2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Мультимедиа технологии в образовании_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мультимедиа технологии в образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 1, 2, 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
92
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
18 1/6
16 3/6
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
12
12
46
46
Практические
18
18
16
16
12
12
46
46
Итого ауд.
36
36
32
32
24
24
92
92
Кoнтактная рабoта
36
36
32
32
24
24
92
92
Сам. работа
36
36
40
40
48
48
124
124
Итого
72
72
72
72
72
72
216
216
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд пед наук, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Мультимедиа технологии в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способности применять мультимедиа технологии в предметных знаниях образовательном процессе для достижения результатов по саморазвитию на основе принципов образования.
1.2
Формирование знаний средств и методов применения мультимедии технологий в предметных знаниях образовательном процессе для достижения результатов по саморазвитию на основе принципов образования;
1.3
Формирование умений применения мультимедии технологий в предметных знаниях образовательном процессе для достижения результатов по саморазвитию на основе принципов образования;
1.4
Формирований навыков применения мультимедии технологий в предметных знаниях образовательном процессе для достижения результатов по саморазвитию на основе принципов образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплиныобучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Аналитическая геометрия
2.2.2
Астрономия
2.2.3
Астрофизика
2.2.4
Молекулярная физика и термодинамика
2.2.5
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.6
Теория рядов
2.2.7
Методика обучения предмету "Физика"
2.2.8
Теория преобразований плоскости
2.2.9
Теория чисел
2.2.10
Числовые системы
2.2.11
Электричество и магнетизм
2.2.12
Курсовая работа по Физике
2.2.13
Курсовая работа по математике
2.2.14
Проективная геометрия
2.2.15
Компьютерное моделирование физических процессов
2.2.16
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике
2.2.17
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
2.2.18
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.19
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.20
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.23
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.24
Астрофизика
2.2.25
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы применения предметных знаний при разработки мультимедиа продуктов;
3.1.2
средства и методы достижения образовательных результатов в мультимедиа технологиях;
3.1.3
средства и методы создания и модификации мультимедийных объектов с управлением своего времени.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использование средств и методов применения предметных знаний при разработки мультимедиа продуктов;
3.2.2
использование средств и методов достижения образовательных результатов в мультимедиа технологиях;
3.2.3
использование средств и методов создания и модификации мультимедийных объектов с управлением своего времени.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования средств и методов методов применения предметных знаний при разработки мультимедиа продуктов;
3.3.2
навыками использования средств и методов достижения образовательных результатов в мультимедиа технологиях;
3.3.3
навыками использования средств и методов создания и модификации мультимедийных объектов с управлением своего времени.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные понятия мультимедиа.

 
1.1
Основные понятия мультимедиа.

Краткий экскурс в историю развития мультимедиа

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
1.2
Основные понятия мультимедиа.

Краткий экскурс в историю развития мультимедиа

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
1.3
Основные понятия мультимедиа.

Краткий экскурс в историю развития мультимедиа

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
1.4
Тескт в мультимедия системах.Характеристики текстового потока.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
1.5
Обзор форматов TIFF,JPEG,PNG,WMN и др.Сетевые графические форматы  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
1.6
Обзор форматов TIFF,JPEG,PNG,WMN и др.Сетевые графические форматы  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
1.7
Обзор форматов TIFF,JPEG,PNG,WMN и др.Сетевые графические форматы  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
 
Раздел 2. Анимация и ее виды

 
2.1
Основные типы и виды анимации. Примеры применения анимации в различных областях  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
2.2
Основные типы и виды анимации. Примеры применения анимации в различных областях  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
2.3
Основные типы и виды анимации. Примеры применения анимации в различных областях  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
2.4
Назначение и применение JavaScript,общие сведения  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
2.5
Назначение и применение JavaScript,общие сведения  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
1
0
 
 
Раздел 3. Анимация и ее виды

 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
3.1
Состав и структура технологий мультимедиа. Графическое представление информации в электронных образовательных ресурсах /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
3.2
Разработка наглядных пособий в среде графического редактора  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
3.3
Состав и структура технологий мультимедиа. Графическое представление информации в электронных образовательных ресурсах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
3.4
Использование мультимедийных ресурсов в учебном процессе  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
3.5
Разработка дидактического материала к занятию в виде мультимедийного файла /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
3.6
Мультимедийные образовательные ресурсы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
 
Раздел 4. Мультимедийные образовательные ресурсы

 
4.1
Классификация средств создания

Мультимедийных образовательных

ресурсов

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.2
Реализация мультимедийного учебного приложения /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.3
Классификация средств создания

Мультимедийных образовательных

ресурсов

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.4
Мультимедийные учебники  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.5
Разработка фрагмента мультимедийного  учебника  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.6
Мультимедийные учебники  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.7
Массовые открытые онлайн курсы (МООК) /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.8
МООК, правила разработки и использования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.9
Массовые открытые онлайн курсы (МООК) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.10
Средства создания мультимедийных образовательных ресурсов в Интернет /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.11
Реализация мультимедийного учебного приложения с помощью

веб-технологий

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
4.12
Реализация мультимедийного учебного приложения с помощью веб-технологий  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
УК-6.2 ПК-2.3
2
0
 
 
Раздел 5. Мультимедиа в образовании

 
5.1
Мультимедиа как дидактическое средство в школе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.2
Разработка собственных мультимедиа-презентаций  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.3
Анализ эффективности использования мультимедиа в образовании /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
5.4
Сценарий модели обучение с использованием мультимедиа-продукта  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.5
Образовательные модели использования мультимедиа /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.6
Разработка мультимедиапродуктов в инструментальных средах  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.7
Критерии выбора мультимедиа и моделей использования в учебном процессе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.8
Оценка и самооценка в области образовательных мультимедиа /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.9
Проведение психолого-педагогической экспертизы мультимедиа-продуктов

(в одной из предложенных в монографии схем экспертизы)

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5.10
Современные тенденции развития образовательных мультимедиа. Интеллектуальные программные агенты  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.2 ПК-2.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

Перечень вопросов к зачету

1. Средства создания графических файлов.

2. Графическое представление информации в ЭОР

3. Классификация средств создания мультимедийных образовательных ресурсов

4. Мультимедийные ресурсы в организации учебного процесса

5. Аудиовизуальные средства создания мультимедийных образовательных ресурсов.

6. Аудиовизуальные ресурсы в образовании

7. Понятие мультимедийного учебника

8. Использование мультимедийных учебников

9. Массовые открытые онлайн курсы (МООК)

10. Правила разработки МООК

11. Средства разработки МООК

12. Средства создания мультимедийных ресурсов в Интернет Определение Мультимедиа.

13. Предпосылки появления и основные задачи мультимедиа технологий.

14. Аппаратные средства мультимедиа. Мультимедийные функции и примеры мультимедиа приложений.

15. Области применения мультимедиа технологий. Обучение с использованием компьютерных технологий

16. Основные форматы файлов изображений.

17. Простейший способ сохранения растрового изображения. Расчет объема файлов таких изображений.

18. Каковы основные отличия между растровой и векторной графикой? Приведите наиболее распространенные форматы векторной и растровой графики.

19. Что такое слои и каналы? Каковы принципы использования?

20. Способы кодирования цвета. Форматы BMP, PCX, GIF, JPG, DFX, DWF, WMF, PDF.

21. Конвертация между растровым и векторным форматами изображений.

22. Масштабирование изображений.

23. Текстовые данные в мультимедиа. Кодировка символов языка. OCR-системы.

24. Текстовые данные в мультимедиа. Понятие шрифта. Основные характеристики шрифтов.

25. Методы сжатия изображений. Два основных метода сжатия.

26. Понятие звука. Зависимость качества и частотного диапазона звука.

27. Понятие видео. Формат AVI.

28. Понятие видео. Основной принцип сжатия видео изображений. Стандарт MPEG.

29. Стандарт MPEG.

30. Что такое «скрипт»? Языки скриптов. Основные отличия между ними.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы к контрольной работе

Контрольная работа № 1

Вариант 1

Что понимается под мультимедиа технологиями? Назовите основные этапы развития мультимедиа. Назовите основные принципы мультимедиа.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
Вариант 2

Дайте характеристику основных возможностей мультимедиа.  Назовите основные отличительные черты мультимедиа. Охарактеризуйте области применения мультимедиа приложений.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

Назовите общие критерии оценки мультимедийных продуктов. Охарактеризуйте этапы создания мультимедиа-продукта и методы его реализации. Назовите методы организации информационных объектов.

Вариант 2

Что такое БРИФ на разработку мультимедийной презентации? Каковы преимущества мультимедийных презентаций? Назовите разновидности мультимедийных презентаций.

Контрольная работа № 3

Вариант 1

Авторские средства разработки. Классификация авторских систем. Программы, предназначенные для подготовки мультимедийных приложений. Форматы файлов.

Вариант 2

Средства разработки мультимедиа-приложений. Сфера применения мультимедиа-продуктов. Специализированные инструментальные средства для создания мультимедийных приложений.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика:  учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Литвина, Т. В.
Дизайн новых медиа:  учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10964-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444485 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и

на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся ; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся ; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе ; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием.

Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.