2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Методы и средства защиты информации_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы и средства защиты информации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
26
26
26
26
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
34
34
34
34
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Методы и средства защиты информации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины "Методы и средства защиты информации" является формирование у студентов системы знаний в области информационной безопасности и применения на практике методов и средств защиты информации.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умения обеспечить защиту информации и объектов информатизации; настройка и обслуживание аппаратно-программных средств.
1.4
формирование умения составлять заявительную документацию в надзорные государственные органы инфокоммуникационной отрасли;
1.5
формирование навыков выполнения работ в области технического регулирования, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; формирование навыков обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.2
Теория чисел
2.1.3
Вводный курс математики
2.1.4
Дискретная математика
2.1.5
Логическое программирование
2.1.6
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.7
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.8
Программирование на PHP
2.1.9
Аналитическая геометрия
2.1.10
Конструктивная геометрия
2.1.11
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.12
Базы данных
2.1.13
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.14
Программирование Python
2.1.15
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.16
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.17
Основы математического анализа
2.1.18
Теоретические основы информатики
2.1.19
Архитектура компьютера
2.1.20
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.21
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.22
Методика обучения математике
2.1.23
Проективная геометрия
2.1.24
Теория рядов
2.1.25
Объектно-ориентированное программирование
2.1.26
Информационные системы
2.1.27
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.28
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.29
Теория преобразований плоскости
2.1.30
Дифференциальные уравнения
2.1.31
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.32
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.33
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.34
Интернет-программирование
2.1.35
Методика обучения информатике
2.1.36
Алгоритмы и структуры данных
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.37
Методы научного исследования
2.1.38
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.39
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.40
Дифференциальная геометрия
2.1.41
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.42
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.43
Системы компьютерной алгебры
2.1.44
Введение в профессиональную деятельность
2.1.45
Начала алгебры
2.1.46
Числовые системы
2.1.47
Элементарная математика
2.1.48
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.49
Высокоуровневые методы программирования
2.1.50
Робототехника в школьном курсе информатики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.2
Теория функций комплексной переменной
2.2.3
Избранные главы элементарной математики
2.2.4
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.5
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.6
Уравнения математической физики
2.2.7
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.8
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.9
Специальные методы решения математических задач
2.2.10
История математики
2.2.11
История информатики
2.2.12
Избранные главы методики обучения математике
2.2.13
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.14
Компьютерное моделирование
2.2.15
3D-моделирование
2.2.16
Численные методы
2.2.17
Вычислительная математика
2.2.18
Автоматизированные системы управления
2.2.19
Управление информационными системами
2.2.20
Мультимедийные технологии
2.2.21
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.22
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.23
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.25
Производственная преддипломная практика
2.2.26
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.27
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
средства преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации»
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации»
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации»
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации»
 
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Методы и средства защиты информации»
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные подходы, методики и средства исследования информационных систем;
3.1.2
методы и средства защиты информации;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Уметь обеспечить защиту информации и объектов информатизации; составлять заявительную документацию в надзорные государственные органы инфокоммуникационной отрасли;
3.2.2
формулировать общие требования к информационным системам и безопасности в составе общего проекта информационной системы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия; настройки и обслуживание аппаратно- программных средств защиты.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные понятия информационной безопасности

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.1
Введение /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.2
Защита данных MS Offic /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.3
Основные угрозы информации в компьютерных системах /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.4
Администрирование сетей /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.5
Задачи информационной безопасности.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.6
Парольные защиты /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.7
Особенности защиты информации на узлах компьютерной сети с использованием криптографических методов /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.8
Реализация алгоритмов шифрования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.9
Основные способы обеспечения защиты: общая классификация, технические методы, каналы утечки информации, меры защиты в глобальных и региональных сетях. Современные системы Firewall (At-Guard) /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.10
Реализация одного из алгоритмов шифрования  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
 
Раздел 2. Криптография

 
2.1
Криптография: базовые понятия, модели основных криптографических атак, анализ стойкости алгоритмов.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.2
Исследование процесса зашифрования с помощью простой замены и решетки Кардано /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.3
Исследование процесса шифрования сообщения с помощью таблицы виженера /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.4
Подстановочные и перестановочные шифры. Простой XOR. Абсолютный метод шифрования. Надежность алгоритмов и протоколов. Алгоритм DES: схема, преобразования ключа, аппаратные и программные реализации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.5
Технические аспекты обеспечения информационной безопасности вычислительных систем:  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.6
Классические шифры. Шифры перестановки: простая и двойная перестановки, магические квадраты, решетки, маршруты Гамильтона  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Вопросы к зачету :

1. Прогресс информационных технологий и необходимость обеспечения информационной безопасности.

2. Основные понятия информационной безопасности.

3. Структура понятия информационная безопасность.

4. Система защиты информации и ее структура.

5. Профессиональные тайны, их виды. Объекты коммерческой тайны на предприятии.

6. Персональные данные и их защита.

7. Информационные угрозы, их виды и причины возникновения.

8. Информационные угрозы для государства.

9. Информационные угрозы для компании.

10. Информационные угрозы для личности (физического лица).

11. Действия и события, нарушающие информационную безопасность.

12. Личностно-профессиональные характеристики и действия сотрудников, способствующих реализации информационных угроз.

13. Способы воздействия информационных угроз на объекты.

14. Внешние и внутренние субъекты информационных угроз.

15. Компьютерные преступления и их классификация.

16. Исторические аспекты компьютерных преступлений и современность.

17. Вредоносные программы, их виды.

18. История компьютерных вирусов и современность.

19. Деятельность международных организаций в сфере информационной безопасности.

20. Нормативно-правовые аспекты в области информационной безопасности в Российской Федерации.

21. Доктрина информационной безопасности России.

22. Уголовно-правовой контроль над компьютерной преступностью в России.

23. Федеральные законы по ИБ в РФ.

24. Защита информации в Интернете.

25. Электронная почта и ее защита.

26. Защита от компьютерных вирусов.

27. «Больные» мобильники и их «лечение».

28. Популярные антивирусные программы и их классификация.

29. Криптографические методы защиты информации.

30. Этапы построения системы защиты информации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Классификация информации. Виды данных и носителей.

2. Ценность информации. Цена информации.

3. Количество и качество информации.

4. Виды защищаемой информации.

5. Демаскирующие признаки объектов защиты.

6. Классификация источников и носителей информации.

7. мероприятия по управлению доступом к информации.

8. Функциональные источники сигналов. Опасный сигнал.

9. Основные средства и системы, содержащие потенциальные источники опасных сигналов.

10. Вспомогательные средства и системы, содержащие потенциальные источники опасных сигналов.

11. Виды паразитных связей и наводок, характерные для любых радиоэлектронных средств и проводов, соединяющих их кабелей.

12. Виды угроз безопасности информации.

13. Основные принципы добывания информации.

14. Процедура идентификации, как основа процесса обнаружения объекта.

15. Методы синтеза информации.

16. Методы несанкционированного доступа к информации.

17. Способы наблюдения с использованием технических средств.

18. Понятия скрытия информации, виды скрытий. Информационный портрет.

19. Противодействие наблюдению. Способы маскировки.

20. Способы и средства противодействия подслушиванию.

21. Средства идентификации личности.

22. Защита личности как носителя информации.

23. Классификация вирусов.

24. Классификация антивирусных программ.

25. Компьютерная преступность. Виды преступной деятельности.

26. Преступления, связанные с нарушением частной тайны.

27. Информационные процессы.

28. Информационные технологии и их основные свойства.

29. Понятия сигнала, сообщения и данных.

30. Методы защиты информации от преднамеренного доступа.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Ю. Щеглов, К. А. Щеглов. 
Защита информации: основы теории :  : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Ю. Щеглов, К. А. Щеглов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04732-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433715
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Внуков, А. А.   
Защита информации : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры 
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
3. Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/
 
Э4
4. База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
5. Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся  готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Целесообразно оценивать работу обучающихся по рейтинговой системе, внедренную её в практику обучения.

Приведенный перечень  лабораторных занятий призван  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

формирование профессиональной компетентности обучающихся  в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется с обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся  готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Целесообразно оценивать работу обучающихся по рейтинговой системе, внедренную её в практику обучения.

Приведенный перечень  лабораторных занятий призван  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

формирование профессиональной компетентности обучающихся  в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.