2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Информационная безопасность_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационная безопасность
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю _________________
 
 
Информационная безопасность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения  дисциплины является формирование способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
1.2
Задачамиосвоениядисциплиныявляются:
1.3
формирование знаний средств и методов решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.4
формирование умений  решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.5
формирование навыков решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Алгоритмы и структуры данных
2.1.4
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.5
История информатики
2.1.6
Мировые информационные ресурсы
2.1.7
Основы программирования
2.1.8
Теория информации и кодирования
2.1.9
Технические средства информатизации
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Высокоуровневые методы информатики и программирования
2.2.4
Архитектура ЭВМ
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности
 
Знать:
 
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности ;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в их взаимосвязи.
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей  ;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями .
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы изучения основных понятий теории защиты информации;
3.1.2
средства и методы решения задач профессиональной деятельности в области защиты компьютерной информации;
3.1.3
средства и методы  применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы изучения основные понятия теории защиты информации;
3.2.2
использовать средства и методы решения задач профессиональной деятельности в области защиты компьютерной информации;
3.2.3
использовать средства и методы применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов изучения основные понятия теории защиты информации;
3.3.2
навыками применения средств и методов решения задач профессиональной деятельности в области защиты компьютерной информации;
3.3.3
навыками применения средств и методов применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину. Основы государственной политики РФ в области информационной безопасности. 

 
1.1
Ключевые аспекты и вопросы формирования защиты информации современного предприятия. Информационная безопасность в  системе национальной безопасности РФ. Роль информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.2
Концептуальная модель информационной безопас-ности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
1.3
Понятие национальной безопасности РФ. Виды безопасности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
1.4
Информация, категории информации, носители информации.

Угрозы безопасности, анализ угроз. Оценка риска.

Виды тайн (тайна частной жизни, коммерческая, государственная).

Механизмы обеспечения информационной безопасности и их применение. Концепция защиты информации.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-4
2
0
 
1.5
Исследование и изучение структуры средств безопасности операционных систем и использование их для конфиденциального доступа к информации. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
1.6
Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение. Виды угроз информационной безопасности РФ. Источники угроз информаци-онной безопасности. Основные направления обеспе-чения информационной безопасно-сти государства. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
1.7
Разработка и реализация алгоритма функционирования системы безопасности объектов. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
1.8
Идентификация и аутентификация - механизм защиты информации.

Интеллектуальная и информационная собственность как объект правовой охраны.

Идентификация и аутентификация. Методы, основанные на измерении биометрических параметров человека..

Разработка политики безопасности предприятия.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
1.9
Разработка и реализация алгоритма функционирования системы безопасности субъектов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 2. Программнотехнический уровень обеспечения информационной безопасности. Основы  обеспечения информационной безопасности компьютерных систем (КС).

 
2.1
Сервисы безопасности. Что такое идентификация и аутентификация. Защищенность персональных компьютеров. Безопасность компьютерных сетей. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
2.2
Разграничение доступа механизм защиты информации.

Разработка плана защиты предприятия .

Криптография. Симметричные методы.

Разработка плана обеспечения непрерывной работы и восстановления функционирования.

Криптография. Асимметричные методы.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
2
0
 
2.3
Разработка и реализация алгоритма сетевого фильтра. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
2.4
Организационно-правовые основы информационной безопасности КС. Организационно-технические основы ИБ КС

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
2.5
Построение защищенных виртуальных сетей. Безопасность удаленного доступа к локальной сети. Современные средства построения защищенных виртуальных сетей /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
2.6
Разработка и реализация алгоритма криптографического преобразования. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
2.7
Аппаратно-программные средства обеспечения ИБ КС. Основы комплексного обеспе-чения ИБ КС

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
2
0
 
2.8
Способы несанкциони-рованного доступа к информации. Противодействие несанкционированному доступу. Общие сведения по классической криптографии и алгорит-мам блочного шифрования. Цифровая электронная подпись. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
2
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Понятие информационной безопасности. Основные составляющие.

2. Основные угрозы информационной безопасности.

3. Обеспечение информационной безопасности.

4. Вредоносное программное обеспечение.

5. Средства антивирусной защиты

6. Технологии информационной безопасности компьютерных систем и сетей

7. Обеспечение безопасности операционных систем. Основные функции подсистемы защиты ОС.

8. Механизмы безопасности Windows XP.

9. Идентификация и аутентификация пользователей. Парольная аутентификация. Система S/KEY.

10. Протокол Kerberos.

11. Модель ISO/OSI и сетевая безопасность.

12. Межсетевой экран. Функции МЭ. Особенности функционирования на различных уровнях модели OSI.

13. Варианты исполнения МЭ. Проблемы безопасности МЭ.

14. Виртуальные защищенные сети VPN.Классификация сетей VPN по рабочему уровню модели OSI.

15. VPN сетевого уровня. Протокол IPSec.

16. Понятие информационной безопасности. Основные составляющие.

17. Основные угрозы информационной безопасности.

18. Обеспечение информационной безопасности.

19. Вредоносное программное обеспечение.

20. Средства антивирусной защиты

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
21. Виды криптографических кодов. Симметричное, ассиметричное кодирование.

22. Технологии информационной безопасности компьютерных систем и сетей

23. Обеспечение безопасности операционных систем. Основные функции подсистемы защиты ОС.

24. Идентификация и аутентификация пользователей. Парольная аутентификация. Система S/KEY.

25. Протокол Kerberos.

26. Модель ISO/OSI и сетевая безопасность.

27. Межсетевой экран. Функции МЭ. Особенности функционирования на различных уровнях модели OSI.

28. Варианты исполнения МЭ. Проблемы безопасности МЭ.

29. Виртуальные защищенные сети VPN.Классификация сетей VPN по рабочему уровню модели OSI.

30. VPN сетевого уровня. Протокол IPSec.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов

1 Электронная цифровая подпись.

2.Функция хэширования.

3.Инфраструктура открытых ключей. Цифровые сертификаты.

4.Алгоритм RSA. Шифрование и дешифрование.

5 Дискреционный и мандатный доступ к ресурсам информационных систем.

6 Классификация угроз информационным системам. Фундаментальные, базовые и первичные угрозы

7 Атаки типа переполнения стека

8 Основные услуги безопасности, предоставляемые информационными системами

9 Механизмы реализации услуг безопасности в информационных системах

10 Классификация криптографических алгоритмов

11 Структурная схема симметричной криптосистемы

12 Структурная схема асимметричной криптосистемы

13 Математические определения шифра, процедур шифрования и дешифрации

14 История развития криптоалгоритмов: шифр Цезаря, афинная криптосистема, шифры Виженера и Вернома

15 Понятие секретности криптоалгоритма. Разновидности атак на криптоалгоритмы

16 Блочное симметричное шифрование, обратимые нелинейные преобразования

17 Принцип итерирования как основной принцип построения современных блочных шифров. SP-сеть, сеть Фейштеля

18 Алгоритм шифрования TEA: структура, достоинства и недостатки

19 Алгоритм шифрования DES: структура, достоинства и недостатки

20 Режимы шифрования блочных шифров ECB, CBC, CFB, OFB

21 Поточные шифры: принципы функционирования, структура

22 Криптоатаки на поточные шифры, построение наибольшей длины

23 Методы построения нелинейных поточных шифров

24 Асимметричные криптосистемы: принципы функционирования, трудновычислимые математические задачи, определяющие криптостойкость криптоалгоритмов

25 RSA: математические основы криптоалгоритма

26 RSA: структура криптоалгоритма

27 RSA: возможные криптоатаки и криптостойкость алгоритма

28 Алгоритм асимметричного шифрования Рабина

29 Криптосистема ЭльГемаля: структура, криптостойкость

30 Метод ключевого обмена Диффи-Хелмана

31 Асимметричные криптоалгоритмы рюкзачного типа

32 Алгоритмы генерации случайных чисел для криптоарлгоритмов,

33 Алгоритмы генерации и поверки простых чисел в современных криптосистемах

34 Хэш-функции: назначение и основные свойства.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Нестеров, С. А. 
Информационная безопасность :  учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 321 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00258-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434171
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Казарин, О. В. 
Надежность и безопасность программного обеспечения :  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / О. В. Казарин, И. Б. Шубинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 342 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-05142-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441287 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего 

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому

предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.