2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Мировые информационные образовательные ресурсы_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мировые информационные образовательные ресурсы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
13 3/6
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
24
24
36
36
Итого ауд.
24
24
24
24
48
48
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
48
48
Сам. работа
48
48
48
48
96
96
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст.преподаватель, Кисилев Б.В. _________________
 
 
Мировые информационные образовательные ресурсы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины  является  формирование у обучаемых знаний в области теоретических основ web-программирования, умений и навыков разработки web-приложений.
1.2
Задачи освоения  дисциплины  является: познакомить студентов со структурой информационных ресурсов Интернета, работой в стандартных браузерах, приемами поиска информации с использованием популярных информационно-поисковых систем, а также правовыми проблемами Интернета.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Спортивная медицина
2.1.2
Теория и методика физической культуры
2.1.3
Педагогические технологии
2.1.4
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.5
Основы математической обработки информации
2.1.6
Физиология человека
2.1.7
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.8
Спортивные сооружения
2.1.9
Теория обучения
2.1.10
Анатомия человека
2.1.11
Естественнонаучная картина мира
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области естествознания и математики;
 
основные понятия и закономерности в области естествознания и математики, основные приемы и техники их анализа;
 
основные понятия и закономерности в области естествознания и математики, основные приемы и техники их анализа для ориентирования в современном информационном пространстве;
 
 
Уметь:
 
выделять основные понятия и закономерности в области естествознания и математики;
 
выделять и характеризовать основные понятия и закономерности в области естествознания и математики, использовать основные приемы и техники их анализа;
 
выделять и характеризовать основные понятия и закономерности в области естествознания и математики, основные приемы и техники их анализа для ориентирования в современном информационном пространстве;
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области естествознания и математики, приемами и техниками их анализа;
 
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области естествознания и математики, приемами и техниками их анализа для ориентирования в современном информационном пространстве;
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
базовые представления о современных методах и технологиях обучения и диагностики;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Практическими навыками применения современных методов и технологий обучения и диагностики
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Оценивать учебные программы с позиции возможности применения современных методов и технологий обучения и диагностики
 
планировать и осуществлять учебный процесс с применением современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
основные современные информационные технологии в контексте их применения в образовательном процессе 
 
Всем необходимым профессиональным инструментарием, позволяющим грамотно применять современные методы и технологии обучения и дагностики в реальном учебном процессе
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
языки разметки и оформления web-страниц;
3.1.2
этапы разработки web- приложения;
3.1.3
клиентские технологии JavaScript/jQuery;
3.1.4
основы язык PHP.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
создавать web-страницы и сайты, в том числе с активным содержимым;
3.2.2
создавать графический материал для наполнения страниц;
3.2.3
готовить текстовый материал для размещения на странице;
3.2.4
настраивать программное обеспечение web-серверов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
средствами для разработки web-приложений;
3.3.2
программным обеспечением для работы с графикой.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Мировые информационные сети

 
1.1
Основные положения государственной политики информатизации общества. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-2
8
0
 
1.2
Классификация информационных ресурсов, продуктов и услуг. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-2
8
0
 
1.3
Мировые информационые ресурсы в образовании /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-2
8
0
 
1.4
Мировые информационные ресурсы в дизайне /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-2
8
0
 
1.5
Ифомационные ресурсы в рекламе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-2
8
0
 
1.6
Стандартизация и унификация информационных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

48
ОК-3 ПК-2
8
0
 
1.7
Информационные ресурсы "Госуслури РТ" /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-3 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. Информационные ресурсы

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.1
Мировые информационые ресурсы в образовании /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОК-3 ПК-2
9
0
 
2.2
Ифомационные ресурсы в рекламе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

48
ОК-3 ПК-2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

вопросы к зачёту:

1. Серверный язык PHP. Синтаксис. Включение PHP-сценария в HTML-документ.

2. Серверный язык PHP. Организация ветвлений.

3. Серверный язык PHP. Понятие класса. Основные компоненты класса.

4. Серверный язык PHP. Абстрагирование, инкапсуляция, модульность и иерархия

5. Серверный язык PHP. Хранение и использование данных пользователя. Способы хранения.

Хранение данных в файлах.

6. Серверный язык PHP. Хранение данных в файлах. Открытие файла. Функция fopen().

Режимы файла. Чтение файла. Запись в файл.

7. Серверный язык PHP. Организация счетчика посещений.

8. Серверный язык PHP. Обработка форм.

9. Серверный язык PHP. Массивы, наследоваие.

10. Базы данных MySQL. Базовая архитектура баз данных для web. Транзакция базы данных

для web.

11. Базы данных MySQL. Доступ к базе данных из web. Выбор базы данных.

12. Базы данных MySQL. Доступ к базе данных из web. Структура процедуры доступа. Установка соединения.

13. Базы данных MySQL. Доступ к базе данных из web. Фильтрация входных данных.

14. Базы данных MySQL. Доступ к базе данных из web. Выполнение запроса к базе данных.

15. Базы данных MySQL. Доступ к базе данных из web. Получение результатов запроса.

16. Базы данных MySQL. Доступ к базе данных из web. Организация поиска в базе данных.

17. Программирование на стороне клиента. JavaScript. Концепция управления событиями.

Пример обработки события.

18. Программирование на стороне клиента. JavaScript. Размещение сценария. Функции в

JavaScript.

19. Программирование на стороне клиента. JavaScript. Обработка форм.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1) Характеристики информационного общества.

2) Экономическая роль информационных ресурсов.

3) Классификация информационных ресурсов: по форме собственности и по способу формирования и распространения.

4) Классификация информационных ресурсов по режиму доступа. Коммерческая тайна. Государственная тайна.

5) Документ как вид информационных ресурсов. Документообразующие признаки.

6) Проблемы цифровизации информации и сохранности информационных ресурсов.

7) Информационная сфера общества. Ее специфика, структура.

8) Особенности информации как товара.

9) Субъекты информационного права.

10) Особенности информации как объекта права.

11) Особенности информационного продукта.

12) Характеристика информационных услуг.

13) Виды электронных информационных услуг.

14) Государственная политика в области регулирования инфосферы. Характеристика программы «Электронная Россия».

15) Характеристика государственных научно-технических информационных ресурсов. Мировая сеть STN.

16) Характеристика государственных и частных правовых информационных ресурсов.

17) Характеристика государственных архивных информационных ресурсов.

18) Характеристика государственных статистических информационных ресурсов.

19) Характеристика государственных и частных библиотечных информационных ре-сурсов.

20) Основные производители биржевой и финансовой информации на российском рынке.

21) Интернет: организация, протоколы, управление.

22) РУНЕТ: история, организация, управление.

23) Интернет-адресация. Система доменных имен.

24) Интернет. Способы подключения.

25) Сервисы Интернет.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
См.фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
М. В. Швецкий, М. В. Демидов, А. В. Голанова, И. А. Кудрявцева
Программирование: математическая логика:  учебное пособие для вузов /. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 675 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11009-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439066 
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бартош А. А.
ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. : Учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). 
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ 
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-310 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,

сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо

строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является

необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий

день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по

какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной

учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая

объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное

слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи

лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое

существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись

лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной

странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут

способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и

другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с

помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у

однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение

основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу,

которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом

позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где

рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это

связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и

формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое

отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам

публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную

позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов,

составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть

построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения

предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,

проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение

дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения

семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для

обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление

обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о

последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,

справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении

проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать

соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум

за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными

компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной

литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других

источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты,

подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства;

если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые

следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность

ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и

доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к

ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и

конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому

усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение

применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и

критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы,

ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей

позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский

статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством

преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под

непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется

обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение

содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные

образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ;

выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий,

проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В

отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются

расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и

конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма

контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических

занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной

дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также

проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть

качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося

получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые

они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего

объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний

день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет

обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей

воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая

содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,

рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них

необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует

использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и

научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие

конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно

распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал

накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые

термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с

порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему)

ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала.

При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и

затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по

теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков

самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется

кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим

кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в

течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора,

справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана

факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и

литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к

экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного

материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания

изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы

ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные

моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для

обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих

знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению

отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана

в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а

также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного

рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении

можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части

ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность,

подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению

практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий.