2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Математическое моделирование_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математическое моделирование
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., и.о.доцента, Филатова З.М. _________________
 
 
Математическое моделирование
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является развитие умений и навыков математической формализации постановки задач оптимизации решений (ОР), овладение навыками практического использования математическими методами ОР, рационального выбора теxнологий, формировать способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить принципы построения математической модели
1.4
рассмотреть задачи линейного программирования, рассмотреть алгоритм решения транспортной задачи
1.5
выработать навыки применения методов математического моделирования при решении социально-экономических задач .
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Основы теории вероятности и математической статистики
2.1.4
Методы анализа предметных областей
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
 
Знать:
 
основные понятия математического моделирования; 
 
сущность и назначение статистических методов моделирования и прогнозирования;
 
основные методы системного анализа и математического моделирования, применяемые при анализе социально-экономических задач и процессов;
 
 
Уметь:
 
анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
 
абстрагироваться от несущественного при математическом моделировании
 
выбирать численные методы, подходящие для решения той или иной задачи.
 
 
Владеть:
 
методами построения и реализации математических моделей профессиональных задач;
 
методами построения научно-исследовательских задач;
 
построения математической модели типовых профессиональных задач и интерпретации полученных результатов.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и методы математического моделирования;
3.1.2
статистические методы обработки экспериментальных данных;
3.1.3
основные методы системного анализа и математического моделирования, применяемые при анализе социально-экономических задач и процессов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов математического моделирования;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.2.2
использовать методы анализа данных, связанных с надежностью технических систем;
3.2.3
формулировать и решать простейшие задачи методами математического моделирования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами построения и реализации математических моделей профессиональных задач;
3.3.2
методами математического моделирования ;
3.3.3
построения математической модели типовых профессиональных задач и интерпретации полученных результатов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Виды математических моделей и дифференциальные уравнения в частных производных

 
1.1
Понятие математической модели и математическое моделирование /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
1.2
Задачи, приводящие к построению математической модели. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
1.3
Типы математических моделей. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2
4
0
 
1.4
Классификация уравнений математической физики. Виды уравнений гиперболического, эллиптического и параболического типа. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2
4
0
 
1.5
Классификация уравнений математической физики. Виды уравнений гиперболического, эллиптического и параболического типа. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
1.6
Характеристическое уравнение. Волновое уравнение, уравнение теплопроводности, уравнение Лапласа и Пуассона. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2
4
0
 
 
Раздел 2. Характеристическое уравнение. Волновое уравнение, уравнение теплопроводности, уравнение Лапласа и Пуассона.

 
2.1
Метод Даламбера и метод Фурье решения краевых задач /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
2.2
Метод Даламбера и метод Фурье. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
2.3
Уравнения колебаний. Уравнение теплопроводности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2
4
0
 
2.4
Конечно-разностные методы. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
2.5
Конечно-разностный метод, метод сеток. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
2.6
Аппроксимация уравнений. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2
4
0
 
2.7
Методы расщепления для многомерных задач математической физики /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
2.8
Метод дробных шагов для многомерных задач. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
2.9
Метод суммарной аппроксимации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2
4
0
 
 
Раздел 3. «Математическое моделирование»

 
3.1
Математические модели стационарных процессов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2
4
0
 
3.2
Математические модели стационарных процессов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

7
ОПК-2
4
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.3
Математическая модель сплошной среды. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.4
Математические модели нестационарных процессов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.5
Математические модели нестационарных процессов.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.6
Математическая модель пористой среды. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.7
Примеры математического моделирования различных процессов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.8
Примеры математического моделирования различных процессов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.9
Теплотехнический расчет нагревания продукции. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2
4
0
 
3.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы к экзамену

1. Понятие модели, объекта и процесса моделирования.

2. Классификация моделей по: форме представления, исследуемым процессам, целевому назначению, характеру причинно- следственных связей, способам отражения времени.

3. Процесс моделирования как средство анализа и метод обоснования принимаемых решений прогнозирования и управления информационными процессами.

4. Принцип системности как один из главнейших принципов моделирования.

5. Роль модели системы в понимании функционирования информационных объектов и их сущности.

6. Синтаксические совокупности и выборочные методы.

7. Оценки неизвестных параметров распределения случайных величин.

8. Понятие, назначение и область применения производственных и целевых функций.

9. Использование аппарата производственных и целевых функций при оценке информационных процессов и систем.

10. Основные направления при решении задач оптимизации распределения ресурсов.

11. Оптимизационные задачи с линейными и нелинейными связями.

12. Задачи многокритериальной оптимизации: метод последовательных уступок и метод случайных направлений.

13. Метод экспериментальной оценки параметров деградации информационных ресурсов.

14. Проблема прогноза и текущая оценка информационной эффективности системы.

15. Теоретико-информационная оценка сигналов информационного поля.

16. Понятия и назначение аддитивной и мультипликативной сверток критериев.

17. Математическое описание процессов создания, обнаружения  и регистрации информации.

18. Формализованное описание сложных проблемных ситуаций  на основе класса стохастических временных сетей Петри.

19. Использование информационных потоков для решения задач  с неполной начальной информацией.

20. Проблема распознавания образов.

21. Системная оптимизация управления информационными объектами в условиях неопределенности с использованием теории нечетких множеств.

22. Построение реальных математических моделей с учетом неопределенных исходных данных.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Составить математическую модель задачи

2. Решить графически задачу

3. Решить симплекс-методом задачу

Контрольная работа 2

1. Решить транспортную задачу

2. Записать канонический вид данной задачи

3. Найти минимальное значение целевой функции при данных ограничениях

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зализняк, В. Е. 
Введение в математическое моделирование :  учебное пособие для вузов / В. Е. Зализняк, О. А. Золотов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12249-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447100
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Палий, И. А.  
Линейное программирование : учебное пособие для вузов / И. А. Палий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 175 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04716-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/448940
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э4
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо 

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся , которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.