Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Киселев Б.В. _________________
 
 
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в изучении методов сбора и обработки данных, с использованием современных компьютерных технологий, полученных в результате наблюдений или специально поставленных экспериментов в области физической культуры и спорта для практических выводов.
1.2
Задачами освоения является: проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик; осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований; формирование у студентов умений и навыков обработки данных на компьютере с использованием современных технологий; освоение студентами современных средств коммуникационных технологий применяемых для сбора, обработки эксперементальных данных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гигиена физического воспитания и спорта
2.1.2
Лечебная физическая культура
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Спортивная медицина
2.1.5
Спортивная морфология
2.1.6
Физиология спорта
2.1.7
Физическая рекреация
2.1.8
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.9
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.10
Ациклические виды спорта
2.1.11
Оценка уровня здоровья
2.1.12
Физическая культура и спорт
2.1.13
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.14
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Умеет использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно - педагогической деятельности
 
УК-7.2: Демонстрирует необходимый уровень физических кондиций для самореализации в профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Физическая культура"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Физическая культура"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы современных компьютерных технологий
3.1.2
принципы выполнения интерпретации результатов
3.1.3
методы оценки репрезентативности материала
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
чётко формулировать задачи,
3.2.2
составлять цифровые базы и выборки данных,
3.2.3
подготавливать данные для их обработки; 
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.3.1
методами оценки репрезентативности материала,
3.3.2
методами объема выборок при проведении количественных исследований,
3.3.3
статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Выборочный метод, как основа изучения.

 
1.1
Современные средства и технологии обработки данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.2
Современные средства и технологии обработки данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.3
Современные средства и технологии обработки данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

82
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.4
Выборочный метод, как основа изучения. Соответствие истинных свойств объекта и свойств, изученных на основании выборки. Основные факторы, влияющие на степень соответствия (расположение, густота, общее количество наблюдений, методика опробования, способы измерения свойств). Основные системы расположения наблюдений (случайное, равномерное, многостадийное).  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.5
Составление баз данных, выборок, подготовка данных для математической обработки, пространственная привязка данных. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.6
Формулировка задачи, определение совокупности, выявление главных свойств, переход к выборочной совокупности, выбор типа математической модели, формулировка математической задачи, выбор метода решения задачи, решение математической задачи, интерпретация полученных результатов, оценка вероятности и величины возможной ошибки. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

44
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-7.1 УК-7.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

вопросы к зачёту:

1.История использования и развития автоматизированных методов обработки информации.

2. Особенности выбора параметров GRID в зависимости от геометрии и плотности сети опробования.

3. Условия применения одномерных статистических моделей.

4. Анализ и моделирование пространственных переменных, и решаемые задачи при исследованиях.

5. Особенности использования математических методов анализа и моделирования в исследованиях.

6. Основные направления и принципы моделирования в исследованиях.

7. Компьютерные технологии изучения объектов.

 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
8. .Статистическая оценка параметров окружающей среды.

9. Сущность и примеры использования регрессионного анализа при исследованиях.

10. Основные шкалы измерений, применяемые в исследованиях.

11. Способы выделения техногенной составляющей поля.

12. Оценка достоверности и пригодности данных для дальнейшей математической обработки.

13. Типы математических моделей.

14. Понятие и характеристика корреляционной зависимости применительно к процессам.

15. Основные этапы математического моделирования.

16. Статистические гипотезы и критерии их проверки.

17. Методы изучения корреляционных зависимостей.

18. Тренд-анализ.

19. Множественная корреляция.

20. Способы определения фоновых и аномальных значений.

21. Задачи распознавания образов при исследованиях.

22. Дисперсияполя, как критерий оценки техногенного воздействия на среду.

23. Условия применения параметрических и непараметрических статистических критериев.

24. Способы визуализации данных.

25. Аппроксимации поверхности тренда полиномами и анализ остатков.

26. Анализ и моделирование пространственных переменных.

27. Комплексный природно-техногенный характер информации.

28. Кластер-анализ.

29. Генеральная и выборочные совокупности.

30. Основные статистические законы, используемые при исследованиях.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Понятие о измерениях.

2. Случайный характер результатов измерений. Методы проверки нормальности распределения в выборке данных.

3. Аналитические аппроксимации распределения Стьюдента.

4. Оценка доверительного интервала и ее связь с количеством измерений в серии.

5. Методы оценки числа измерений в независимых экспериментальных сериях

6. Правила графического представления результатов эксперимента с помощью графика «ящик с усами»

7. Оценка дисперсии в малой выборке методом размаха.

8. Оценка однородности дисперсии в двух независимых выборках методом размаха

9. Сравнение средних в двух независимых малых выборках

10. Поиск максимального среднего из нескольких независимых выборок. Критерий Полсона.

11. Критерий Стьюдента для связанных и независимых выборок.

12. Основная концепция дисперсионного анализа. Исключение факторов из модели эксперимента с помощью дисперсионного

анализа.

13. Корреляционый анализ. Исключение из модели взаимно-коррелированных факторов методами корреляционного анализа.

14. Коэффициент коореляции Спирмена.

15. Регрессионный анализ. Функция потерь.

16. Метод наименьших квадратов. Приведение функций к линейному виду.

17. Оценка точности регрессионного уравнения.

18. Правила проведения регрессионного анализа.

19. Факторный анализ

20. Метод главных компонент

21. Преимущества и перспективы электропунктурной диагностики в физической культуре и спорте.

22. Классификация информационных систем в сфере физической культуры и спорта по видам подготовки

23. Возможности метода газоразрядной визуализации в физической культуре и спорте.

24. Классификация информационных систем и технологий по видам информатизации отрасли "физическая культура и спорт".

25. Сущность и содержание компьютерной психодиагностики в физической культуре и спорте.

26. Программное обеспечение делопроизводства педагога, тренера- преподавателя, научного работника, студента.

27. Возможности информационных систем в обслуживании спортивных соревнований

28. Методы оптикоэлектронного измерения движений человека

29. Технология "захват движения".

30. Функции информационных систем в учебном процессе

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении  РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12532-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545234
Москва : Издательство Юрайт, 2024
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Боев, В. Д. 
Моделирование в среде Anylogic: учебное пособие для вузов / В. Д. Боев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02560-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437871
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http :// bibl . ngpi . net :81/ cgi - bin / zgate . exe ? init + test . xml , simple . xsl + rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https :// www . elibrary . ru / defaultx . asp ?
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-310 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,

сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо

строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является

необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. 

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
С

вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог

работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по

какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной

учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая

объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное

слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи

лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое

существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись

лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной

странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут

способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и

другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с

помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у

однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение

основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу,

которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом

позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению

изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять

теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В

процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и

критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы,

ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей

позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством

преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под

непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется

студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение

содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные

образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ;

выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий,

проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В

отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются

расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и

конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма

контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических

занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной

дисциплины.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где

рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это

связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и

формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое

отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам

публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную

позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов,

 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть

построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения

предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,

проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение

дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения

семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам

времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения

литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники,

информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении

проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать

соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум

за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными

компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной

литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других

источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты,

подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства;

если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях

обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые

следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность

ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и

доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к

ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и

конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также

проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и

на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно

новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении

разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему,

увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема

вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или

часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту

самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала

учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе

курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,

рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них

необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует

использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и

научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты

вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно

распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал

накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому

предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые

термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему)

ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала.

При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и

затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут

использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении

полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в

группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в

различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных

систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального

назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено

(аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических

особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи,

зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся

предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько

этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий.