2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Информационное обеспечение дизайн-проектирования_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старш.преп. , Б.В.Киселев  _________________
 
 
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование способности собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются :
1.3
формирование знаний средств и методов сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
1.4
формирование умений сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
1.5
формирование навыков сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.4
Основы теории и методы дизайна
2.1.5
Технологии дизайн-проектирования
2.1.6
Основы изобразительной грамоты
2.1.7
Пакеты векторной графики
2.1.8
Пакеты растровой графики
2.1.9
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Ландшафтный дизайн
2.2.5
Основы моделирования
2.2.6
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.7
Компьютерный дизайн интерьера
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы применения современных информационных технологий и методов переработки информации при решении типовых профессиональных задач;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.1.2
средства и методы использования  компьютерной графики в процессе формализации требований пользователя заказчика дизайнерского проекта;
3.1.3
средства и методы сбора детальной информации применения традиционных или современных методик дизайн- проектирования при работе с заказчиком.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы применения современных информационных технологий и методов переработки информации при решении типовых профессиональных задач;
3.2.2
использовать средства и методы использования  компьютерной графики в процессе формализации требований пользователя заказчика дизайнерского проекта;
3.2.3
использовать средства и методы сбора детальной информации применения традиционных или современных методик дизайн- проектирования при работе с заказчиком.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов применения современных информационных технологий и методов переработки информации при решении типовых профессиональных задач;
3.3.2
навыками применения средств и методов использования  компьютерной графики в процессе формализации требований пользователя заказчика дизайнерского проекта;
3.3.3
навыками применения средств и методов сбора детальной информации применения традиционных или современных методик дизайн- проектирования при работе с заказчиком.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Информационное обеспечение дизайн-проектирования

 
1.1
Информационное обеспечения дизайн проектирования  в современном обществе  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
4
0
 
1.2
Векторная, растровая, 3d графика.

Взаимодействие программ

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

14
ПК-6
4
0
 
1.3
Подбор графических пакетов  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-6
4
0
 
1.4
Векторная графика

интерфейс CorelDraw

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
4
0
 
1.5
Работа с файлами, импорт и экспорт, основные графические инструменты CorelDraw  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
4
0
 
1.6
Функция дизайна

История

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Функция дизайна .Виды график

 
2.1
Работа с файлами, импорт и экспорт, основные графические инструменты Adobe Photoshop  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
4
0
 
2.2
Работа с файлами, импорт и экспорт, основные графические инструменты 3d StudioMax  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-6
4
0
 
2.3
Работа с файлами, импорт и экспорт, основные графические инструменты CorelDraw  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-6
4
0
 
2.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Виды компьютерной графики и их общая характеристика.

2. Текстовые редакторы: принципы форматирования и редактирования текста.

 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3. Текстовые редакторы: структура и возможности Microsoft Word.

4. Графические редакторы: сфера их применения и возможности в дизайнпроектировании.

5. Программы для обмена информацией в сети Интернет.

6. Интернет-браузеры, поисковые системы и электронная почта как средства хранения

и обмена информацией.

7. Операционные системы. Стандартные, служебные и мультимедиа программы.

8. Текстовые графические редакторы в ОС Windows: MS Paint, Блокнот, Word Pad и др.

9. Пакет Microsoft Office, его назначение и возможности.

10. Основы компьютерной графики: виды, программная и аппаратная часть.

11. Основы растровой графики: определение, параметры. Источники получения и

средства работы.

12. Основы растровой графики: достоинства и недостатки.

13. Основы векторной графики: определение, объекты (линия, кривая Безье), средства

создания векторных изображений.

14. Основы векторной графики: достоинства и недостатки.

15. Форматы графических изображений.

16. Взаимные преобразования растровой и векторной графики.

17. Цветовые пространства (модели описания цвета): общая характеристика.

18. Аддитивная модель и аддитивный синтез.

19. Субтрактивная модель и субтрактивный синтез.

20.Назовите 4 уровня этимологии (первоначальное значение) англоязычного понятия «дизайн»

21.Результатом творческого метода является: - проект - идея, концепция - образ замысел – композиция

22.Пространственное мышление относится к профессиональному методу или к творческому?

23.Назовите шесть принципов архитектурно-дизайнерской деятельности.

24.. Основное отличие дизайна от декоративно-прикладного искусство заключается?

25.Какая сфера методологии связывает мировоззрение, идеологию общества с архитектурно-дизайнерской деятельностью?

26.Определение дизайна.

27.Назовите сферы (области) дизайнерской деятельности.

28.. Изучение методологии дизайна необходимо для?

29.Какие деятельности из являются родственным дизайну?

30.При проектировании клуба, на этапе поиска идеи наиболее важно?

 
5.2. Темы письменных работ
Тематика докладов:

1. Что называется программной частью (программным обеспечением) компьютера?

2. Какие виды компьютерной графики вы знаете?

3. Что называется графическими редакторами и какие графические редакторы вам

известны? Для чего они предназначены?

4. Какие графические форматы вам известны?

5. Что такое цветовая модель? Какие цветовые модели вам известны?

6. Какие устройства обработки, хранения и передачи информации вам известны?

7. Какие существуют программы для обмена данными в сети Интернет?

8. Дайте общую характеристику текстовым редакторам, и какова их область

применения

9. Составьте алгоритм работы с текстом и форматирования заголовков и текстовых

блоков

10. Каковы особенности подготовки изображения к печати?

11. Какая из информационных систем наиболее эффективно характеризует дизайнерское решение?

12.Что такое тектоника?

13.Стилистическая гармонизация комплексного дизайнерского решения достигается?

14.Мозговой штурм?

15.К какой типологической сфере архитектуры относится зально–ячейковая организация пространства?

16.На какой стадии дизайн – проектирования разрабатывается творческая концепция решения?

17.Какую систему дизайн – проектирования характеризуют антропометрический, гигиенический, психофизиологический, социальный факторы?

18.Что такое логотип?

19.Что такое брэнд?

20.Базовые факторы процессов формообразования в архитектуре и дизайне?

21. Сведение зрительных осей глаз при бинокулярном зрении называется?

22. Аспект дизайн – проектирования, характеризующий структуру и форму пространства (параметры и взаимосвязь помещений)?

23. Как называется наука о заимствовании природных форм и структур в технике и искусстве?

24. «Золотое сечение» точнее выражено цифровым соотношением?

25. Как называется промежуточное пространство между внутренней средой здания и городской средой?

26. Диалектическая пара метода синтеза в искусстве?

27. Создание эффекта подобия цвета и фактуры естественных материалов?

28. Что такое код дизайн проекта?

29. Элементы (или имитация) природной среды, включенные в интерьер?

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
30. Средства дизайна городского масштаба, решающие информационные задач?

25. Как называется промежуточное пространство между внутренней средой здания и городской средой?

26. Диалектическая пара метода синтеза в искусстве?

27. Создание эффекта подобия цвета и фактуры естественных материалов?

28. Что такое код дизайн проекта?

29. Элементы (или имитация) природной среды, включенные в интерьер?

30. Средства дизайна городского масштаба, решающие информационные задач?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Музалевская, Ю. Е.
Дизайн-проектирование: методы творческого исполнения дизайн-проекта:  учебное пособие / Ю. Е. Музалевская. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 73 c. — ISBN 978-5-4486-0566-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83264.html 
Саратов : Ай Пи Эр Медиа,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Грекул ,В.И.
Проектирование информационных систем. Курс лекций : учебное пособиеnдля студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий/ Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017.— 303 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67376.html .
Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Академическая версия Rhino 5 для Windows (30 мест):Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или э лектронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.