2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Проектирование безопасной образовательной среды в профессиональной образовательной организации_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование безопасной образовательной среды в профессиональной образовательной организации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
экзамен 2 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
143
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
143
143
143
143
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.Н., доц., Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Проектирование безопасной образовательной среды в профессиональной образовательной организации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие  компетентности, способствующей формированию готовности магистранта к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования; совершенствование  профессиональных компетенций, которые позволяют решать комплексные психолого-педагогические задачи в области педагогического моделирования безопасной образовательной среды.
1.2
Задачи:
1.3
- формирование у обучающихся знаний в области проектирования безопасной образовательной среды организации;
1.4
- формирование у обучающихся способности разрабатывать учебные программы и осуществлять их экспертную оценку;
1.5
- формирование у обучающихся представлений о  приемах экспертной деятельности по оценки психологической безопасности образовательных организаций;
1.6
- формирование у обучающихся  готовности использовать принципы проектного подхода при осуществлении педагогической деятельности.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и практика организации профессиональных олимпиад и конкурсов
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Реализация профессиональных стандартов в профессиональном образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1: Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта
 
УК-2.2: Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта
 
УК-2.3: Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.4: Качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности) за установленное время. Оценивает риски и результаты проекта
 
УК-2.5: Публично представляет результаты проекта, вступает в обсуждение хода и результатов проекта
 
 
ПК-2: Способен осуществлять проектирование и управление реализацией учебных программ профессионального образования
 
ПК-2.1: Знает: инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритм проектирования программ; инструментарий управления и экспертной оценки содержания программ
 
ПК-2.2: Умеет: определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся
 
ПК-2.3: Владеет: современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности работы над проектом на всех этапах его жизненного цикла
3.1.2
конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности)
3.1.3
инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритмы проектирования программ
3.1.4
инструментарий управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1.5
современные теоретические и методические подходы к разработке и реализации учебных программ
3.1.6
приемы управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выстраивать этапы работы над проектом, определять этапы жизненного цикла проекта
3.2.2
определять проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулировать цель проекта, определять исполнителей проекта
3.2.3
проектировать решение конкретных задач проекта, выбирать оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
3.2.4
решать конкретные задачи за установленное время, оценивать риски и результаты проекта, публично представлять результаты проекта,обсуждать ход и результаты проекта
3.2.5
определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам
3.2.6
 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками управления проектом и публичного представления результатов проекта
3.3.2
современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных прогамм.
3.3.3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические и теоретические основы проектирования безопасной образовательной среды образовательной организации

 
1.1
Научные подходы к моделированию безопасной образовательной среды .  Структурная модель безопасной образовательной среды. Виды безопасности.Понятие и реализация основных направлений комплексной безопасности образовательной организации   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.2
Понятия "безопасность" и "психологическая безопасность" в образовательной мреде образовательной организации. Общая характеристика процесса формирования безопасной среды образовательной организации /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.3
Нормативно-правовые основы организации  работы по обеспечению безопасности в образовательной организации. Концепция национальной безопасности.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.4
Технологии проектирования безопасной образовательной среды.Технологии обучения как основа конструирования психологически комфортной и безопасной

образовательной среды. Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательной организации  /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.5
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности образовательной среды образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-2.1
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
1.6
Организационно-распорядительные документы  документы обеспечения безопасной образовательной среды организации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-2.1
2
0
 
1.7
Изучение документов и программ, регламентирующих содержани работы по обеспечению безопасности образовательной среды  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

12
ПК-2.1
2
0
 
1.8
Образовательная среда: основные подходы к рассмотрению феномена.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.9
Изучение подходов проектирования безопасной среды организации.Изучение различных форматов проектирования безопасной среды организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
2
0
 
1.10
Проектирование и технологии формирования психологически комфортной и

безопасной образовательной среды.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.11
Особенности проведения учебных и внеаудиторных воспитательных занятий и мероприятий с обучающимися по обеспечению безопасной образовательной среды.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
 
Раздел 2.  Экспертиза психологической безопасности образовательной среды 

 
2.1
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.Задачи оценки образовательной среды школы. Типология образовательных сред.

Мониторинг образовательной среды школы. Социальные компоненты образовательной среды: взаимоотношения с учителем, с учениками. Учет личностных проблем и затруднений.Защищенность от рисков, угроз, опасностей. Социальная изоляция. Защищенность от недоброжелательного отношения. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.2
Моделирование психологической безопасности образовательной среды средствами активного социально-психологического обучения. Проект: "Основы формирования психологически безопасной образовательной среды".Этапы разработки. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
2
0
 
2.3
Порядок проведения экспертизы психологической безопасности образовательной среды. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.4
Характеристика процесса формирования психологи комфортной и безопасной образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1
2
0
 
2.5
Основные принципы и задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1
2
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
2.6
Технологии создания психологически безопасной образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.7
Оценка образовательной среды. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.8
Критерии и показатели психологически безопасной образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1
2
0
 
2.9
Психологический комфорт и безопасность как состояния образовательной среды. Факторы дестабилизации психологического комфорта и безопасности образовательной среды. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-2.1
2
0
 
2.10
Экспертный подход к оценке образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.11
Средовый подход к оценке  образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.3
2
0
 
2.12
Приёмы проектирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.13
Технология проведения экспертизы психологически безопасности образовательной среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.14
Параметры экспертизы психологической безопасности образовательной среды школы. Комплексная оценка показателей. Этапы образовательной экспертизы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ПК-2.1 ПК-2.3
2
0
 
2.15
Инновационные подходы, требования к содержанию и проектированию учебных программ по обеспечению психологически комфортной и безопасной образовательной среды  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

11
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.16
Служба практической психологии в образовании и ее деятельность по психологизации образовательной среды школы. Комплекс возможностей образовательной среды как интегративный критерий ее качества. Психологические закономерности восприятия образовательной среды. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.17
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

13
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1. Сущность понятия «безопасная образовательная среда».

2. Нормативно-правовая база создания безопасной среды образовательной организации.

3. Структурная модель безопасной образовательной среды.

4. Моделирование безопасной образовательной среды как метод психолого-педагогического исследования.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
5. Педагогические основы моделирования безопасной образовательной среды.

6. Методы диагностики психической безопасности и оценка здоровья обучающихся и педагогов.

7  Условия организации психологически безопасной образовательной среды.

8. Проблема безопасности организации и личной безопасности.

9. Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.

10. Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.

11. Технологии обучения как основа конструирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

12. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Психологическая саморегуляция учителя как средство повышения эффективности педагогической деятельности.

13. Тренинговые технологии обучения психологической безопасности для обучающихся.

14. Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды.

15. Технологии проектирования безопасной образовательной среды.

16. Теоретические положения мониторинга безопасности образовательной среды.

17. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды как научная проблема.

18. Формирование логики безопасного взаимодействия субъектов учебно- воспитательного процесса.

19. Требования, предъявляемые к тренингу психологической безопасности для учителей (проблема ненасильственного взаимодействия).

20. Охарактеризуйте основные научные подходы к раскрытию понятия «безопасная образовательная среда».

21. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

22. Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды.

23. Модели безопасной образовательной среды.

24. Этапы проектирования безопасной среды образовательной организации.

25. Основные организационные и педагогические  условия осуществления программы сопровождения по созданию безопасной образовательной среды.

26. Концепции научных подходов к исследованию проблем образовательной среды.

27. Особенности проектирования безопасной и здоровьесозидающей образовательной среды современной школы.

28. Критерии безопасной среды организации.

29. Педагогические основы проектирования безопасной образовательной среды.

30. Мониторинг безопасности образовательной среды организации.

 
5.2. Темы письменных работ
Задание: подготовить реферать на одну из предложенных тем:

Безопасная среда образовательной организации

Организационно-правовые вопросы обеспечения безопасности оборазовательной организации

Управление безопасностью в образовательной организации

Информационное сопровождение безопасности образовательной организации

Формировапние культуры безопасности учащихся в системе обеспечения безопасности образовательной организации

Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими

Моделирование психологической безопасности образовательной среды

Моделирование психологической безопасности образовательной среды средствами активного социально-психологического обучения

Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды

Комплекс возможностей образовательной среды как интегративный критерий ее качества

Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды

организационные условия осуществления программы сопровождения по созданию безопасной образовательной среды

Информационная безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.

Модели проектирования комфортной образовательной среды в практике современного образования

Формирование комфортного личного пространства участников образовательного процесса

Педагогическое предвидение как условие формирование психологически комфортной и безопасной среды в образовательном процессе.

Влияние педагогического общения на безопасность образовательной среды.

Диагностические методики определения безопасной образовательной среды.

Алгоритм проектирования безопасной и здоровьесозидающей образовательной среды и их содержательного наполнения.

Проектирование безопасной и здоровьесозидающей образовательной среды современной школы

Задание: Разработайте проект,направленный на формирование безопасной образовательной среды в школе. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петров, С. В.
Обеспечение безопасности образовательной организации : учебное пособие для вузов / С. В. Петров, П. А. Кисляков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14077-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491422: учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Москвин, С. Н.
Управление проектами в сфере образования : учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11817-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496072: учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Чиркова, С.Е.,  Р.А. Ахмеров,  Бажин, К.С.,  Царев Е.В.
Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие/ С.Е.Чиркова, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царев. Казань: Издательство "Бриг", 2015.- 136с.: учебное пособие
Казань: Издательство "Бриг", 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российское образование: федеральный образовательный портал URL: http://www.edu.ru/
 
Э2
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок URL: https://infourok.ru/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus. – Текст: электронный.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение проектного задания.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор выполненного проекного задания (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.