(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Вопросы на зачет:
1.Безопасность жизнедеятельности, цели, задачи, принципы науки о БЖ.
2.Понятие о ЭС и ЧС. Причины возникновения ЧС.
3.Стадии развития ЧС. Поражающее воздействие при ЧС.
4.Классификация ЧС: по природе возникновения.
5.ЧС природного характера.
6.ЧС техногенного характера.
7.ЧС социального характера.
8.ЧС биологического характера.
9.ЧС экологического характера.
10.ЧС военного характера.
11.Классификация ЧС: по масштабу распространения последствий.
12.Особенности системы «человек - среда обитания».
13.Основные негативные факторы бытовой, производственной, городской среды.
14.Текущие состояния среды обитания.
15.Дайте общую характеристику природным ресурсам. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?
16.Вибрация: определение, классификация, основные физические характеристики, влияние вибрации на организм человека, понятие о вибрационной болезни.
17.Шум: определение, классификация, основные физические характеристики, уровни звукового давления и звуковой интенсивности, влияние шума, его отдельных диапазонов частот (инфразвука, ультразвука) на организм человека.
18.Температурно-влажностные характеристики жилых помещений. Влажность. Мероприятия по соблюдению допустимых показателей, их влияние на здоровье человека.
19.Приточно-вытяжная вентиляция, мероприятия по защите населения от их неблагоприятного воздействия (нормы).
20.Инсоляция жилья, его значение для благопритного климата в жилой среде.
21.Пыль, источники, ее влияние на здоровье человека.
22.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от электромагнитных полей.
23.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.
24.Ультрафиолетовое, инфракрасное, световое излучение, источники, их краткая гигиеническая характеристика и особенности влияния на человека (положительное и негативное).
25.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока.
26.Правила оказания помощи пострадавшему при поражении электрическим током.
27.Естественное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров.
28.Искусственное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормированиепараметров; цветовое оформление помещений.
29.Антропогенные изменения в природе: преднамеренные, попутные. Формы антропогенного воздействия человека на биосферу. Классификация источников загрязнения окружающей среды. Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды: выбросы в атмосферу, твердые отходы, сточные воды. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
30.Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Изменение климата и прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ.
31.Изменение состава гидросферы (водной среды). Причины ухудшения качества природных вод вследствие антропогенного воздействия. Отрицательное влияние сточных вод на качество воды.
32.Изменение состояния суши. Факторы загрязнения суши: деградация и эрозия земель, промышленные и бытовые отходы.
33.Основные принципы и направления охраны окружающей среды. Мероприятия по уменьшению возможных последствий от чрезвычайных ситуаций экологического характера.
34.Понятие «мониторинг»; основные задачи; экологический мониторинг; его виды.
35.Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, нормирование качества воды, нормирование химического загрязнения почв.
36.Психологическая безопасность. Факторы макросоциальной среды, влияющие на психологическую безопасность.
37.Современные научные представления о здоровье человека.
38.Воспитание культуры здоровья человека.
40.Здоровье как антропологическая проблема.
41.Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
42.Возрастные особенности формирования стиля здорового образа жизни.
43.Общие принципы оказания первой медицинской помощи.
Тематика рефератов с презентацией:
1.Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей.
2.Физическая культура и здоровье. Оздоровительные эффекты физической культуры.
3.Механизмы оздоровительного действия физических упражнений. Особенности двигательной активности школьников.
4.Физиологические основы закаливания. Виды закаливания.
5.Система Порфирия Иванова – способ оздоровления?
6.Голодание – способ оздоровления?
7.Организация закаливания в образовательных организациях
8.Роль воды в жизнедеятельности человека.
9.Проблема организации сбалансированного питания в школе.
10.Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.
11.Достаточная физическая активность как компоненты здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.
12.Роль двигательной активности в биологической эволюции.
13.Влияние физической тренировки на сердечно-сосуди¬стую и дыхательную системы.
14.Закаливание как компонент здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.
15.Личностно-развивающие, педагогические технологии в формировании здорового образа жизни на разных этапах развития ребенка.
16.Компьютер и здоровье. Опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя компьютера
17.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от электромагнитных полей.
18.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.
19.Ультрафиолетовое, инфракрасное, световое излучение, источники, их краткая гигиеническая характеристика и особенности влияния на человека (положительное и негативное).
20.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинарском занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению с презентацией, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение тестовых заданий.
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.