2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения  дисциплины является формирование способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с использованием основных законов естественнонаучных дисциплин и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом требований информационной безопасности.
1.2
Задачамиосвоениядисциплиныявляются:
1.3
формирование знаний средств и методов решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с использованием основных законов естественнонаучных дисциплин и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом требований информационной безопасности;
1.4
формирование умений решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с использованием основных законов естественнонаучных дисциплин и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом требований информационной безопасности;
1.5
формирование навыков решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с использованием основных законов естественнонаучных дисциплин и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом требований информационной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Для изучения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе обучения на предыдущем уровне образования и практический опыт, приобретенный при выполнении практических заданий с использованием современных информационных технологий, базирующийся на применении программного, информационного и коммуникационного обеспечения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дискретная математика
2.2.2
Информационная безопасность
2.2.3
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.2.4
Математическая логика
2.2.5
Математические основы баз данных
2.2.6
Объектно-ориентированное программирование
2.2.7
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.8
Теория информационных коммуникаций
2.2.9
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.10
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.2.11
Высокоуровневые методы информатики и программирования
2.2.12
Вычислительная математика и численные методы
2.2.13
Теория алгоритмов
2.2.14
Архитектура ЭВМ
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
определения средств и методов  использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
 
определения и сущности  средств и методов использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
определения и сущности  средств и методов использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при решении задач.
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности  при решении стандартных задач;
 
использовать средства и методы использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при решении стандартных задач для практической деятельности;
 
использовать средства и методы использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при решении стандартных задач для практической деятельности с заданными данными;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов  использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при решении задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при решении задач;
 
системой навыков применения средств и методов использования основных  законы естественнонаучных дисциплин и современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при решении задач.
 
 
 
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности
 
Знать:
 
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности  ;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в их взаимосвязи;
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей  ;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями ;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные направления и тенденции развития новых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
3.1.2
средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности с применением  новых информационно- коммуникационных технологий;
3.1.3
средства и методы использования информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы развития новых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
3.2.2
использовать средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности с применением  новых информационно- коммуникационных технологий;
3.2.3
использовать средства и методы использования информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов развития новых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
3.3.2
навыками применения средств и методов решения стандартных задач профессиональной деятельности с применением  новых информационно- коммуникационных технологий;
3.3.3
навыками применения средств и методов использования информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ

И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 
1.1
Понятие и предмет информатики. Этапы развития  информационных-коммуникационных  технологии в профессиональной деятельности. Технические средства реализации информационно-коммуникационных технологий /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
1.2
Правила использования оргтехники. Работа в операционной системе Windows /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
1.3
Принципы работы с оболочками разных операционных систем. Общий подход к организации размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации, защиты информации от несанкционированного доступа /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
1.4
Работа с профессионально ориентированным программным обеспечением. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Технолоия обработки и преобразования информации.

 
2.1
Правила и методы подготовки, сохранения и редактирования текстовых документов в разных текстовых редакторах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
2.2
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.3
Общие принципы использования стандартных функций при вычислениях, способы представления результатов в обычном и графическом виде. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.4
Использование программ обработки табличной информации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.5
Использование сетевых и программны средств в профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.6
Работа с базами данных. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.7
Основные правила и требования к использованию электронных библиотек /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.8
Новые технологии представления и обработки информации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
2.9
Полнотекстовые базы данных отечественных и зарубежных научных периодических изданий /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 3. Использование Интернет и его служб в профессиональной деятельности

 
3.1
Современная структура сети Интернет. Интернет как единая система ресурсов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
3.2
Поиск информации в Интернет. Отправка и прием сообщений с помощью почтовой службы Интернет. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
3.3
Методы поиска необходимой информации, правила пользования основными службами глобальных сетей. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
3.4
Защита информации от несанкционированного доступа. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 4. Изучение и работа с пакетом программ по профилю подготовки

 
4.1
Технологии и средства обработки графической информации. Технологии и средства обработки звуковой информации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
4.2
Работа в Adobe Photoshop, CorelDraw /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
4.3
Образовательные ресурсы в свободном доступе. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ОПК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Понятие информации и измерение информации.

2. Основные этапы информационного развития общества.

3. Основные информационные процессы, реализация их с помощью персональных компьютеров.

4. Правовые нормы охраны программ и данных. Защита информации.

5. Понятие, свойства, виды и измерение информации.

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6. Представление информации.

7. Логические основы персонального компьютера.

8. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели.

9. Алгоритмические модели.

10. Носители информации.

11. Автоматизированные системы управления (АСУ).

12. История персонального компьютера. Состав персонального компьютера.

13. Внешние устройства персонального компьютера.

14. Программное обеспечение персонального компьютера.

15. Компьютерные сети.

16. Компьютерные вирусы и антивирусная защита.

17. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

18. Издательские системы. Компьютерные публикации. Программы переводчики.

19. Текст как информационный объект.

20. Динамические электронные таблицы.

21. СУБД (системы управления базами данных).

22. Графические информация (растровая и векторная графика).

23. Система компьютерной презентации и мультимедийные среды.

24. История сети Интернет.

25. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

26. Электронная почта и телеконференции.

27. Всемирная паутина WWW, браузеры.

28. Программные поисковые сервисы.

29. Графический редактор Photoshop. Особенности. Основные функции.

30. Графический редактор Photoshop. Описание панели инструментов

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов

1. Информационные технологии организационного управления (корпоративные инфор-мационные технологии)

2. Информационные технологии в промышленности и экономике

3. Информационные технологии автоматизированного проектирования

4. Программные средства информационных технологий

5. Технические средства информационных технологий

6. Этапы эволюции информационных технологий

7. CASE – технологии

8. Основные стандарты мультимедиа – технологий

9. Аппаратные средства мультимедиа – технологий

10. Компьютерные сети. Основные понятия

11. Глобальные компьютерные сети

12. Локальные компьютерные сети

13. Топология локальных компьютерных сетей (шина, кольцо, звезда)

14. Архитектура компьютерных сетей.

15. Инструментальные программные средства для создания экспертных систем.

16. Иерархические классификационные системы

17. Системы автоматизированного проектирования в машиностроении

18. Автоматизированные системы управления технологическими процессами

19. Информационно- справочные системы и информационно – поисковые технологии

20. Системы автоматизации документооборота и учета

21. Экспертные системы в отраслях народного хозяйства

22. Информационные сетевые технологии

23. Мультимедиа – технологии. Основные понятия

24. Информационно – справочные правовые системы (ИСПС).

25. Информационные технологии искусственного интеллекта

26. Экспертные системы. Основные понятия

27. Виды и возможности систем управления баз данных (СУБД)

28. Особенности использования баз данных в управленческой деятельности.

29. Принципы, влияющие на конкурентно – способность компании при построении авто-матизированных систем управления предприятием.

30. Использование прикладных программ пакета MICROSOFT OFFICE в управленческой деятельности

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложение РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трофимов, В. В. 
Информационные технологии в 2 т. Том 1: : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; ответственный редактор В. В. Трофимов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 238 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01935-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434432
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. А. Астапчук, П. В. Терещенко.
Корпоративные информационные системы: требования при проектировании : учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08546-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425572
М. : Издательство Юрайт, 2-е изд., испр. и доп.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания.

В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных

межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.