2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Вычислительная математика и численные методы_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вычислительная математика и численные методы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Вычислительная математика и численные методы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является: формирование систематических знаний в области вычислительной математики и численных методов решения задач математического анализа, алгебры и математической физики на ЭВМ,  формировать способность использовать основные законы численных методов  и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
1.2
Задачами освоения дисциплины является: изучить теорию погрешностей; изучить приближенные методы решения математических задач; уметь применять численные методы при решении задач профессиональной деятельности.
1.3
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Дискретная математика
2.1.4
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.1.5
Математическая логика
2.1.6
Математические основы баз данных
2.1.7
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.9
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.10
Математика
2.1.11
Программное обеспечение ПК
2.1.12
Теория информации и кодирования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Архитектура ЭВМ
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
основные законы естественнонаучных дисциплин
 
современные информационно-коммуникационные технологии.
 
законы естественно-научных дисциплин при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
Уметь:
 
применять основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности

 
использовать основные законы естественно-научных дисциплин при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью
 
использовать современные ИКТ при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью;
 
 
Владеть:
 
информационно-коммуникационными технологиями и методами применения их в профессиональной деятельности
 
методами применения законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
 
законами естественно-научных дисциплин при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.1.1
основы теории погрешностей и теории приближений;
3.1.2
основные численные методы алгебры;
3.1.3
методы построения элементов наилучшего приближения;
3.1.4
методы построения интерполяционных многочленов;
3.1.5
методы численного дифференцирования и интегрирования;
3.1.6
современные информационно-коммуникационные технологии
3.1.7
законы естественнонаучных дисциплин при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
численно решать алгебраические и трансцендентные уравнения, применяя для этого следствия из теоремы о сжимающих отображениях;-
3.2.2
численно решать системы линейных уравнений методом простой интеграции методом Зейеля;
3.2.3
численно решать системы нелинейных уравнений методом Ньютона;
3.2.4
использовать основные понятия теории среднеквадратичных приближений для построения
3.2.5
элемента наилучшего приближения (в интегральном и дискретном вариантах);
3.2.6
интерполировать и оценивать возникающую при этом погрешность;
3.2.7
применять формулы численного дифференцирования и интегрирования;
3.2.8
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью
3.2.9
использовать современные ИКТ при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
информационно-коммуникационными технологиями и методами применения их в профессиональной деятельности
3.3.2
методами применения законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
3.3.3
основными приемами использования вычислительных методов при решении различных задач профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. введение в вычислительную математику 

 
1.1
Применение вычислительного эксперимента. Требования к вычислительным методам   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
1.2
Схема вычислительного эксперимента  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3
3
0
 
1.3
Точные и приближенные числа  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
1.4
Виды погрешностей вычислений  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
1.5
Особенности математический вычислений , реализуемых на ЭВМ  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
1.6
Задача аппроксимации функций  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
1.7
История возникновения приближенных чисел  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
1.8
Учет погрешностей вычислений  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
1.9
Округление чисел  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
1.10
абсолютная и относительная погрешность  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
1.11
Связь между погрешностью и числом верных знаков  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3
3
0
 
1.12
Фрмулы для границ абсолютной и относительной погрешностей некоторых функций  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3
3
0
 
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Раздел 2. Методы в вычислительной математике 

 
2.1
Теоритические основы численных методов  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3
3
0
 
2.2
Приближенное решение алгебраических и трансцендентных уравнений  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.3
Метод хорд, касательных, итерации  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.4
Методы отделения корней уравнений  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.5
Численное решение СЛАУ и систем нелинейных уравнений  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.6
Метод итерации. Метод Зейделя  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.7
Вычисление определителй и обращение матриц  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.8
Численное интегрирование  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
2.9
Метод трапеции. Метод Симпсона  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3
3
0
 
2.10
Численное решение обыкновенных ДУ  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3
3
0
 
2.11
Метод Эйлера. Метод прогноза и коррекции  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
2.12
Метод Рунге-Кутта /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
3
0
 
2.13
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы к зачету

1.Общая схема решения задач на ЭВМ.

2.Алгоритм построения графиков функций.

3.Масштабные множители и формулы преобразования координат.

4.Способы построения графиков.

5.Координатные сетки.

6.Автоматический выбор цены деления координатных сеток и масштабных множителей.

7.Построение графиков двух переменных.

8.Понятие конечных разностей.

9.Погрешность метода конечных разностей, понятие порядка точности метода.

10.Ошибки округлений, полная ошибка расчёта.

11.Численное решение алгебраических уравнений. Отделение и уточнение корней.

12.Метод половинного деления для численного решения алгебраических уравнений.

13.Метод итераций (последовательных приближений). Сходимость метода итераций.

14.Достаточное условие сходимости итерационного процесса метода итераций.

15.Метод итераций с параметром.

16.Метод Ньютона для численного решения алгебраических уравнений.

17.Метод хорд для численного решения алгебраических уравнений.

18.Численное интегрирование. Метод прямоугольников и трапеций.

19.Пример программы на численное интегрирование методом центральных прямоугольников.

20.Погрешность метода прямоугольников.

21.Метод Симпсона для численного интегрирования.

22.Численное решение дифференциальных уравнений. Метод Эйлера.

23. Погрешность метода Эйлера для численного решения дифференциальных уравнений.

28.Уточнённые методы Эйлера для численного решения дифференциальных уравнений.

29. Метод Рунге-Кутта для численного решения дифференциальных уравнений.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы к контрольной работе

Задание №1:Решение уравнения методом касательных

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Отделить корни уравнения графически и уточнить один из них методом касательных с точностью 0.001

Задание №2:Решение уравнения методом хорд

Отделить корни уравнения аналитически и уточнить один из них методом хорд с точностью до 0.001.

Задание№3. Решение уравнения методом итераций

Отделить корни уравнения аналитически и уточнить один из них методом итераций с точностью до 0.001

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пименов, В. Г. 
Численные методы в 2 ч. Ч. 2: Пименов, В. Г.  Численные методы в 2 ч. Ч. 2 : учебное пособие для вузов / В. Г. Пименов, А. Б. Ложников. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 107 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10891-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515028 (дата обращения: 21.03.2023).
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пименов, В. Г. 
В. Г. Численные методы в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для вузов / В. Г. Пименов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 111 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10886-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1032-6 (Изд-во Урал. ун-та). — ISBN 978-5-7996-1015-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432203 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.