2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Информационный менеджмент_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационный менеджмент
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Информационный менеджмент
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способностей осуществления и управления социальным взаимодействием  и расчетом  своего  времени ,реализацией траектории саморазвития на основе принципов образования;
1.2
Задачами  освоения  дисциплины являются:
1.3
приобретения знаний в области общей теории управления и различных видов менеджмента, включая информационный, основных его принципов;
1.4
формирования  умений  в  области  использования  методов  информационного управления  ;
1.5
приобретения    навыков  осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде ;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.2
Личностное развитие и тайм-менеджмент
2.1.3
Разработка web-приложений
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Знает типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия
 
УК-3.2: Умеет действовать в духе сотрудничества; принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации; проявлять уважение к мнению и культуре других; определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста
 
УК-3.3: Владеет навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия; методами оценки своих действий, планирования и управления временем
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Знает основные принципы самовоспитания и самообразования, исходя из требований рынка труда
 
УК-6.2: Умеет демонстрировать умение самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать обучение по выбранной траектории
 
УК-6.3: Владеет способами управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения образовательных интересов и потребностей
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные задачи информационного менеджмента;
3.1.2
основные этапы жизненного цикла программного обеспечения, основные вопросы, связанные с проектированием, приобретением и сопровождением корпоративных информационных систем;
3.1.3
место стратегического и оперативного планирования в информационном менеджменте;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять  основные  направления  политики  организации  в управлении  информационными  ресурсами, оценивать  эффективность;
3.2.2
демонстрировать умение самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать обучение по выбранной траектории;
3.2.3
определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами и методологией составления информационных проектов;
3.3.2
навыками разработки технологической документации;
3.3.3
навыками использования функциональных и технологических стандартов ИС.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Принципы и задачи информационного менеджмента.

 
1.1
Основные определения и понятия. История возникновения информационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.2
Базовые   понятия   информационного менеджмента. Инновации, информационная сфера. Информационный объект  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.3
Значение информационного менеджмента в современном обществе  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.4
Основные определения и понятия. История возникновения информационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.5
Характеристика рынка ИТ.   Виды   ИТ.

Классификация ИТ

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.6
Понятие  информационной  системы. Виды

информационных систем.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.7
Жизненный цикл ИС.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.8
Формирование технологической   среды

информационной системы

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.9
Развитие информационной системы и

обеспечение ее обслуживания. Компоненты

ИС.

Планирование  в среде информационной

системы

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.10
Формирование организационной

структуры в области информатизации.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.11
Фазы информационных систем. Базы данных.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
1.12
Общая характеристика проектов

информатизации. Формы проектов

информатизации. Показатели эффективности информатизации.  Анализ затрат в  сфере информатизации.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
 
Раздел 2. Роль  информационного менеджмента  в современном обществе

 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.1
Роль  информационного  менеджмента в современном обществе  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
2.2
ERP  - системы, хранилища  данных  и

OLAP-системы. ВРМ- системы.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
2.3
Аналитические системы и принятие

управленческих решений. Алгоритм

принятия решений.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
2.4
Формирование и обеспечение комплексной

защищенности информационных ресурсов.

Структура  информационных  ресурсов. Виды

защиты информационных ресурсов.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Цели, задачи, особенности информационного менеджмента.

2. Основные факторы становления информационного менеджмента как научно-практического направления.

3. Основные понятия информационного менеджмента.

4. Связь информационного менеджмента со смежными дисциплинами.

5. Области информационного менеджмента.

6. Ресурсы ИС, управление ресурсами ИС.

7. Стоимость сопровождения и развития ИС

8. Анализ и планирование ценообразования. Формирование структуры цены на информационные средства и услуги.

9. Наиболее известные методологии и стандарты в области ИТ.

10. Основные характеристики методологии CobIT.

11. Основные характеристики методологии ITIL.

12. Рынок информационных ресурсов, услуг и технологий

13. Ключевые подходы к организации управления ИС.

14. Стандарты для организации управления процессов разработки программного обеспечения

15. Стандарты для организации управления качеством

16. Стандарты для организации бизнес-анализа и проектирования ИС

17. Этапы жизненного цикл информационной системы

18. Сущность основных понятий теории организации

19 Какие вопросы приходится решать менеджеру при освоении информационной системы?

20 Что понимать под использованием информационной системы и чем состоит ее поддержка?

21 В чем состоит необходимость стратегического планирования информационной системы?

22 Назовите фазы стратегического планирования информационной системы.

23 Что анализируют при изучении окружения системы?

24 Что анализируют при изучении внутренней ситуации пре дприятия?

25 Как разрабатываются стратегии на перспективу в среде информационной системы?

26 Что включается в состав итогового доклада по стратегическому планированию?

27 Как организуется стратегическое планирование информационной системы?

28 Какова иерархическая структура специалистов по информационным технологиям, принятая в зарубежной практике?

29 Каковы основные виды организационных структур в сфере обработки информации?

30 Какие существуют варианты организации ИС на предприятиях? Их преимущества и недостатки. От чего зависит выбор способа организации?

31 Какая иерархическая структура специалистов по ИТ (ИТ-менеджеров), принята в западной практике?

32 Какие основные виды организации обработки информации существуют в организации?

33 В чем состоит сущность основных понятий теории организации?

34 Какие средства и методы используются при создании организаций?

35 Проблемы разделения труда и степени централизации системы обработки информации.

36 Что такое инновации? Назовите этапы инновационного процесса.

37 Какие существуют формы организации инновационной деятельности?

38 Каковы основные принципы формирования инновационного проекта?

39 Что такое управление проектами? Чем отличается типовой менеджмент от матричного?

40 Какие задачи решает информационный менеджер в части управления экономическими показателями ИС и ИТ?

 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов:

1. Роль информационных ресурсов и технологий в маркетинге и менеджменте

2. Методологические основы применения информационных ресурсов и технологий в менеджменте

3. Какие проблемы возникаю т на этапах создания и обслуживания информационной системы?

4.Особенности применения ERP- систем в менеджменте

5. Особенности применения CRM - систем в маркетинге и менеджменте

6. Интернет -технологии и ресурсы в менеджменте

7. Информационные ресурсы и технологии менеджмента в отраслях и сферах деятельности

8. Эффективность информационных ресурсов и технологий в маркетинге и менеджменте

9. Какие основные положения содержат методологии управления ИТ?

10. В чем преимущество признанных в международной практике методологий организации управления ИТ?

11. Что представляет собой ITSM?

12. Что понимать под использованием информационной системы и чем состоит ее поддержка?

13. В чем состоит необходимость стратегического планирования информационной системы?

14. Назовите фазы стратегического планирования информационной системы.

15. Что анализируют при изучении окружения системы?

16. Что анализируют при изучении внутренней ситуации предприятия?

17. Как разрабатываются стратегии на перспективу в среде информационной системы?

18. Что включается в состав итогового доклада по стратегическому планированию?

19. Как организуется стратегическое планирование информационной системы?

20. Какова иерархическая структура специалистов по информационным технологиям, принятая в зарубежной практике?

21. Каковы основные виды организационных структур в сфере обработки информации?

22. Какие существуют варианты организации ИС на предприятиях? Их преимущества и недостатки. От чего зависит выбор способа организации

23. Какая иерархическая структура специалистов по ИТ (ИТ-менеджеров), принята в западной практике?

24. Какие основные виды организации обработки информации существуют в организации?

25. В чем состоит?

26. Какие средства и методы используются при создании организаций?

27. Проблемы разделения труда и степени централизации системы обработки информации.

28. Что такое инновации? Назовите этапы инновационного процесса.

29. Какие существуют формы организации инновационной деятельности?

30. Каковы основные принципы формирования инновационного проекта?

31. Что такое управление проектами? Чем отличается типовой менеджмент от матричного?

32. Какие задачи решает информационный менеджер в части управления экономическими показателями ИС и ИТ?

33. В чем суть проблемы экономической эффективности ИС? Показатели эффективности информатизации пред-приятия.

34. Стоимость сопровождения и развития ИС.

35. Анализ и планирование ценообразования. Формирование структуры цены на информационные средства и услуги.

36. Как выполнить анализ по статьям затрат в сфере информатизации?

37. ИС как актив предприятия. Модель совокупной стоимости владения (TCO, Total Cost of Ownership) при оценке затрат на ИС

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложение РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова
Информационное право :  учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430915 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ю. Д. Романова [и др.].
Информационные технологии в менеджменте (управлении):  учебник и практикум для вузов / Ю. Д. Романова [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11745-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446052
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были,

по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся ; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся ; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе ; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.