2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Теоретические основы информатики_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические основы информатики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
66
66
66
66
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доц., Герасимова О.Ю _________________
 
 
Теоретические основы информатики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоение дисциплины: овладение бакалаврами понятийно-терминологической базой современной теоретической информатики, теориями и методами исследования формализованных моделей, структур и процессов представления, сбора и обработки информации
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понятийно-терминологической базы современной теоретической информатики;
1.4
формирование знаний и умений в области теорий информации, кодирования, алгоритмов, автоматов;
1.5
формирование способности использовать компьютер как эффективное средство обработки
1.6
информации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.3
Основы математического анализа
2.1.4
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.5
Робототехника
2.1.6
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.7
Алгоритмы и структуры данных
2.1.8
Вводный курс математики
2.1.9
Концепции современного естествознания
2.1.10
Философия  
2.1.11
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Аналитическая геометрия
2.2.2
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.3
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.4
Компьютерное моделирование
2.2.5
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.6
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.7
Психолого-педагогический практикум
2.2.8
Учебная практика. Практика по программированию
2.2.9
Архитектура компьютера
2.2.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.11
Объектно-ориентированное программирование
2.2.12
Теория преобразований плоскости
2.2.13
Теория рядов
2.2.14
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.15
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.16
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.17
Программирование Python
2.2.18
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.19
Теория чисел
2.2.20
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.21
Числовые системы
2.2.22
Высокоуровневые методы программирования
2.2.23
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.24
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.25
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.26
Численные методы
2.2.27
Базы данных
2.2.28
Дискретная математика
2.2.29
История математики
2.2.30
Курсовая работа по математике
2.2.31
Технологии программирования
2.2.32
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.33
Информационные системы
2.2.34
Конструктивная геометрия
2.2.35
Курсовая работа по информатике
2.2.36
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.37
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.38
Практикум по решению задач на ПК
2.2.39
Проективная геометрия
2.2.40
Проектирование информационных систем
2.2.41
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.42
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.43
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.44
Дифференциальная геометрия
2.2.45
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.46
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.47
Производственная преддипломная практика
2.2.48
Учебная практика по программированию
2.2.49
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.2.50
Основы компьютерной графики
2.2.51
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.52
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.53
Специальные методы решения математических зада
2.2.54
Разработка WEВ-приложений
2.2.55
Вычислительная математика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные способы представления информации в памяти компьютера;
3.1.2
основные математические понятия и методы, применяемые в разделах теоретической информатики;
3.1.3
подходы к определению количества информации;
3.1.4
базовые понятия теории кодирования и основные методы кодирования;
3.1.5
сферы применения разделов теоретической информатики;
3.1.6
виды информационных процессов протекающих в обществе и природе.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.2.1
анализировать информационные процессы с целью определения характерных свойств;
3.2.2
определять энтропию источников различного типа;
3.2.3
анализировать алгоритм, с целью определения его вычислимости;
3.2.4
определять вид математической модели для решения практической задачи, в том числе, из сферы профессиональных задач;
3.2.5
использовать основные формулы вероятностного подхода при решении практических задач определения количества информации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
применения методов кодирования информации;
3.3.2
решения задач теории информации с использованием современных программных средств;
3.3.3
применения методов построения алгоритмов решения практических задач для их реализации в вычислительной системе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные проблемы теоретической информатики

 
1.1
Информатика, как научная и учебная дисциплина. Место информатики в системе наук. Понятие информации. Операции с информацией и способы ее представления. Виды информационных процессов.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
1.2
Операции с информацией и способы ее представления. Виды информационных процессов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 2. Основные понятия теории кодирования.

 
2.1
Информация, ее представление и измерение /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
2.2
Кодирование информации /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
2.3
Вычисление энтропии источника. Условная энтропия.  /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
2.4
Объемный и вероятностный подход к определению количества информации  /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 3. Основные понятия теории кодирования.

 
3.1
Основы теории кодирования. Виды кодов.  /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.2
Шифры замены и перестановки  /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.3
Принцип кодирования по Хаффману /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.4
Метод Шеннона-Фано /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.5
Кодирование текстовой информации алгоритмами Хаффмана, Шеннона-Фано и Лемпеля-Зива /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.6
Системы счисления, как основа кодирования.Представление информации в памяти компьютера /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.7
Краткая и развернутая форма записи чисел /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.8
Запись и перевод чисел в различные системы счисления /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.9
Арифметические действия в позиционных системах счисления   /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.10
Основы теории кодирования. Виды кодов. Системы счисления, как основа кодирования.Представление информации в памяти компьютера.  /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

16
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.11
Алгоритмы и машины Тьюринга. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
3.12
Машины Тьюринга /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестатция

Вопросы к зачёту

1. Информатика как наука и как вид практической деятельности.

2. Место информатики в системе наук, направления развития информатики.

3. Направления развития теоретической информатики.

4. Понятие информации. Свойства информации.

5. Виды информационных процессов.

6. Операции с информацией (поиск, хранение, обработка, передача, использование …)

7. Информация и данные.

8. Структурные типы данных.

9. Теория информации. Основные понятия теории информации.

10. Теория кодирования. Основные понятия теории кодирования.

11. Вероятностный подход к определению количества информации.

12. Понятие энтропии, свойства энтропии. Условная энтропия.

13. Кодирование и декодирование. Эффективность кодирования.

14. Системы счисления.

15. Двоичная система счисления. Арифметические операции в двоичной системе

счисления. Примеры.

16. Системы счисления. Алгоритм перевода из одной системы счисления в другую.

Примеры

17. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в

восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Примеры.

Кодирование алфавитно-цифровой информации в компьютере.

18. Двоичное кодирование. Прямой, обратный, дополнительный код.

19. Международные стандарты кодирования текстовой информации.

20. Международные стандарты кодирования графической информации.

21. Международные стандарты кодирования звуковой информации.

22. Виды кодов(разделимые коды, префиксные коды, равномерные коды, избыточные коды).

23. Формула Хартли. Формула Шеннона.

24. Коды с обнаружением ошибок. Коды с исправлением ошибок. Блочные коды.

25. Оптимальные коды. Метод Хафмана.

26. Кодирование по Шеннону-Фано.

27. Необходимость уточнения понятия алгоритма. Основные направления формализации

понятия «алгоритм»

28. Интуитивное понятие алгоритма. Свойства алгоритма.

29. Основы теории автоматов.

30.Машина Тьюринга.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Текущий контроль успеваемости

1.Вычисление энтропии источника. Условная энтропия нформации

2.Системы счисления

3.Кодирование текстовой информации алгоритмами Хаффмана, Шеннона-Фано и Лемпеля-Зива.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонды оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Осокин, А. Н.
Теория информации : Осокин, А. Н.  Теория информации : учебное пособие для вузов / А. Н. Осокин, А. Н. Мальчуков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7064-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470217 
Москва : Издательство Юрайт,, 2021
 
Л1.2
Шапцев, В. А. 
Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества: учебное пособие для вузов / В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02989-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434455
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
И. О. Петрищев, Е. А. Фёдорова.
Теоретические основы информатики: Петрищев, И. О. Теоретические основы информатики : учебно-методическое пособие / И. О. Петрищев, Е. А. Фёдорова. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. — 70 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86325.html
Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Забуга А.А. 
Теоретические основы информатики.: Теоретические основы информатики : учебное пособие / А. А. Забуга. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2013. — 168 c. — ISBN 978-5-7782-2312-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/45037.html
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет,,  2013.г.
 
Л2.2
Кувшинов, Д. Р. 
Основы программирования:  учебное пособие для вузов / Д. Р. Кувшинов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 104 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07559-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1411-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441475 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ"
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.