2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Информационные системы_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные системы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю _________________
 
 
Информационные системы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является дать основы проектирования и разработки информационных систем с различных технологий.
1.2
Задачами освоения  дисциплины является:
1.3
изучение теоретических основ разработки информационных систем;
1.4
рассмотрение общих аспектов защиты информации в информационных системах;
1.5
получение навыков разработки информационных систем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базы данных
2.1.2
История математики
2.1.3
Курсовая работа по математике
2.1.4
Методика обучения предмету "Информатика"
2.1.5
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.6
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.7
Технологии программирования
2.1.8
Высокоуровневые методы программирования
2.1.9
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Разработка онлайн-курсов
2.1.10
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.11
Численные методы
2.1.12
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.13
Объектно-ориентированное программирование
2.1.14
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.15
Программирование Python
2.1.16
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.17
Теория чисел
2.1.18
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.19
Числовые системы
2.1.20
Аналитическая геометрия
2.1.21
Компьютерное моделирование
2.1.22
Теория преобразований плоскости
2.1.23
Теория рядов
2.1.24
Экономика
2.1.25
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.26
Дифференциальные уравнения
2.1.27
Иностранный язык
2.1.28
Начала алгебры
2.1.29
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.30
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.31
Теоретические основы информатики
2.1.32
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.33
Робототехника
2.1.34
Учебная ознакомительная практика
2.1.35
Концепции современного естествознания
2.1.36
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.37
Русский язык и культура речи
2.1.38
Философия  
2.1.39
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.40
Вычислительная математика
2.1.41
Разработка WEВ-приложений
2.1.42
Основы компьютерной графики
2.1.43
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Дифференциальная геометрия
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы проведения тестирования компонентов программного обеспечения ИС;
3.1.2
способы презентации  информационной системы и начальное обучение пользователей;
3.1.3
способы проектирования  ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС;
3.2.2
применять возможности современных информационных технологий, предназначенных для оптимизации процесса управления информационными системами;
3.2.3
проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с современными информационными системами;
3.3.2
методами и средствами работы с информационным обеспечением и базами данных;
3.3.3
навыками проектирования, наполнения и использования информации баз данных.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Раздел 1. Основные понятия

 
1.1
Информационные системы.Архитектура информационных систем.Уровни архитектуры информационных систем /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.2
Лабораторная работа № 1. IBExpert — инструмент разработчика и администратора баз данных Firebird. Учебная база данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.3
Классификация ИС. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.4
Лабораторная работа № 2. Построение однотабличных запросов на выборку данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.5
Уровни архитектуры информационных систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 2. Проектирование информационных систем

 
2.1
Стили проектирования ИС. Атрибуты качества ИС. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.2
Лабораторная работа № 3. Построение многотабличных и вложенных запросов на выборку данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.3
Архитектуры вычислительных платформ информационных систем. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.4
Лабораторная работа № 4. Построение запросов на определение данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.5
Архитектурные стили.Понятие и разновидности архитектурных стилей.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.6
Лабораторная работа № 5. Построение запросов на модификацию данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.7
Клиент-серверные системы.  Объектно-ориентированные системы.  Иерархические многоуровневые системы. Системы, использующие принцип независимых компонент. Системы взаимодействующих процессов. Системы, управляемые событиями.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.8
Системы, использующие принцип централизованных данных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.9
Лабораторная работа № 6. Программирование хранимых процедур /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.10
Системы, основанные на использовании централизованной базы данных.  Системы, использующие принцип классной доски. Системы, основанные на правилах.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.11
Виртуальные машины. Интерпретаторы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.12
Лабораторная работа № 7. Программирование триггеров /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.13
Фреймворк Захмана.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.14
Лабораторная работа № 8. Построение запросов управления доступом /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.5 УК-4.6 УК-6.3 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1. Понятие ИС

2. Соотношение понятий ИС и ИТ

3. Этапы развития ИС и цели их использования.

4. Обобщенная схема процессов в ИС

5. Свойства ИС (6 свойств)

6. Понятие интегрированности и масштабируемости ИС

7. Понятие управляемости и адаптивности ИС

8. Понятие целостности и безопасности ИС

9. Состав и структура ИС по направлениям (функциональные организационные, обеспечивающие подсистемы)

10. Основные принципы построения ИС (3 принципа)

11. Элементы ИС, примеры

12. Классификация ИС по степени автоматизации

13. Классификация ИС по архитектуре

14. Классификация ИС по типу хранимых данных

15. Классификация ИС по сфере применения

16. Классификация ИС по характеру обработки данных

17. Классификация ИС по характеру использования выходной информации

18. Классификация ИС по уровню управления

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
19. Классификация ИС по признаку структурированности задач

20. Управляющие ИС (MIS или ИСУ)

21. Системы поддержки принятия решений (DSS или СППР)

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией:

1. Информационные технологии.

2. Эволюция информационных технологий.

3. Классификация информационных технологий по сферам применения.

4. Методы обработки текстовой, числовой и графической информации.

5. Обработка статистической информации.

6. Обеспечивающие и функциональные информационные технологии.

7. Распределенная функциональная информационная технология.

8. Объектно-ориентированные информационные технологии.

9. Информационные технологии конечного пользователя. Стандарты пользовательского интерфейса.

10. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя.

11. Критерии оценки информационных технологий.

12. Программные средства решения информационных задач.

13. Основные категории программного обеспечения и классы операционных систем.

14. Гипертекстовые методы хранения и представления информации.

15. Мультимедийные технологии обработки и представления информации.

16. Автоматизированные информационные системы.

17. Экспертные системы.

18. Интерфейсы информационных систем.

19. Процессы сжатия информации.

20. Типы (классы), функции и возможности редакторов текстов.

21. Технологии работы с редакторами текстов.

22. Типы (классы), функции и возможности графических редакторов.

23. Технологии работы с графическими редакторами.

24. Автоматизация информационных процессов. Автоматизированные информационные системы.

25. Технологизация социального пространства.

26. Авторские информационные технологии.

27. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.

28. Информационные ресурсы и информационный потенциал общества.

29. Информационные процессы, потребности, ресурсы, продукты и услуги, обеспечение.

30. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг.

31. Информационно-поисковые системы. Виды и этапы информационного поиска.

32. Использование информационных технологий в образовании.

33. Процессы информатизации образования. Дистанционное и электронное обучение.

34. Технические средства обучения.

35. Негативные компоненты информатизации (“информационный барьер”, “информационный шум” и др.).

36. Виды сетевых информационных технологий.

37. Технологии групповой работы пользователей: доска объявлений, форум, электронная почта, теле- и видеоконференции.

38. Корпоративные информационные системы.

39. Использование информационных технологий в различных областях.

40. Системы электронного документооборота.

41. Геоинформационные и глобальные системы.

42. Технологии цифровых видеоизображений.

43. Информационные технологии передачи и обмена информацией.

44. Виды беспроводной связи. Их относительная эффективность.

45. Системы спутниковой связи.

46. Системы мобильной, в т.ч. сотовой связи.

47. Технические средства передачи информации в сетях.

48. Сетевые информационные технологии.

49. Устройство Интернета. Сервер, хосты, порталы, сайты, браузеры, провайдеры и т.д.

50. Нейросети: архитектура, отличительные особенности, область применения.

51. Основные сервисы и услуги Интернета.

52. Виды коллективного общения: форум, чат, телемост.

53. Телеконференции и видеоконференции.

54. Информационные ресурсы Интернета. Российский сегмент Интернета.

55. Анимация, баннеры и блоги в сети Интернет.

56. Образовательные возможности Интернета.

57. Электронные образовательные системы и ресурсы в Интернете. Образовательная среда в Интернете.

58. Личная безопасность пользователей информационных ресурсов и обслуживающего персонала.

59. Компьютерные вирусы.

60. Программные средства защиты от различных видов несанкционированных воздействий на программное и 

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
аппаратное компьютерное обеспечение.

61. Криптография, криптографическая защита.

62. Электронная подпись.

63. Биометрические методы защиты.

64. Системы и устройства биометрической защиты.

65. Экспертные системы. Базы знаний. Извлечение знаний из данных. Нейронные системы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Маркин, А. В.
Программирование на SQL в 2 ч. Часть 1 : : учебник и практикум для вузов / А. В. Маркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15817-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509818 .
М. : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Рыбальченко, М. В. 
Архитектура информационных систем : учебное пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 91 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01159-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437686
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. А. Астапчук, П. В. Терещенко.
Корпоративные информационные системы: требования при проектировании : учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08546-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425572
М. : Издательство Юрайт, 2-е изд., испр. и доп.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Маглинец, Ю. А.
Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам [Электронный ресурс]/ Маглинец Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52184.html.— ЭБС «IPRbooks»: Электронный ресурс
М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ),  2016 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.URL: www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.11
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.