2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Высокоуровневые методы программирования_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Высокоуровневые методы программирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
20
20
20
20
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
42
42
42
42
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Высокоуровневые методы программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является научить обучающихся основам программирования, включая постановку задачи, выбор метода решения задачи, создание или выбор алгоритма, реализацию алгоритма на языке программирования, отладку и тестирование программ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- научить обучающихся системному подходу к решению комплекса вопросов, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации по средствам ЭВМ;
1.4
- обучить обучающихся основам алгоритмизации и программирования на одном из языков высокого уровня;
1.5
- дать обучающимся представление о современных технических и программных средствах реализации информационных процессов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Объектно-ориентированное программирование
2.1.4
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.5
Программирование Python
2.1.6
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.7
Теория чисел
2.1.8
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.9
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.10
Числовые системы
2.1.11
Аналитическая геометрия
2.1.12
Архитектура компьютера
2.1.13
Компьютерное моделирование
2.1.14
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.15
Теория преобразований плоскости
2.1.16
Теория рядов
2.1.17
Элементарная математика
2.1.18
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.19
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.20
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.21
Психолого-педагогический практикум
2.1.22
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.23
Дифференциальные уравнения
2.1.24
Начала алгебры
2.1.25
Общая и социальная психология
2.1.26
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.27
Теоретические основы информатики
2.1.28
История (история России, всеобщая история)
2.1.29
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.30
Основы математического анализа
2.1.31
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.32
Робототехника
2.1.33
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.34
Алгоритмы и структуры данных
2.1.35
Вводный курс математики
2.1.36
Концепции современного естествознания
2.1.37
Философия  
2.1.38
Разработка WEВ-приложений
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.39
Основы компьютерной графики
2.1.40
Учебная практика по программированию
2.1.41
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Базы данных
2.2.4
Дискретная математика
2.2.5
История математики
2.2.6
Курсовая работа по математике
2.2.7
Технологии программирования
2.2.8
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.9
Информационные системы
2.2.10
Конструктивная геометрия
2.2.11
Курсовая работа по информатике
2.2.12
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.13
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.14
Практикум по решению задач на ПК
2.2.15
Проективная геометрия
2.2.16
Проектирование информационных систем
2.2.17
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.18
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Дифференциальная геометрия
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.22
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.23
Производственная преддипломная практика
2.2.24
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.25
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.2.26
Специальные методы решения математических зада
2.2.27
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории и общие методологические принципы ООП;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.1.2
методы проектирования, разработки и создания программных продуктов с применением ООП;
3.1.3
особенности объектно-ориентированных возможностей различных языков программирования и программных систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ставить задачи на разработку программного обеспечения с использованием ООП и решать их;
3.2.2
создать проект: разместить на форме нужные компоненты, изменить их свойства, в зависимости от функциональности приложения создать реакции на события;
3.2.3
программировать в операционной системе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологией объектно-ориентированного подхода к проектированию и разработке программ;
3.3.2
технологией программирования в оконных операционных средах;
3.3.3
технологией визуального программирования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в программирование. Критерии качества программы

 
1.1
Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов. Блок-схемы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
1.2
Реализация базовых и дополнительных алгоритмических структур /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
 
Раздел 2. Средства разработки ПП 

 
2.1
Язык программирования: назначение и основные особенности. Исходный /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
2.2
Процедурное программирование /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
 
Раздел 3. Основные понятия и подходы технологии программирования 

 
3.1
Технология программирования и основные этапы ее развития. Автоматизация разработки ПП, CASE-технологии. Эффективность и технологичность ПП. Структурное программирование. Объектноориентированное программирование.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
3.2
Ввод-вывод, работа с файлами /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
 
Раздел 4. Основные понятия структур данных. Динамические структуры данных. Поиск. Сортировка

 
4.1
Типы и структуры данных. Основные алгоритмы  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
4.2
Ввод-вывод, работа с файлами /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
4.3
Алгоритмы поиска /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
4.4
Алгоритмы сортировки /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
 
Раздел 5. Технология программирования при структурном подходе

 
5.1
Спецификация ПП при структурном подходе. Диаграммы переходов состояний. Функциональные диаграммы. Структурные и функциональные схемы, метод пошаговой детализации. Структурные карты Константайна /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
5.2
Структурные и функциональные      схемы, метод пошаговой детализации. Структурные карты Константайна /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
 
Раздел 6. Технология программирования при объектном подходе

 
6.1
Спецификация ПП при объектном подходе. Унифицированный язык моделирования UML. Модель использования. Логическая модель. Модель реализации. Модель процессов. Модель развертывания. Разработка  структуры ПП при объектном подходе. Определение отношения между объектами. Уточнение отношений классов. Проектирование классов. Компоновка компонентов ПП /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
6.2
Реализация динамических структур данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
 
Раздел 7. Разработка пользовательских интерфейсов

 
7.1
Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки. Пользовательская и программная модели интерфейса.Классификация диалогов и принципы их разработки. Основные компоненты графического интерфейса пользователя. Реализация диалога в графическом интерфейсе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.2
Объектно-ориентированное программирование /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.3
Тестирование и отладка /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
7.4
Теорема о структурировании. Блок-схема алгоритма, предикативные и

функциональные вершины. Роль представления данных, структуры данных. Понятие программы.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.5
Классификация и поколения языков программирования. Понятие системы программирования. Основные компоненты системы программирования их назначение и особенности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.6
Структурное            программирование.         Объектно-ориентированное

программирование. Класс как тип данных, определенный пользователем. Состояние и поведение объекта.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.7
CASE-технологии на основе структурного анализа и проектирования. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.8
Определение        вариантов    использования.    Концептуальная   модель предметной области. Описание поведения. Системные события и операции.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.9
Интерфейсы прямого манипулирования и особенности их проектирования. Интеллектуальные элементы пользовательских интерфейсов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
7.10
тратегии структурного и функционального тестирования. Стандартизация жизненного цикла программного средства в системе государственных

стандартов и стандартов ISO. Документирование на фазах жизненного цикла по требованиям ЕСПД и стандартов ISO.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.1
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы

1. Введение в программирование.

2. Критерии качества программы.

3. Алгоритмизация, как основа реализации методов программирования.

4. Базовые и дополнительные алгоритмические структуры.

5. Средства разработки ПП.

6. Язык программирования: назначение и основные особенности.

7. Этапы разработки программного обеспечения.

8. Структурное программирование.

9. Нисходящее проектирование.

10.Концепция создания модульных программ.

11.Объектно-ориентированное проектирование и программирование.

12.Основные принципы объектно-ориентированного программирования.

13.Сущность ООП.

14.Особенности программирования в оконных операционных средах.

15.Понятие класса в ООП.

16.Типы интерфейсов пользователя.

17.Технология создания приложений в среде Visual Basic(VBA).

18.Введение в систему программирования VBA.

19.Этапы разработки приложений в интегрированной среде проектирования Visual Basic.

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
20.Визуальное проектирование приложения.

21.Разработка программных кодов в среде объектно-ориентированного программирования.

22.Процедурный подход к программированию.

23.Использование переменных для хранения информации.

24.Создание процедур обработки событий.

25.Организация работы с массивами.

26.Работа с файловой системой Windows.

27.Операторы языка Visual Basic для взаимодействия с файловой системой.

28.Запись данных в последовательный файл.

29.Извлечение данных из файлов и отображение на форме пользователя

30.Дополнительные возможности языка программирования Visual Basic.

31.Создание и использование элемента ActiveX

32.Размещение элемента управления на панели инструментов

33.Использование разработанного элемента ActiveX в проектах Visual Basic

34.Использование элементов управления в приложениях MS Office

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные задания для контрольной работы:

Задание 1. Дан массив на 37 элементов. Написать программу, которая находит сумму индексов элементов массива, которые находятся до последнего положительного элемента и которые делятся на 3.

Задание 2. Дан массив на 99 элементов. Написать программу, которая находит сумму по модулю элементов массива, индексы которых кратны 2 и не кратны 4.

Задание 3. Дан массив на 43 элемента. Написать программу, которая находит сумму элементов массива, которые делятся на 7 и индексы которых кратны 3.

Задание 4. Дан массив на 34 элемента. Написать программу, которая находит минимальный индекс отрицательного элемента массива.

Задание 5. Дан массив на 64 элемента. Написать программу, которая находит все

тройки элементов массива, сумма которых кратна 5.

Задание 6. Дан массив на 73 элемента. Написать программу, которая находит два последних элемента массива, которые не делятся на 13.

Задание 7. Дан массив на 85 элементов. Написать программу, которая находит сумму нечетных индексов элементов массива, которые не делятся на 2.

Задание 8. Дан массив на 25 элементов. Написать программу, которая печатает все элементы, находящиеся между первым отрицательным и последним положительным элементами массива.

Задание 9. Дан массив на 39 элементов. Написать программу, которая находит сумму четных индексов элементов массива, которые находятся после максимального по модулю элемента.

Задание 10. Дан массив на 53 элемента. Написать программу, которая находит сумму элементов массива, которые делятся на 2 и не делятся на 3 и которые располагаются за минимальным элементом массива

11. Лишние пробелы. Дана строка, состоящая из слов, разделенных пробелами.

Напишите программу, удаляющую лишние пробелы. Пробел считается лишним, если он

- стоит в начале строки;

- стоит в конце строки;

- следует за пробелом.

12. Форматный вывод числа. С клавиатуры вводится целое число в десятичной системе счисления. Написать программу, реализующую вывод его представления с

разделением на триады цифр.

Пример

Число:100000

Форматированный вывод: 100 000

Число: 1000000

Форматированный вывод: 1 000 000

13. В заданном массиве слов найти наибольшее.

14. Дана строка. Если она представляет собой запись целого числа, то вывести 1;если вещественного (с дробной частью), то вывести 2; если строку нельзя преобразовать в число, то вывести 0.

15. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Вывести строку, содержащую эти же слова (разделенные одним пробелом), но расположенные в обратном порядке.

16. а) Дана строка-предложение. Зашифровать ее, поместив вначале все символы, расположенные на четных местах, а затем, в обратном порядке, все символы, расположенные на нечетных местах (например, строка "Программа" превратится в "ргамамроП"). б) Решить обратную задачу.

17. Дана строка. Получить новую строку, где каждый символ исходной строки заменён на его код. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении  РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Федоров, Д. Ю. 
Программирование на языке высокого уровня python :  Федоров, Д. Ю.  Программирование на языке высокого уровня Python : учебное пособие для вузов / Д. Ю. Федоров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15733-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515076 (дата обращения: 21.03.2023).
М: Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сиразева Д.Ф.
Информатика и программирование: рабочая программа
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.URL: www.iprbookshop.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе;

выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.