2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Вычислительная математика и численные методы_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вычислительная математика и численные методы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
экзамен 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Вычислительная математика и численные методы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является: формирование систематических знаний решения и разработки стандартных задач в профессиональной деятельности с помощью информационных технологий
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
приобрести практические навыки применения методов системного анализа и математического моделирования
1.4
формирование навыков решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры
1.5
осуществление анализа организационно –технических и экономических процессов с применением информационных технологий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Основы теории вероятности и математической статистики
2.1.4
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.5
Теория систем и системный анализ
2.1.6
Экономическая теория
2.1.7
Дискретная математика
2.1.8
Учебная ознакомительная практика
2.1.9
Теория информации и кодирования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Информационная безопасность
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
 
ОПК-3.1: Знает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
ОПК-3.2: Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
ОПК-3.3: Владеет навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно-исследовательской работе с учетом

требований информационной безопасности

 
 
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
 
ОПК-6.1: Знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
 
ОПК-6.2: Умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
 
ОПК-6.3: Владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории погрешностей и теории приближений;
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.1.2
основные численные методы алгебры;
3.1.3
методы построения элементов наилучшего приближения;
3.1.4
методы построения интерполяционных многочленов;
3.1.5
методы численного дифференцирования и интегрирования;
3.1.6
методы численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;
3.1.7
методы численного решения дифференциальных уравнений в частных производных;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
численно решать алгебраические и трансцендентные уравнения, применяя для этого следствия из теоремы о сжимающих отображениях;
3.2.2
численно решать системы линейных уравнений методом простой интеграции методом Зейделя;
3.2.3
численно решать системы нелинейных уравнений методом Ньютона;
3.2.4
использовать основные понятия теории среднеквадратичных приближений для построения элемента наилучшего приближения (в интегральном и дискретном вариантах);
3.2.5
интерполировать и оценивать возникающую при этом погрешность;
3.2.6
применять формулы численного дифференцирования и интегрирования;
3.2.7
применять методы численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;
3.2.8
применять численные методы при решении задач математической физики;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
применения вычислительных методов для решения конкретных задач из различных областей математики и ее приложений;
3.3.2
навыками практической оценки точности результатов, полученных в ходе решения тех или иных вычислительных задач, на основе теории приближений;
3.3.3
основными приемами использования вычислительных методов при решении различных задач профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория погрешностей

 
1.1
Применение вычислительного эксперимента. Требования к вычислительным методам   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.2
Схема вычислительного эксперимента  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.3
Точные и приближенные числа  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.4
Виды погрешностей вычислений  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.5
Особенности математический вычислений , реализуемых на ЭВМ  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
1.6
Задача аппроксимации функций  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.7
История возникновения приближенных чисел  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.8
Учет погрешностей вычислений  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.9
Округление чисел  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.10
Абсолютная и относительная погрешность  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.11
Связь между погрешностью и числом верных знаков  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.12
Оценка погрешностей арифметических действий /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.13
Формулы для границ абсолютной и относительной погрешностей некоторых функций  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
 
Раздел 2. Численное решение уравнений и систем. Численный анализ

 
2.1
Теоретические основы численных методов /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.2
Приближенное решение алгебраических и трансцендентных уравнений  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.3
Метод хорд, касательных, итерации  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.4
Методы отделения корней уравнений  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.5
Численное решение СЛАУ и систем нелинейных уравнений  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.6
Метод итерации. Метод Зейделя  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.7
Вычисление определителей и обращение матриц  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.8
Численное интегрирование  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.9
Метод трапеции. Метод Симпсона  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.10
Численное решение обыкновенных ДУ  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.11
Метод Эйлера. Метод прогноза и коррекции  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.12
Метод Рунге-Кутта. Метод прогонки /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
2.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы для экзамена

1.Общая схема решения задач на ЭВМ.

2.Алгоритм построения графиков функций.

3.Масштабные множители и формулы преобразования координат.

4.Способы построения графиков.

5.Координатные сетки.

6.Автоматический выбор цены деления координатных сеток и масштабных множителей.

7.Построение графиков двух переменных.

8.Понятие конечных разностей.

9.Погрешность метода конечных разностей, понятие порядка точности метода.

10.Ошибки округлений, полная ошибка расчёта.

11.Численное решение алгебраических уравнений. Отделение и уточнение корней.

12.Метод половинного деления для численного решения алгебраических уравнений.

13.Метод итераций (последовательных приближений). Сходимость метода итераций.

14.Достаточное условие сходимости итерационного процесса метода итераций.

15.Метод итераций с параметром.

16.Метод Ньютона для численного решения алгебраических уравнений.

17.Метод хорд для численного решения алгебраических уравнений.

18.Численное интегрирование. Метод прямоугольников и трапеций.

19.Пример программы на численное интегрирование методом центральных прямоугольников.

20.Погрешность метода прямоугольников.

21.Метод Симпсона для численного интегрирования.

22.Численное решение дифференциальных уравнений. Метод Эйлера.

23. Погрешность метода Эйлера для численного решения дифференциальных уравнений.

28.Уточнённые методы Эйлера для численного решения дифференциальных уравнений.

29. Метод Рунге-Кутта для численного решения дифференциальных уравнений.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задания к контрольной работе

Задание №1:Решение уравнения методом касательных

Отделить корни уравнения графически и уточнить один из них методом касательных с точностью 0.001

Задание №2:Решение уравнения методом хорд

Отделить корни уравнения аналитически и уточнить один из них методом хорд с точностью до 0.001.

Задание№3. Решение уравнения методом итераций

Отделить корни уравнения аналитически и уточнить один из них методом итераций с точностью до 0.001

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пименов, В. Г. 
Численные методы в 2 ч. Ч. 2: Пименов, В. Г.  Численные методы в 2 ч. Ч. 2 : учебное пособие для вузов / В. Г. Пименов, А. Б. Ложников. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 107 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10891-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515028 (дата обращения: 21.03.2023).
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пименов, В. Г. 
В. Г. Численные методы в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для вузов / В. Г. Пименов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 111 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10886-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1032-6 (Изд-во Урал. ун-та). — ISBN 978-5-7996-1015-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432203 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, 

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся , которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 11
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.