2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Высокоуровневые методы программирования_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Высокоуровневые методы программирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Высокоуровневые методы программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является ознакомление с новейшими направлениями в области создания технологий программирования и теоретическими сведениями о тенденциях использования высокоуровневых методов программирования при проектировании программных приложений на основе объектно-ориентированного подхода.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
закрепление навыков алгоритмизации и программирования; знакомство с методами объектно-ориентированного программирования как наиболее распространенными и эффективными методами разработки программных продуктов; обучение разработке алгоритмов на основе объектно-ориентированного подхода; знакомство с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.2
Логическое программирование
2.1.3
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.5
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.6
Проективная геометрия
2.1.7
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.8
Архитектура компьютера
2.1.9
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.10
Дискретная математика
2.1.11
Дифференциальные уравнения
2.1.12
Конструктивная геометрия
2.1.13
Объектно-ориентированное программирование
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.15
Числовые системы
2.1.16
Аналитическая геометрия
2.1.17
Начала алгебры
2.1.18
Основы математического анализа
2.1.19
Теоретические основы информатики
2.1.20
Теория преобразований плоскости
2.1.21
Теория чисел
2.1.22
Элементарная математика
2.1.23
Алгоритмы и структуры данных
2.1.24
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.25
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.26
Введение в профессиональную деятельность
2.1.27
Вводный курс математики
2.1.28
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.29
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.30
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.31
Системы компьютерной алгебры
2.1.32
Методы научного исследования
2.1.33
Интернет-программирование
2.1.34
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.2.2
Дифференциальная геометрия
2.2.3
Информационные системы
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.4
Курсовая работа по методикам обучения
2.2.5
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.2.6
Программирование на PHP
2.2.7
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.8
Математические основы физики
2.2.9
Методы и средства защиты информации
2.2.10
Моделирование в системах компьютерной математики
2.2.11
Проектирование информационных систем
2.2.12
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.13
Разработка WEВ-приложений
2.2.14
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.15
Технологии программирования
2.2.16
Избранные главы методики обучения математике
2.2.17
История математики
2.2.18
Компьютерное моделирование
2.2.19
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.20
Мультимедийные технологии
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.23
Теория функций комплексной переменной
2.2.24
Автоматизированные системы управления
2.2.25
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.26
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.27
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.28
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.29
Производственная преддипломная практика
2.2.30
Уравнения математической физики
2.2.31
Численные методы
2.2.32
Избранные главы элементарной математики
2.2.33
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.34
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.35
Специальные методы решения математических задач
2.2.36
История информатики
2.2.37
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.38
3D-моделирование
2.2.39
Вычислительная математика
2.2.40
Управление информационными системами
2.2.41
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.42
Математическое моделирование в физике
2.2.43
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.44
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.45
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.46
Программирование Python
2.2.47
Разработка Интернет-приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами программирования;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами пррграммирования ;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами программирования: 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами программирования;;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами программирования. 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами программирования;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами программирования;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами программирования.
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории и общие методологические принципы ООП;
3.1.2
методы проектирования, разработки и создания программных продуктов с применением ООП;
3.1.3
особенности объектно-ориентированных возможностей различных языков программирования и программных систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ставить задачи на разработку программного обеспечения с использованием ООП и решать их;
3.2.2
создать проект: разместить на форме нужные компоненты, изменить их свойства, в зависимости от функциональности приложения создать реакции на события;
3.2.3
программировать в операционной системе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологией объектно-ориентированного подхода к проектированию и разработке программ;
3.3.2
технологией программирования в оконных операционных средах;
3.3.3
технологией визуального программирования.
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные понятия и подходы технологии программирования 

 
1.1
Качественная и количественная оценка программных средств /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.2
Реализация базовых и дополнительных алгоритмических структур /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.3
Язык программирования: назначение и основные особенности. Исходный /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.4
Процедурное программирование /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.5
Технология программирования и основные этапы ее развития. Автоматизация разработки ПП, CASE-технологии. Эффективность и технологичность ПП. Структурное программирование. Объектноориентированное программирование.

/Лек/

Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.6
Ввод-вывод, работа с файлами /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
 
Раздел 2. Основные понятия структур данных. Динамические структуры данных. Поиск. Сортировка

 
2.1
Типы и структуры данных. Основные алгоритмы  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.2
Ввод-вывод, работа с файлами /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.3
Алгоритмы поиска /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.4
Алгоритмы сортировки /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
 
Раздел 3. Технология программирования при структурном подходе

 
3.1
Спецификация ПП при структурном подходе. Диаграммы переходов состояний. Функциональные диаграммы. Структурные и функциональные схемы, метод пошаговой детализации. Структурные карты Константайна /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
3.2
Структурные и функциональные      схемы, метод пошаговой детализации. Структурные карты Константайна /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
 
Раздел 4. Технология программирования при объектном подходе

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
4.1
Спецификация ПП при объектном подходе. Унифицированный язык моделирования UML. Модель использования. Логическая модель. Модель реализации. Модель процессов. Модель развертывания. Разработка  структуры ПП при объектном подходе. Определение отношения между объектами. Уточнение отношений классов. Проектирование классов. Компоновка компонентов ПП /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
4.2
Реализация динамических структур данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
 
Раздел 5. Разработка пользовательских интерфейсов

 
5.1
Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки. Пользовательская и программная модели интерфейса.Классификация диалогов и принципы их разработки. Основные компоненты графического интерфейса пользователя. Реализация диалога в графическом интерфейсе /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.2
Объектно-ориентированное программирование /Лаб/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.3
Тестирование и отладка /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.4
Теорема о структурировании. Блок-схема алгоритма, предикативные и

функциональные вершины. Роль представления данных, структуры данных. Понятие программы.

/Ср/

Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.5
Классификация и поколения языков программирования. Понятие системы программирования. Основные компоненты системы программирования их назначение и особенности. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.6
Структурное            программирование.         Объектно-ориентированное

программирование. Класс как тип данных, определенный пользователем. Состояние и поведение объекта.

/Ср/

Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.7
CASE-технологии на основе структурного анализа и проектирования. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.8
Определение        вариантов    использования.    Концептуальная   модель предметной области. Описание поведения. Системные события и операции.

/Ср/

Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.9
Интерфейсы прямого манипулирования и особенности их проектирования. Интеллектуальные элементы пользовательских интерфейсов /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
5.10
тратегии структурного и функционального тестирования. Стандартизация жизненного цикла программного средства в системе государственных

стандартов и стандартов ISO. Документирование на фазах жизненного цикла по требованиям ЕСПД и стандартов ISO.

/Ср/

Л1.1Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5.11
/Экзамен/

36
ПК-4 ПК-11
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы

1. Платформа .NET Framework и библиотека классов FCL.

2. Основы языка программирования С#. Базовые классы для консольных приложений. Класс Console. Класс Math. Класс Convert. Переменные методов.

3. Основы языка программирования С#. Типы данных. Стек. Куча. Система типов языка C#. Встроенные типы и преобразование типов. Константы.

4. Операции языка C#. Приоритеты операций. Операция присваивания. Специальные варианты присваивания. Арифметические операции. Вычисление выражений. Операции отношения. Логические операции. Условная операция.

5. Операторы языка C#. Оператор присваивания. Операторы выбора (if, switch). Операторы перехода (goto, break, continue). Операторы цикла (for, while, foreach). Обработка исключений.

6. Понятие массива в C#. Типы массивов. Одномерные массивы. Многомерные массивы. Ступенчатые массивы. Массивы как коллекции. Методы класса Array. Создание и использование массивов.

7. Понятие класса в C#. Основные элементы классов. Режимы доступа. Поля класса. Методы класса. Тело метода. Вызов метода. Перегрузка методов. Конструкторы класса. Свойства класса. Автоматически реализуемые свойства. Инициализация объектов класса. Индексаторы. Статические поля и методы класса.

8. Делегаты и события классов в C#. Понятие делегатов. Описание и использование делегатов. Понятие события как взаимодействия объекта с вызывающей его программой. Примеры событий. Описание событий в классе. Объявление в программе объектов с событиями. Создание обработчиков событий.

9. Отношения между классами. Отношение вложенности. Отношение наследования. Описание производного класса. Конструкторы производного класса. Добавление методов в производном классе. Абстрактные классы. Присвоение ссылок с учетом наследования. Полиморфизм.

10. Структуры. Перечисления. Интерфейсы. Две способа реализации интерфейса. Приведение к типу интерфейса. Встроенные интерфейсы.

11. Коллекции и словари. Понятие коллекции – класса, предназначенного для хранения и доступа к упорядоченному списку объектов произвольного вида. Свойства и методы коллекций (Add, Remove, Item, Count). Создание коллекций объектов. Работа с объектами в коллекции - перечисление элементов коллекции (foreach).

12. Работа с внешними данными (файлами и базами данных)

13. Язык LINQ

14. Работа с данными на внешних устройствах. Классы для работы с файлами. Классы.

15. Введение в работу с базами данных ADO. Назначение ADO. Понятие базы данных и системы управления базами данных. СУБД SQL Server Express. Реляционная модель данных. Язык работы с данными SQL. Основные операторы языка SQL (Select, Update, Delete). Понятие источника данных и его создание. Технологии ODBC и OLEDB.

16. Подсоединенная работа с базами данных. Провайдеры ADO.Net. Объектная модель провайдеров ADO.Net. Основные классы провайдеров. Класс Connection. Строка соединения с БД. Класс Command. Выполнение команд к базе данных с использованием объектов Command. Класс DataReader. Методы класса DataReader. Чтение, корректировка и добавление новых данных.

17. Отсоединенная работа с БД. Класс DataAdapter. Класс DataSet. Заполнение данных в DataSet из базы данных. Классы DataTable и DataRow. Работа с данными объекта DataTable. Сохранение изменений DataSet в базе данных.

18. Автоматизация работы с БД. Создание типизированных классов DataSet. Использование объектов типизированного класса DataSet. Выполнение LINQ запросов к объектам DataSet. Связывание объектов БД с классами приложения с помощью атрибутов и класса DataContext. Создание типизированных DataContext классов. Выполнение LINQ запросов к объектам DataContext. Занесение новых, изменение и удаление данных в БД с использование типизированных DataContext.

19. Пространство имен Windows.Forms. Пространства имен, библиотеки, основные наборы классов. Пространство имен System.Windows.Forms. Основной класс окон – Form. Показ и закрытие форм. Элементы управления – controls.

20. Работа с элементами управления. Основные элементы управления, Виды меню. Основные классы по работе с меню. Основное и контекстное меню.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Работа с диалоговыми окнами. Понятие диалогового окна. Типы диалоговых окон. Классы общих диалогов. 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Использование общих диалогов. Создание собственных диалогов.

2. Рисование в окне программы. Рисование в окне. Пространство имен System.Windows.Drawing. Класс Graphics. Основные классы для рисования – Pen, Brush, Color, Font.

3. Обработка событий от внешних устройств. Внешние устройства – клавиатура, мышь, таймер. События внешних устройств. Обработка событий формы от внешних устройств.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении  РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Федоров, Д. Ю. 
Программирование на языке высокого уровня python :  Федоров, Д. Ю.  Программирование на языке высокого уровня Python : учебное пособие для вузов / Д. Ю. Федоров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15733-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515076 (дата обращения: 21.03.2023).
М: Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сиразева Д.Ф.
Информатика и программирование: рабочая программа
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются не только коммуникативные качества личности, но и активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков учитывать степень обученности конкретным приемам работы с ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные занятия призваны сформировать базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.