(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Требования при разработке ЭОР /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Примеры построения и использования ЭОР в учебном процессе. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену:
1. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
2. Средства ИКТ, применяемые в образовании.
3. Классификация средств ИКТ.
4. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.
5. Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося.
6. Дистанционные технологии обучения.
7. Понятие мультимедиа.
8. Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов.
9. Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов.
10. Современные технические и программные средства информационных технологий.
11. Текстовый процессор: назначение и выполняемые функции; элементы интерфейса текстового процессора.
12. Текстовый процессор: настройка текстового процессора: параметры и их установка; основные объекты текстового документа и их свойства.
13. Текстовый процессор: подготовка документов путем слияния.
14. Текстовый процессор: шаблоны и стили оформления.
15. Текстовый процессор: создание электронных форм
16. Текстовый процессор: специальные возможности Word; работа с большими документами (стилевое форматирование)
17. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе: определение ЭОР; типы, характеристики ЭОР и область их применения.
18. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе: классификация ЭОР; этапы создания ЭОР.
19. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе: требования к разработке авторских ЭОР.
20. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе: обзор инструментальных сред для создания ЭОР.
21. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе: примеры построения и использования ЭОР в учебном процессе.
22. Облачные технологии: принцип работы; интерфейс сервиса Googleдиск
23. Облачные технологии: организация проектной работы.
24. Облачные технологии: организация диагностики учебного процесса; создание анкет, тестов, викторин с помощью сервиса Google форма.
25. Облачные технологии: организация электронного обучения.
26. Информационная безопасность. Организационные, технические и программные методы защиты информации.
27. Образовательные порталы.
28. Государственная политика в области информатизации
29. Основные пакеты антивирусных программ. Классификация программантивирусов.
30. Криптографические методы защиты информации. Классические алгоритмы шифрования данных. Электронная цифровая подпись
Тематика рефератов:
1. Основные понятия информатики. Объект, предмет, цели и задачи. Роль информации в деятельности педагога. Формы представления информации. Понятие дискретной и непрерывной информации. Различные подходы к определению понятия «информация».
2. Информационное общество. Основные признаки и тенденции развития. Информатизация. Информатизация педагогической деятельности. Признаки современного информационного общества.
3. Понятие информационных технологий. Применение информационных технологий в образовании. Информационные технологии как инструмент развития педагогической деятельности.
4. Виды, свойства и признаки информации. Что такое информационные ресурсы?
5. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения ЭВМ, их отличительные особенности.
6. Подходы к классификации компьютеров. Понятие компьютерной системы. Структура компьютерных систем. Аппаратное обеспечение компьютера. Основные принципы работы компьютера.
7. Понятие компьютерной сети. Понятия абонент, сервер, клиент, рабочая станция. Опишите технологию «клиент-сервер».
Приведите принципы многопользовательской работы с программным обеспечением.
8. Классификация локальных сетей. Топология и разновидности компьютерных сетей.
9. Основные службы сети Интернет. Что такое World Wide Web (WWW). Понятие гипертекста. Документы Internet.
10.Понятие глобальной сети. Сеть Internet. История развития и функции.
11.Основные службы и протоколы.
12.Персоналии, повлиявшие на становление и развитие компьютерных систем и информационных технологий.
13.Понятие программного обеспечения. Структура программного обеспечения.
14.Прикладное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение используемое в педагогической деятельности. Текстовые процессоры.
15.Табличные процессоры. Режимы работы, типы данных.
16.Основные понятия системы управления базами данных (СУБД). Типы связей СУБД. Условия установления связей между таблицами. Возможности СУБД MS-Access. Типы данных СУБД Access. Интерфейс СУБД Access.режимы работы.
17.Системное программное обеспечение. Классификация операционных систем. Понятие файловой системы. Функции файловых систем. Понятия: файл, каталог, маршрут.
18.Эволюция операционных систем семейства Windows. Интерфейс пользователя операционных систем семейства Windows. Сервисное программное обеспечение. Классификация. Встроенные утилиты ОС Windows. Применение сервисного ПО для обслуживания компьютерной техники.
19.Информационная безопасность. Организационные, технические и программные методы защиты информации.
20.Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов. Понятие компьютерного вируса. История появления компьютерных вирусов. Определение вируса и схема работы вируса. Классификация вирусов.
21.Основные пакеты антивирусных программ. Классификация программ-антивирусов.
22.Криптографические методы защиты информации. Классические алгоритмы шифрования данных. Электронная цифровая подпись.
23.Обеспечение стабильной и безопасной работы средствами ОС Windows. Права пользователя (пользовательская среда) и администрирование компьютерной системы.
24.Архивирование информации. Архиваторы.
25.Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в образовании. Основные процессы сбора, накопления и преобразования информации.
26.Образовательные порталы.
27.Государственная политика в области информатизации
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: •письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.