2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_История информатики_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История информатики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9, 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
13 2/6
10
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
10
10
36
36
Практические
26
26
20
20
46
46
Итого ауд.
52
52
30
30
82
82
Кoнтактная рабoта
52
52
30
30
82
82
Сам. работа
20
20
42
42
62
62
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
История информатики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  является  изучение истории развития информатики в мире и нашей стране.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умения обеспечить защиту информации и объектов информатизации; настройка и обслуживание аппаратно-программных средств.
1.4
формирование умения составлять заявительную документацию в надзорные государственные органы инфокоммуникационной отрасли;
1.5
формирование навыков выполнения работ в области технического регулирования, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; формирование навыков обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.1.2
Математические основы физики
2.1.3
Методы и средства защиты информации
2.1.4
Моделирование в системах компьютерной математики
2.1.5
Проектирование информационных систем
2.1.6
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.7
Разработка WEВ-приложений
2.1.8
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.9
Технологии программирования
2.1.10
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.11
Дифференциальная геометрия
2.1.12
Информационные системы
2.1.13
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.14
Методика обучения информатике
2.1.15
Методика обучения математике
2.1.16
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.17
Программирование на PHP
2.1.18
Базы данных
2.1.19
Высокоуровневые методы программирования
2.1.20
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.21
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.22
Теория рядов
2.1.23
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.24
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.25
Логическое программирование
2.1.26
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.27
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.28
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.29
Проективная геометрия
2.1.30
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.31
Архитектура компьютера
2.1.32
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.33
Дискретная математика
2.1.34
Дифференциальные уравнения
2.1.35
Конструктивная геометрия
2.1.36
Объектно-ориентированное программирование
2.1.37
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.38
Числовые системы
2.1.39
Аналитическая геометрия
2.1.40
Естественнонаучная картина мира
2.1.41
Начала алгебры
2.1.42
Основы математического анализа
2.1.43
Основы математической обработки информации
2.1.44
Теоретические основы информатики
2.1.45
Теория преобразований плоскости
2.1.46
Теория чисел
2.1.47
Элементарная математика
2.1.48
Алгоритмы и структуры данных
2.1.49
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.50
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.51
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.52
Введение в профессиональную деятельность
2.1.53
Вводный курс математики
2.1.54
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.55
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.56
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.57
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.58
Системы компьютерной алгебры
2.1.59
Математическое моделирование в физике
2.1.60
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.61
Интернет-программирование
2.1.62
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.1.63
Разработка Интернет-приложений
2.1.64
Методы научного исследования
2.1.65
Программирование Python
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные естественнонаучные  и математические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
знает источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных и математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и математических знаний.
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространств
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации
 
 
Владеть:
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации
 
навыками представления естественнонаучной и математической информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями,  естественнонаучными и математическими знаниями  для ориентирования в современном информационном
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
особенности современного состояния  науки
 
знания, классического положениями истории развития информатики
 
логику развития математических и информационных методов и идей
 
 
Уметь:
 
способен понимать универсальный характер законов логики математических рассуж-

дений

 
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место

человека в историческом процессе

 
- применять полученные исторические сведения в практической педагогической дея-

тельности;

 
 
Владеть:
 
владеет основными положениями истории развития математики и информатики
 
классическими положениями истории развития
 
критически и конструктивно анализировать, оценивать математические идеи и кон-

цепции

 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития информатики и ВТ;
3.1.2
поколения ЭВМ;
3.1.3
выдающихся личностей в истории информатики;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
охарактеризовать основные этапы развития информатики как науки;
3.2.2
выделить поколения ЭВМ.
3.2.3
нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области ИС и ИТ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  работы  с  персональным  компьютером  на высоком  пользовательском уровне;
3.3.2
основами работы с научной литературой и технической документацией по истории информатики.
3.3.3
навыками работы с документами
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. История информатики

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.1
Информатика как наука и ее появление  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.2
Информатика как наука и ее появление  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.3
Информатика как наука и ее появление  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.4
Создатели первых компьютеров и вычислительных машин  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.5
Создатели первых компьютеров и вычислительных машин  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.6
Создатели первых компьютеров и вычислительных машин  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.7
История развития языков программирования  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.8
История развития языков программирования  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.9
История развития языков программирования  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.10
Поколения ЭВМ  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.11
Поколения ЭВМ  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.12
Поколения ЭВМ  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
9
0
 
1.13
История операционных систем  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.14
История операционных систем  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.15
История операционных систем  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.16
История появления и развития принтеров  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.17
История появления и развития принтеров  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.18
История появления и развития принтеров  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.19
История появления и развития сканеров  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.20
История появления и развития сканеров  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.21
История появления и развития сканеров  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.22
История развития баз данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.23
История развития баз данных  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.24
История развития баз данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.25
История развития информатики в нашей стране  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.26
История развития информатики в нашей стране  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
1.27
История развития информатики в нашей стране  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11 ОК-3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету:

Общий исторический фон

1.2. Простейшие цифровые вычислительные устройства - абак и счеты

1.3. Логарифмическая линейка и ее потомки - аналоговые вычислительные машины

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.4. Суммирующая машина Паскаля

1.5. Арифмометр - от машины Лейбница до электронного калькулятора

1.6. Принцип программного управления. Вычислительные машины Бэббиджа

Программное управление. Чарльз Бэббидж. Разностная машина. Аналитическая машина.

Ада Лавлейс и возникновение программирования

1.7. Табуляторы: от Холлерита до машиносчетных станций

Табулятор Холлерита. Возникновение промышленности обработки данных

1.8. Сложные электромеханические и релейные машины - предвестники ЭВМ

Проекты Цузе. Проект Mark-I. Грейс Хоппер. Релейные машины Джорджа Стибица.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для рефератов:

2.1. Работы Атанасова

2.2. Первая электронная вычислительная машина ЕNIAC

2.3. Проект фон Неймана и его вклад в архитектуру ЭВМ

2.4. Первые поколения ЭВМ. Формирование индустрии и рынка ЭВМ

Позиция фирмы IВМ. Поколения ЭВМ. Масштабируемость и совместимость

2.5. Машина IВМ-360 и третье поколение ЭВМ

2.6. Расслоение рынка ЭВМ. Супер- и мини-ЭВМ

СуперЭВМ. Мини-ЭВМ

2.7. Вычислительная техника в СССР

Зарождение (1948-1952 годы). Расцвет (1950-60-е годы). Подражание (70-е - 80-е го-

ды). Крах и надежды (1990-е годы)

2.8. Микропроцессорная революция

2.9. Появление и развитие персональных ЭВМ

Первый коммерческий микрокомпьютер Altair-8800. Первое поколение персональных

компьютеров. Феномен Аррlе. В игру вступает IВМ. Второе поколение персональных компьюте-

ров. Клоны IВМ-совместимых ЭВМ

2.10. Проблемы человеко-машинного интерфейса и его влияние на архитектуру персо-

нальных компьютеров

Работы Дугласа Энгельбарта. Проекты фирмы Хегох. Арр1е берет реванш. Macintosh про-

тив IВМ РС

2.11. Направления развития вычислительной техники

Развитие элементной базы. Совершенствование архитектуры.

2.12. Современный рынок ЭВМ и его секторы

Суперкомпьютеры. Компьютеры общего назначения. Специальные компьютеры

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В. В. Трофимов, М. И. Барабанова 
Информатика в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов, М. И. Барабанова ; ответственный редактор В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 553 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02613-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434466
3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля. 
Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества:  учебное пособие для вузов / В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02989-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434455
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Э2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется с обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.