2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Теория информационных коммуникаций_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория информационных коммуникаций
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Б.В.Киселев _________________
 
 
Теория информационных коммуникаций
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения  дисциплины является формирование способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
1.2
Задачами  освоения  дисциплины являются:
1.3
формирование знаний средств и методов решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.4
формирование умений  решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.5
формирование навыков решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Алгоритмы и структуры данных
2.1.4
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.5
История информатики
2.1.6
Мировые информационные ресурсы
2.1.7
Основы программирования
2.1.8
Теория информации и кодирования
2.1.9
Технические средства информатизации
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Высокоуровневые методы информатики и программирования
2.2.2
Архитектура ЭВМ
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности
 
Знать:
 
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности  ;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в их взаимосвязи;
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей  ;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями ;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные теоретические подходы к коммуникации в информационном обществе с учетом основных требований информационной безопасности;
3.1.2
средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности для анализа и передачи информации в процессе осуществления различных коммуникаций;
3.1.3
средства и методы применения информационно-коммуникационных технологий в процессе коммуникации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы теоретических подходов к коммуникации в информационном обществе с учетом основных требований информационной безопасности;
3.2.2
использовать средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности для анализа и передачи информации в процессе осуществления различных коммуникаций;
3.2.3
использовать средства и методы применения информационно-коммуникационных технологий в процессе коммуникации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов теоретических подходов к коммуникации в информационном обществе с учетом основных требований информационной безопасности;
3.3.2
навыками применения средств и методов решения стандартных задач профессиональной деятельности для анализа и передачи информации в процессе осуществления различных коммуникаций;
3.3.3
навыками применения средств и методов применения информационно-коммуникационных технологий в процессе коммуникации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие и основные элементы коммуникации

 
1.1
Основы теории коммуникации. Основные подходы к пониманию сущности коммуникации  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
1.2
Основные подходы к пониманию сущности коммуникации - философский, психологический, технологический, общее и особенное в определениях коммуникации. Понятие и типология коммуникативного действия. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
1.3
Основы теории коммуникации, методологические подходы, применяемые в теории коммуникации – процессно-информационный, семиотический. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Раздел 2. Типология информационной коммуникации

 
2.1
Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
2.2
Формы и средства коммуникации. Средства массовой коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Эволюция коммуникации и современное информационно-коммуникативное общество

 
3.1

Информация и информационная деятельность. Социальная информация. /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
3.2
Виды и типы коммуникации: методологические подходы к построению типологии коммуникации, базисный подход, опирающийся на модель SMCRE, типология по критерию соотношения источника и получателя - межличностная, межгрупповая, организационная, массовая коммуникация, типология по критерию характера канала, по критерию типа сообщения, эффекту и наличию обратной связи, дополнительные типологии социальных коммуникаций /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
3.3
Антропогенез и социальная коммуникация. Исторические этапы в развитии коммуникаций. Формирование информационного общества.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
3.4
Функции коммуникации в обществе. Невербальная коммуникация: сущность, структура, функции. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 4. Процессно-информационный подход к коммуникации

 
4.1
Теоретические концепции и модели коммуникации.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
4.2
Роль коммуникации в животном мире. Динамика общества и развитие средств коммуникации. Коммуникативные революции. Развитие средств коммуникации в процессе развития общества. Будущее развития средств коммуникации и будущее общества. Информационно-коммуникативное общество – общая характеристика. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
4.3
Коммуникация как процесс и структура. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
4.4
Коммуникация и общество: основные теоретические подходы. Понятие и характеристики информационного общества. Теории информационного общества. Подходы Д.Белла, Э.Тоффлера, М.Кастельса /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
4.5
Семиотика коммуникации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
4.6
Понятие сетевого общества. Позитивные и негативные характеристики информационного общества. Информационное общество в России /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-4
2
0
 
4.7
Виды коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-4
2
0
 
4.8
Процессно-информационный подход к коммуникации: общая характеристика. Основные процессно-информационные модели коммуникации: подходы Г. Лассвелла, К. Шэннона-У. Вивера, Т. Ньюкомба, Д. Гербнера, Б. Де Флера, Вестли-Маклина, А. Тэна. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-4
2
0
 
4.9
Субъекты коммуникации: адресат и адресант. Языковая и коммуникативная личность /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
4.10
Шумы в процессных моделях коммуникации. Понятие коммуникативных шумов. Механические и семантические шумы.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
4.11
Динамика коммуникативных процессов в современной России. Новые коммуникативные технологии и профессии.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
4.12
Коммуникативные шумы в различных моделях коммуникации. Факторы, порождающие коммуникативные шумы. Понятие и структура коммуникативных барьеров /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
4.13
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э2

4
ОПК-4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Объект и предмет теории коммуникации

2.Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

3.Основные методологические подходы в теории коммуникации

4.Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

5.Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.

6.Третий фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникационного взаимодействия.

7.Понятие и типология коммуникативные действий.

8.Понятие и типология коммуникативных актов.

9.Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

10.Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения типов источника и получателя.

11.Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

12.Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

13.Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

14.Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

15.Трансакционная модель социальной коммуникации.

16.Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.

17.Понятие и структура знака. Модели Фреге, Соссюра и Огдена – Ричардса.

18.Понятие и структура знака. Модель Пирса. Понятия значения, имени. Смысловое и экспрессивное значение знака.

19.Свойства и характеристика знаков.

20.Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.

21.Типология кодов и знаков.

22.Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза.

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
23.Динамика общества и развитие средств коммуникации.

24.Коммуникативные революции

25.Понятие языковой личности в теории коммуникации.

26.Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности.

27.Информационно-коммуникативное общество: общая характеристика.

28.Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.

29. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

30.Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения типов источника и получателя.

31. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

32. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Доклад с презентацией

1.История возникновения и развития коммуникации

2.Генезис массовых коммуникаций.

3.Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.

4.Рационалистский подход (концепция технологического детерминизма).

5.Иррационалистский подход (понимающая социология).

6.Различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; пост неклассический подход).

7. Аспекты изучения коммуникации

8.Типы коммуникации

9.Знаковая природа коммуникации

10.Внутренняя речь и ее роль в формировании связной речи

11.Причины непонимания и коммуникативных неудач

12.Дискурс и его компоненты

13.Диалогическая коммуникация

14.Социальный аспект речевого общения

15. Интегральная (обобщенная) модель Б. Вестли и М. Маклина

16. Концепция «knowledge society» П. Дракера

17. Сущность, структура и функции социально-коммуникативных технологий

18. Сущность информационального капитализма в теории М. Кастельса

19. Субстанционально-интеракционный подход

20. Модель Пирса. Понятия значения, имени.

21. Подходы Морриса и Грайса.

22. Информационно-коммуникативное общество

23. Механизм коммуникативного действия

24. Характеристика процессно-информационного подхода

25. Основные черты информационного общества на современном этапе развития

26. Обыденное понимание термина «коммуникация»

27. Типология социально-коммуникативных технологий

28. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

29. Типология кодов и знаков.

30. Взгляды Д. Мартина на специфику информационного общества

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дибров, М. В. 
Сети и телекоммуникации. Маршрутизация в IP-сетях в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Дибров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9956-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437226 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шапцев, В. А.
Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества:  учебное пособие для вузов / В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02989-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434455 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  Режим доступа:https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.