2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Технологии обработки керамики_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии обработки керамики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доц., Ахметшина А.К, _________________
 
 
Технологии обработки керамики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  дисциплины является теоретическое и практическое обучение студентов технологии проектирования, изготовления изделий  и обработки художественных изделий их керамики.
1.2
Задачами дисциплиныв области являются:
1.3
Ознакомление обучающихся с разновидностями художественной керамики: тонкокаменной керамикой, фарфором, фаянсом, майоликой ,терракотом, гончарными изделиями, их типовых свойствах , составах , особенностях и областях применения. Изучение  обучающимися теоретических положений основ изготовления художественных изделий из керамики, физико-химических процессов, протекающих на каждой технологической стадии, видов возможных дефектов и способов их устранения, а также освоение практических навыков технологии керамических изделий.
1.4
Изучение способов декорирования художественных изделий из керамики, физико-химических процессах, протекающих при декорировании, а такжеметодов контроля качества готовых изделий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.1.2
Декоративное искусство
2.1.3
Компьютерная графика
2.1.4
Креативные и инновационные технологии в искусстве и дизайне
2.1.5
Методика организация выставочной деятельности
2.1.6
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.1.7
Стилизация в графике
2.1.8
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.1.9
История визуально-пространственных искусств
2.1.10
Курсовая работа по дисциплине "История визуально-пространственных искусств"
2.1.11
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
2.1.12
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.13
Производственная педагогическая практика
2.1.14
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.15
Живопись
2.1.16
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.17
Рисунок
2.1.18
Композиция
2.1.19
Педагогика
2.1.20
Учебная технологическая практика
2.1.21
Дизайн
2.1.22
Дизайн-проектирование
2.1.23
Психология
2.1.24
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.25
Учебная технологическая практика
2.1.26
Основы проектной графики
2.1.27
Введение в профессию
2.1.28
Материаловедение
2.1.29
Техническое черчение
2.1.30
Цветоведение и колористика
2.1.31
Академическая живопись
2.1.32
Скульптура
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Пластическая анатомия
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
разновидности художественной керамики
3.1.2
теоретические основы технологии художественной обработки  матнриалов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
3.2.2
самостоятельно изготовить художественное изделие  керамики.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом освоения и использования  теоретических знаний и практических умений и навыков  в предметной области Технология при решении профессиональных  задач
3.3.2
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
3.3.3
 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Художественная керамика - один из лревнийших видов художественного ремесла 

 
1.1
Древнегреческая керамика /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
1.2
Художественная обработка глины в искусстве русского народа /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
1.3
Русская глиняная игрушка /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
10
0
 
1.4
Булгарская керамика /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
1.5
Подготовка глоссария /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 2. 

 
2.1
Принципиальная технологическая схема производства изделий из керамики и требования к их форме. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.2
Ручное и промышленное формование художественных изделий из керамики /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.3
Технология рабочих форм /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.4
Изготовление художественных изделий из керамики /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
10
0
 
2.5
Изготовление художественных изделий из керамикиРазновидности художественной керамики /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
10
0
 
2.6
Работа над изделиями /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

46
ПК-3.2
10
0
 
2.7
Сырье для получения керамических масс различного типа, его обработка, типовые составы /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.8
Глазури, сырье для их получения, регулировка свойств /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
10
0
 
2.9
Физико-химические основы процессов декорирования /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.10
Краски, пигменты и люстры, декорирование с их использованием /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.11
Декорирование без красок и пигментов /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.12
Дефекты, причины их появления, способы их устранения /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
10
0
 
2.13
Подготовка презентации /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

12
ПК-3.2
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к зачету СОЦ.

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой:

1.История древней художественной керамики.

2.Способы формования изделий из глины.

3.Формование из комка. Разнообразие изделий.

4.Формование жгутико - ленточное. Особенности, разнообразие изделий.

5.Формование из пластов, текстильная керамика. Особенности, разнообразие изде-лий.

6.Формование на гончарном круге. Особенности, разнообразие изделий.

7.Способы декорирования.

8.Скульптурный декор художественных керамических изделий.

9.Виды орнаментального декора художественных керамических изделий.

10. Области применения художественной керамики.

11.Основные этапы развития искусства керамики.- Терракота.

12.Основные этапы развития искусства керамики. - Майолика.

13.Основные этапы развития искусства керамики.- Фаянс.

14.Основные этапы развития искусства керамики.- Фарфор.

15.Русский агитационный фарфор. Особенности развития, художники.

16.Технологические способы формообразования керамических изделий.

17.Виды элементов геометрического орнамента и их применение в истории керамики.

18.Виды природных мотивов и их применение в искусстве керамики.

19.Русские изразцы. Основные этапы развития.

20.Характерные особенности Скопинской керамики.

21.Характерные особенности Гжельской керамики.

22.Характерные особенности Балхарской керамики.

23.Типы живописного декора керамических изделий

 
5.2. Темы письменных работ
1.Дымковская игрушка

2.Каргопольская игрушка

3.Филимоновская игрушка

4.Абашевская игрушка

5.Керамика Скопина

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.Хлудневская игрушка

7.Романовская игрушка

8.Художественная лепка, как средство формирования  эстетического восприятия окружающего мира школьниками.

9.Мелкая пластика Танагры.

10.Малая пластика этрусков.

11.Виды рельефов.

12.Барельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой композиции.

13. Горельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой композиции.

14. Контррельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой композиции.

15. Пластика форм при выполнении скульптурных композиций.

16. Образ в скульптурной композиции.

17. Булгарская керамика.

18. Булгарская черная керамика.

19.Орнаментация булгарской керамики.

20. Мелкая булгарская пластика.

21.Орнаментация керамических изделий.

22. Центры керамики России.

23.Терракота в Италии 15 века

24.Глина как скульптурный материал

25. Глазурованная техника

26.Обжиг изделий из глины

27.Изделия из глины современных художников.

28. Глина в художественном творчестве детей.

29.Императорский фарфоровый завод

30. Пестречинская  керамика.

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
  А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко.
Художественнная керамика:учебник :     А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. -Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019.-243с.-ISBN 978-5-534-11133-0 - текст: [Электронный ресурс URL: https://biblio-online.ru/bcode/444724 
Москва : Издательство Юрайт Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019
 
Л1.2
А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко
Художественная керамика : учебное пособие для вузов 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
Э2
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org 
 
Э3
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru \
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Э4
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Задания практические по художественной обработке стекла  выполняются  под руководством ведущего преподавателя. На занятиях обуающиеся знакомятся  с историей появления стекла ,историей развития витражного искусства,основными видами витража, разнообразными приёмами росписи по стеклу, основными материалы и инструментами для работы в технике росписи по стеклу, технологией росписи различных изделий из стекла. Предлагаются варианты оформления изделий художественными элементами росписи по стеклу, в результате чего из отобранных вариантов обучающиеся изготавливают свои собственные изделия.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на лабораторных  занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

• объективное оценивание собственных учебных достижений;

• формирование умений студентов  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

• подготовка студентов  к предстоящим занятиям, зачёту;

• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер.

Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, 

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:

• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную

или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;

• домашняя учебная работа.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Предусматривается также самостоятельная работа  под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: творческие задания в соответствии с учебной программой. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.

Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала).

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над выполнением проекта (вынашивание идеи, выделение цели и задач, гипотезы и способы решения проблемы); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты первоисточников, записи, сделанные при подготовке к занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.