2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Робототехника_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Робототехника
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед наук, Доцент, О.Ю. Герасимова _________________
 
 
Робототехника
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ольга Юрьевна Герасимова

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является- введение в начальное инженерно-техническое конструирование и основы робототехники с использованием робототехнического образовательного конструктора VEX IQ.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
изучение основных понятий робототехники и областей ее применения;
1.4
формирование навыков конструирования робототехнических систем;
1.5
формирование навыков программирования робототехнических механизмов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы вожатской деятельности
2.1.2
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.5
Психология воспитательных практик
2.1.6
Учебная практика по решению математических задач
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Учебная практика по решению задач по физике
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Специальные методы решения математических задач
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.7
История математики
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.10
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.11
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
правила безопасной работы;
3.1.2
основные компоненты конструкторов VEX IQ;
3.1.3
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
3.1.4
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
3.1.5
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
3.1.6
как передавать программы VEX IQ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
3.2.2
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
3.2.3
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
3.2.4
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с методами построения моделей и процессов управления роботами и программных средств;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.3.2
навыками работы с методами проектирования программного обеспечения для управления робототехническими системами;
3.3.3
инструментами и методами робототехники.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие робототехника

 
1.1
История возникновения и современные направления исследований в области роботехники.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
1.2
Система. Модель. Конструирование. Способы соединения.Эффективность. Измерения. Создание и использование измерительных приборов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
1.3
Сборка робота "Пятиминутка" по инструкции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
1.4
Силы.Энергия.Преобразование энергии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
1.5
Конструирование прибора динамометра. Конструирование тележки и установки для ее запуска в ходе эксперимента. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
7
0
 
1.6
Психолого-педагогические особенности преподавания робототехники в дошкольной организации и школе.Основные методические решения преподавания робототехники. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

20
7
0
 
 
Раздел 2. Конструирование и механизмы

 
2.1
Обеспечение жесткости и прочности создаваемых конструкций.Принципы создания устойчивых и неустойчивых конструкций.Опора. Центр масс. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
2.2
Конструирование прочного и жесткого каркаса конструкции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
7
0
 
2.3
Колесо.Этапы технического проекта. Технический рисунок. Технический проект «Самокат».‎ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
2.4
Конструирование рулевого управления.Технический проект «Самокат».‎ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
7
0
 
2.5
Основной принцип механики. Наклонная плоскость.Клин.Рычаги. Рычаг первого, второго и третьего рода. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
2.6
Конструирование тележки для экспериментов. Конструирование установки, демонстрирующей работу рычага первого, второго и третьего рода. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.7
Зубчатые передачи.Зубчатые передачи. Редуктор и мультиплексор.Зубчатая передача. Резиномотор.Цепная передача. /Лек/

2
7
0
 
2.8
Творческий проект «Ручной миксер» /Пр/

4
7
0
 
2.9
Изобретатели и рационализаторы.Особенности поиска решения поставленной конструкторской задачи.создание технического рисунка, конструирование опытного образца  /Ср/

20
7
0
 
 
Раздел 3. Программирование и дистанционное управление

 
3.1
Язык программирования роботов Robot C.Конструкция полноприводного робота VEX IQ.  /Лек/

2
7
0
 
3.2
Программирование поступательного и вращательного движения.Декомпозиция. Движение по лабиринту.Функциональное управление роботом.Циклы в С. Движение при помощи бесконечного цикла. Счетчики. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
3.3
Вложенные ветвления. Элементы декомпозиции в механике.

Сравнение полного, заднего и переднего приводов. Двоичное кодирование. Switch case. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
3.4
Эффективное использование вложенного ветвления if else и программной конструкции switch case. Работа с пультом дистанционного управления; /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
7
0
 
3.5
Творческий проект  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
7
0
 
3.6
Современные педагогические технологии в робототехнике.

Роль проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся в реализации курса «Образовательная робототехника»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

18
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Правила техники безопасности на занятиях робототехникой.

2.Виды технологий, как технологии влияют на эффективность.

3.Как связаны между собой ресурсы и продукты?

4.Какое место в современном мире занимают робототехнические технологии?

5.Определение понятий «модель» и «система».

6.Основы построения чертежа модели.

7.Понятие эффективности использования ресурсов; измерение времени, расстояния, скорости и массы.

8.Вычисление угловой скорости, сравнение массы двух колес разного размера; применение измерений в реальной жизни.

9.Определение понятия «сила», измерение силы при помощи динамометра.

10.Измерение силы, которую необходимо приложить для перетаскивания и толкания груза в разных условиях.

11.Определение силы, с которой объект известной массы действует на опору.

12.Определение понятия «энергия», изменение потенциальной и кинетической энергии тела в зависимости от условий задачи.

13.Закон сохранения энергии. Передача объекту необходимого количества энергии для точного выполнения задачи.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
14.Преобразование одного вида энергии в другой.

15.Понятия «жесткость» и «прочность».

16.Понятие устойчивости.

17.Понятие «центр масс». Расчет точки, где находится центр масс.

18.Причины, по которым изобрели колесо. Применение колеса в зависимости от необходимого уровня маневренности.  

19.Понятие «механизм». Классификация механизмов.

20.Принцип работы простого механизма - клина.

21.Принцип работы рычага. Составляющие рычага: опора, место приложения силы и груз. Особенности рычага первого рода.

22.Особенности рычага второго и третьего рода. Определение, какой род рычага используется для выигрыша в силе, какой - для выигрыша в скорости.

23.Способы организации зубчатой передачи. Значимость первого и последнего зубатых колес в зубчатой передаче; применение зубчатой передачи в реальной жизни.

24.Понятия «редуктор» и «мультипликатор». Конструирование установки, запускающей волчок.

Устройство и принцип работы резиномотора. Определение передаточного отношения между двумя зубчатыми колесами в зубчатой передаче.

25.Принцип работы ременной передачи. Отличия ременной и зубчатой передачи.

26. Принцип работы цепной передачи и ее особенности; определение передаточного отношения между двумя зубчатыми колесами в цепной передаче.

27.Понятия «программирование», «алгоритм», «переменная» и «функция». Интерфейс программы ROBOT C и утилита VEX OS Utility.

28.Понятие цикла и счетчика в цикле.

29.Применение структуры if else для организации ветвления; применение специальных вопросов для структурирования программы.

30.Понятие двоичного кодирования. Эффективное использование вложенного ветвления if else и программной конструкции switch case.

31.Психолого-педагогические особенности преподавания робототехники в дошкольной организации и школе.

33.Основные методические решения преподавания робототехники.

34.Современные педагогические технологии в робототехнике.

35.Роль проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся в реализации курса «Образовательная робототехника»

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Комплект контрольных заданий

Раздел 2 . Конструирование и механизмы

Вариант 1

1. Вычисление угловой скорости, сравнение массы двух колес разного размера; применение измерений в реальной жизни.

2. Дайте определение понятию «сила», измерение силы при помощи динамометра.

3. Как происходит измерение силы, которую необходимо приложить для перетаскивания и толкания груза в разных условиях.

4. Как определить определение силы, с которой объект известной массы действует на опору.

5. Определение понятия «энергия», изменение потенциальной и кинетической энергии тела в зависимости от условий задачи.

6. Как работает закон сохранения энергии и как происходит передача объекту необходимого количества энергии для точного выполнения задачи.

7. Объясните как происходит преобразование одного вида энергии в другой.

Вариант 2

1. Дайте определение понятию «жесткость» и «прочность».

2. Понятие «центр масс». Как рассчитать точки, где находится центр масс.

3. Назовите причины, по которым изобрели колесо. Применение колеса в зависимости от необходимого уровня маневренности.

4. Дайте определение понятию «механизм». Классифицируйте механизмы.

5. В чем состоит принцип работы рычага. Составляющие рычага: опора, место приложения силы и груз. Особенности рычага первого рода.

6. Особенности рычага второго и третьего рода. Определение, какой род рычага используется для выигрыша в силе, какой - для выигрыша в скорости.

7. Какие способы организации зубчатой передачи вы знаете. В чем значимость первого и последнего зубатых колес в зубчатой передаче; каково применение зубчатой передачи в реальной жизни.

Раздел 3. Программирование и дистанционное управление

Вариант 1.

1. Понятия «программирование», «алгоритм», «переменная» и «функция». Интерфейс программы ROBOT C и утилита VEX OS Utility.

2. Понятие цикла и счетчика в цикле.

Вариант 2.

1. Применение структуры if else для организации ветвления; применение специальных вопросов для 

 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
структурирования программы.

2. Понятие двоичного кодирования. Эффективное использование вложенного ветвления if else и программной конструкции switch case.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Киселёв, М.М.
Робототехника в примерах и задачах
Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2017
 
Л1.2
Глухов В.С., Дикой А.А., Галустов Р.А., Дикая И.В.
Основы робототехники :  Учебное пособие / В. С. Глухов, А. А. Дикой, Р. А. Галустов, И. В. Дикая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 308 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82448.html
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Глухов В.С., Галустов Р.А., Дикой А.А., Дикая И.В.
История и современность развития роботов : учебное пособие / В. С. Глухов, Р. А. Галустов, А. А. Дикой, И. В. Дикая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 231 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82445.htm
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
Л2.2
Пономарева, Ю. С. 
Пономарева, Ю. С. Практикум по основам робототехники. Задачи для Lego mindstorms nxt и ev3 [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю. С. Пономарева, Т. В. Шемелова. — Электрон. текстовые данные. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016. — 36 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54361.html: учебно-методическое пособие
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
ГРЕБНЕВА Д.М.
Основы робототехники: учебно-методическое пособие / Авт.-сост.Д. М. Гребнева. – Нижний Тагил : Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. –108 с. : учебно-методическое пособие
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" (Нижний Тагил),  2017 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.