2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Мультимедиа технологии в образовании_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мультимедиа технологии в образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Мультимедиа технологии в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель  освоения  дисциплины является  формирование у студентов научных представлений о сущности и функциях современных мультимедиа систем и технологий, их месте и роли в системе информационных систем и технологий, овладение практическими навыками эффективного использования мультимедиа технологий в условиях решения реальных практических задач.
1.2
Задачами  освоения  дисциплины является:
1.3
изучение понятийного аппарата дисциплины;
1.4
изучение основных теоретических положений и методов;
1.5
формирование умений и привитие навыков применения теоретических знаний для решения практических, профессиональных и/или прикладных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.1.2
Математические основы физики
2.1.3
Методы и средства защиты информации
2.1.4
Моделирование в системах компьютерной математики
2.1.5
Проектирование информационных систем
2.1.6
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.7
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.8
Разработка WEВ-приложений
2.1.9
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.10
Технологии программирования
2.1.11
Дифференциальная геометрия
2.1.12
Информационные системы
2.1.13
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.14
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.15
Программирование на PHP
2.1.16
Базы данных
2.1.17
Высокоуровневые методы программирования
2.1.18
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.19
Образовательное право
2.1.20
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.21
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.22
Теория рядов
2.1.23
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.24
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.25
Логическое программирование
2.1.26
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.27
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.28
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.29
Проективная геометрия
2.1.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.31
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.32
Архитектура компьютера
2.1.33
Дискретная математика
2.1.34
Дифференциальные уравнения
2.1.35
Конструктивная геометрия
2.1.36
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.37
Объектно-ориентированное программирование
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.38
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.39
Числовые системы
2.1.40
Аналитическая геометрия
2.1.41
Начала алгебры
2.1.42
Основы математического анализа
2.1.43
Теоретические основы информатики
2.1.44
Теория преобразований плоскости
2.1.45
Теория чисел
2.1.46
Элементарная математика
2.1.47
Алгоритмы и структуры данных
2.1.48
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.49
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.50
Введение в профессиональную деятельность
2.1.51
Вводный курс математики
2.1.52
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.53
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.54
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.55
Математическое моделирование в физике
2.1.56
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.1.57
Разработка Интернет-приложений
2.1.58
Программирование Python
2.1.59
Системы компьютерной алгебры
2.1.60
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.61
Интернет-программирование
2.1.62
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.63
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Автоматизированные системы управления
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.4
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.5
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Уравнения математической физики
2.2.8
Численные методы
2.2.9
Вычислительная математика
2.2.10
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.11
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.12
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.13
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.14
Управление информационными системами
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний географии для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы преобразования аналоговой информации в цифровую и наоборот;
3.1.2
основные типы и форматы файлов растровой и векторной графики;
3.1.3
основные технологии получения обработки цифрового аудио и видео;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.1.4
подходы к созданию анимации и её основные виды;
3.1.5
требования к аппаратным средствам, которые используются для создания мультимедиа продуктов;
3.1.6
этапы и технологию создания мультимедиа продуктов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать мультимедиа продукты;
3.2.2
создавать и редактировать элементы мультимедиа;
3.2.3
создавать презентации, содержащие элементы мультимедиа;
3.2.4
размещать мультимедиа продукты в сети Internet.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оформления полученных результатов в виде презентаций;
3.3.2
навыками рабочего проектирования мультимедийных объектов;
3.3.3
навыками обработки мультимедийной информации;
3.3.4
навыками размещения, тестирования и обновления мультимедийных объектов;
3.3.5
подходами к использованию информационных технологий при создании проекта мультимедийных объектов;
3.3.6
инструментальными средствами создания и модификации мультимедийных объектов;
3.3.7
современными инструментальными средствами создания, модификации и просмотра мультимедийного продукта.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Технологии

мультимедиа

 
1.1
Состав и структура технологий мультимедиа. Графическое представление информации в электронных образовательных ресурсах /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
1.2
Разработка наглядных пособий в среде графического редактора  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
1.3
Состав и структура технологий мультимедиа. Графическое представление информации в электронных образовательных ресурсах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
1.4
Использование мультимедийных ресурсов в учебном процессе  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
1.5
Разработка дидактического материала к занятию в виде мультимедийного файла /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
1.6
Использование мультимедийных ресурсов в учебном процессе  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
 
Раздел 2. Мультимедийные образовательные ресурсы

 
2.1
Классификация средств создания

Мультимедийных образовательных

Ресурсов

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.2
Реализация мультимедийного учебного приложения /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.3
Классификация средств создания

Мультимедийных образовательных

ресурсов

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.4
Мультимедийные учебники  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.5
Разработка фрагмента мультимедийного  учебника  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.6
Мультимедийные учебники  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.7
Массовые открытые онлайн курсы (МООК) /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.8
2.8 МООК, правила разработки и использования/Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.9
Массовые открытые онлайн курсы (МООК) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.10
Средства создания мультимедийных образовательных ресурсов в Интернет /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.11
Реализация мультимедийного учебного приложения с помощью

веб-технологий

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
2.12
Реализация мультимедийного учебного приложения с помощью веб-технологий  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7 ПК-11
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Средства создания графических файлов.

2. Графическое представление информации в ЭОР

3. Классификация средств создания мультимедийных образовательных ресурсов

4. Мультимедийные ресурсы в организации учебного процесса

5. Аудиовизуальные средства создания мультимедийных образовательных ресурсов.

6. Аудиовизуальные ресурсы в образовании

7. Понятие мультимедийного учебника

8. Использование мультимедийных учебников

9. Массовые открытые онлайн курсы (МООК)

10. Правила разработки МООК

11. Средства разработки МООК

12. Средства создания мультимедийных ресурсов в Интернет Определение Мультимедиа.

13. Предпосылки появления и основные задачи мультимедиа технологий.

14. Аппаратные средства мультимедиа. Мультимедийные функции и примеры

мультимедиа приложений.

15. Области применения мультимедиа технологий. Обучение с использованием

компьютерных технологий

16. Основные форматы файлов изображений.

17. Простейший способ сохранения растрового изображения. Расчет объема файлов таких изображений.

18. Каковы основные отличия между растровой и векторной графикой? Приведите наиболее распространенные форматы векторной и растровой графики.

19. Что такое слои и каналы? Каковы принципы использования?

20. Способы кодирования цвета. Форматы BMP, PCX, GIF, JPG, DFX, DWF, WMF,

PDF.

21. Конвертация между растровым и векторным форматами изображений.

22. Масштабирование изображений.

23. Текстовые данные в мультимедиа. Кодировка символов языка. OCR-системы.

24. Текстовые данные в мультимедиа. Понятие шрифта. Основные характеристики

шрифтов.

25. Методы сжатия изображений. Два основных метода сжатия.

26. Понятие звука. Зависимость качества и частотного диапазона звука.

27. Понятие видео. Формат AVI.

28. Понятие видео. Основной принцип сжатия видео изображений. Стандарт MPEG.

29. Стандарт MPEG.

30. Что такое «скрипт» ? Языки скриптов. Основные отличия между ними.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

1. Контрольная работа № 1

Вариант 1

Что понимается под мультимедиа технологиями? Назовите основные этапы развития мультимедиа. Назовите основные принципы мультимедиа.

Вариант 2

Дайте характеристику основных возможностей мультимедиа.  Назовите основные отличительные черты мультимедиа. Охарактеризуйте области применения мультимедиа приложений.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

Назовите общие критерии оценки мультимедийных продуктов. Охарактеризуйте этапы создания мультимедиа-продукта и методы его реализации. Назовите методы организации информационных объектов.

Вариант 2

Что такое БРИФ на разработку мультимедийной презентации? Каковы преимущества мультимедийных презентаций? Назовите разновидности мультимедийных презентаций.

Контрольная работа № 3

Вариант 1

Авторские средства разработки. Классификация авторских систем. Программы, предназначенные для подготовки мультимедийных приложений. Форматы файлов.

Вариант 2

Средства разработки мультимедиа-приложений. Сфера применения мультимедиа-продуктов. Специализированные инструментальные средства для создания мультимедийных приложений.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Литвина, Т. В.
Дизайн новых медиа:  учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10964-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444485 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика:  учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
3. Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
4. База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
5. Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог

работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется с обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания.

Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.