
Базовые понятия реляционной модели данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.13
Основы языка SQL /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.14
Основы языка SQL /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.15
Основы языка SQL /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.16
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.17
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

1
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.18
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
1.19
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

1
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
 
Раздел 2. Безопасность и целостность баз данных

 
2.1
Безопасность и контроль баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

22
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.2
Транзакции и целостность баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

1
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.3
Триггеры как составная часть приложений баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.4
Транзакции и целостность баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.5
Триггеры как составная часть приложений баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

22
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.6
Безопасность и контроль баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.7
Безопасность и контроль баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.8
Безопасность и контроль баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
2.9
Транзакции и целостность баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 УК-1.4 ОПК-2.2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Распределенные и централизованные базы данных. Архитектура файл-сервер. Архитектура клиент-сервер.

2. Иерархическая и сетевая модели данных.

3. Реляционная модель данных. История развития. Основные понятия (тип данных, домен, отношение, кортеж, атрибут, ключ).

4. Реляционная база данных.

5. Функции системы управления базами данных (СУБД): управления данными во внешней памяти, управление буферами оперативной памяти, управление транзакциями.

6. Функции системы управления базами данных: журнализация, поддержка языков баз данных.

7. Типовая организация современной СУБД.

8. Базовые средства манипулирования реляционными данными.

9. Реляционная алгебра. Общая интерпретация реляционных операций.

10. Особенности теоретико-множественных операций реляционной алгебры.

11. Реляционное исчисление.

12. Схема отношения. Функциональные зависимости. Декомпозиция отношений, транзитивные зависимости.

13. Нормализация отношений. Проектирование с использованием метода сущность - связь.

14. 1, 2, 3 и 4 нормальные формы. Нормальная форма Бойса-Кодда. Приведение базы данных к нормализованному виду.

15. Целостность сущностей и ссылок.

16. История развития SQL. Функции и основные возможности SQL. ANSI SQL; T-SQL; PL/SQL; Jet SQL

17. Выражения в SQL.

18. СУБД в архитектуре клиент-сервер. Открытые системы.

19. Клиенты и серверы локальных сетей.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
20. СУБД в архитектуре клиент-сервер. Открытые системы.

21. Клиенты и серверы локальных сетей.

22. Дайте характеристику иерархической и сетевой моделей данных, укажите их достоинства и недостатки.

23. Тип отношения 1:1. Дать определение и привести примеры.

24. Понятие внешнего ключа.

25. Типы данных для хранения символьной информации.

26. Операторы сравнения директивы  Where

27. Дайте характеристику реляционной модели данных, укажите их достоинства и недостатки.

28. Что представляют собой первичный и внешние ключи отношений, для чего они задаются?

29. Тип отношений 1:М. Дать определение и привести примеры.

30. Назовите уровни архитектуры системы. Поясните каждый из них.

31. Итоговые функции в операторах SQL

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. История развития баз данных

2. Файлы и файловые системы

3. Базы данных на больших ЭВМ

4. Эпоха персональных компьютеров

5. Распределенные базы данных

6. Архитектура базы данных. Физическая и логическая независимость

7. Процесс прохождения пользовательского запроса

8. Пользователи банков данных

9. Основные функции группы администратора БД

10. Классификация моделей данных

11. Иерархическая модель данных

12. Язык описания данных иерархической модели

13. Язык манипулирования данными в иерархических базах данных

14. Сетевая модель данных

15. Язык описания данных в сетевой модели

16. Язык манипулирования данными в сетевой модели

17. Реляционная модель данных

18. Операции над отношениями. Реляционная алгебра. Теоретико-множественные операции реляционной алгебры

19. Специальные операции реляционной алгебры

20. Язык SQL. История развития SQL

21. Структура SQL

22. Язык SQL. Типы данных

23. Применение агрегатных функций и вложенных запросов в операторе выбора

24. Вложенные запросы

25. Внешние объединения

26. Операторы манипулирования данными

27. Проектирование реляционных БД на основе принципов нормализации

28. Системный анализ предметной области

29. Даталогическое проектирование

30. Нормализация.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Н. П. Стружкин, В. В. Годин.
Базы данных: проектирование : учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00229-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/511019 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской
Базы данных: учебник для прикладного бакалавриата / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 420 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-07217-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431947
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
3. Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
4. База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
5. Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, студенты приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем

обучения.

Студенты  готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у студентов формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение студентами системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний студентов данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у студентов, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого студента.

В течение всего времени студенты будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать студентов к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.