(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
трудности овладения произносительной системой немецкого языка;
содержание обучения произношению в школе; вводный курс и фонетическая зарядка;
алгоритм знакомства с новым звуком. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
характеристика грамматических навыков;
подходы к формированию грамматических навыков (индуктивный и дедуктивный) и способы (эксплицитный и имплицитный);
трудности овладения грамматикой немецкого языка;
последовательность работы с новой грамматической структурой.
Система упражнений для формирования грамматических умений и навыков немецкого языка.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
активный и пассивный словарь,трудности овладения лексикой немецкого языка;
Система упражнений для формирования лексических умений и навыков немецкого языка.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
- характеристика аудирования как процесса;
- аудирование как ВРД (как цель и средство обучения ИЯ);
- требования к текстам для аудирования.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
- этапы работы с аудиотекстом. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
- характеристика диалогической речи; виды ДР; реплика и диалогическое единство как единицы диалога;
- последовательность формирования умений ДР;
- упражнения для развития ДР на НЯ. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
- характеристика МР; единица монолога;
- психологические и лингвистические особенности МР;
- последовательность формирования умений МР; приемы обучения монологическому связному высказыванию на НЯ.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
- письмо как средство обучения ИЯ;
- письмо как ВРД; типы письменных высказываний.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету (6 семестр):
1. Методика обучения иностранному языку как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы и перспективы развития современной методики обучения иностранному языку.
2. Теоретические основы обучения иностранному языку. Становление и развитие отечественной методики обучения иностранным языкам. Роль и место иностранных языков в системе современного образования. Уровни владения иностранным языком.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы: личностные результаты (личностные, предметные (по ИЯ) и метапредметные).
4. Теоретические основы обучения иностранному языку. Специфика учебного предмета «Иностранный язык». Филологические и психолингвистические аспекты преподавания иностранного языка. Стратегии обучения иностранному языку в современной школе.
5. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.Профессиональный стандарт педагога - учителя иностранного языка.
6. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по предмету «Иностранный язык». Возрастные особенности изучения иностранного языка в современной школе.
7. Цели и задачи обучения иностранному языку. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
8. Содержание обучения иностранному языку. Тесная взаимосвязь компонентов содержания обучения.
9. Принципы обучения иностранному языку.
10. Современные методы обучения иностранному языку. Коммуникативно-игровая основа, методы обучения иностранному языку. Современные интерактивные технологии обучения иностранным языкам.
11. Средства обучения иностранному языку. Классификация средств обучения.
12. Календарное, тематическое и поурочное планирование уроков иностранного языка. Цели, задачи, принципы планирования процесса обучения иностранному языку. Этапы перспективного планирования процесса иноязычного образования.
13. Структура программы по иностранному языку. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программе.
Вопросы к экзамену (7 семестр):
1. Методика обучения иностранному языку как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы и перспективы развития современной методики обучения иностранному языку.
2. Теоретические основы обучения иностранному языку. Становление и развитие отечественной методики обучения иностранным языкам. Роль и место иностранных языков в системе современного образования. Уровни владения иностранным языком.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы: личностные результаты (личностные, предметные (по ИЯ) и метапредметные).
4. Теоретические основы обучения иностранному языку. Специфика учебного предмета «Иностранный язык». Филологические и психолингвистические аспекты преподавания иностранного языка. Стратегии обучения иностранному языку в современной школе.
5. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.Профессиональный стандарт педагога - учителя иностранного языка.
6. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по предмету «Иностранный язык». Возрастные особенности изучения иностранного языка в современной школе.
7. Цели и задачи обучения иностранному языку. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
8. Содержание обучения иностранному языку. Тесная взаимосвязь компонентов содержания обучения.
9. Принципы обучения иностранному языку.
10. Современные методы обучения иностранному языку. Коммуникативно-игровая основа, методы обучения иностранному языку. Современные интерактивные технологии обучения иностранным языкам.
11. Средства обучения иностранному языку. Классификация средств обучения.
12. Календарное, тематическое и поурочное планирование уроков иностранного языка. Цели, задачи, принципы планирования процесса обучения иностранному языку. Этапы перспективного планирования процесса иноязычного образования.
13. Структура программы по иностранному языку. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программе.
14. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды, классификация уроков, технология их проведения. Принципы организации урока по обучению ИЯ. Структура урока ИЯ (основные компоненты, их продолжительность).
16. Нетрадиционный урок иностранного языка. Цели, задачи, принципы использования нетрадиционных уроков в процессе обучения иностранному языку. Виды и типы нетрадиционных уроков. Структура нетрадиционных уроков в процессе иноязычного образования.
17. Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом. Цели, задачи, принципы, функции, виды, средства, формы и объекты контроля обученности иностранному языку (видам речевой деятельности, аспектам языка). Критерии оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык».
18. Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом. Новые подходы к оценке и самооценке деятельности школьников при изучении иностранного языка. Языковой Портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание.
19. Самостоятельная работа, внеклассная и внешкольная работа как основные организационные формы обучения иностранному языку. Цели, задачи, принципы организации самостоятельной работы, внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку. Формы и группы форм внеклассных и внешкольных мероприятий / внеклассной и внешкольной работы по обучению иностранному языку. Аспекты внеклассной и внешкольной работы.
20. Система обучения и системный подход обучения иностранному языку. Характеристика системы обучения иностранному языку.
21. Подходы к обучению иностранному языку.
22. Системно-деятельностный подход в обучении школьников иностранному языку: понятие, цели, задачи, принципы его применения в иноязычном образовании. Образовательные технологии деятельностного подхода в обучении иностранному языку.
23. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение аудированию текста на иностранном языке как виду коммуникативной деятельности на иностранном языке. Цель, задачи и принципы обучения школьников аудированию на иностранном языке в начальной школе. Система упражнений для обучения аудированию.
24. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение говорению на иностранном языке как продуктивному, мотивированному виду речевой деятельности. Формы речевого общения. Цели, задачи, принципы обучения школьников говорению (диалог / монолог) на иностранном языке. Система упражнений для обучения говорению.
25. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучению чтению на иностранном языке как самостоятельному виду речевой деятельности на иностранном языке и как средству формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Цели, задачи, принципы обучения чтению в процессе иноязычного образования. Система упражнений для обучения чтению.
26. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение письму на иностранном языке как виду продуктивной речевой деятельности на иностранном языке. Цели, задачи, принципы обучения письму в методике обучения иностранным языкам. Система упражнений для обучения письму.
27. Средства реализации речевого общения. Обучение фонетике. Цели, задачи, принципы обучения фонетике иностранного языка. Система упражнений в обучении фонетике иностранного языка. Становление слухопроизносительных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.
28. Средства реализации речевого общения. Обучение лексике. Цели, задачи, принципы формирования иноязычных лексических навыков. Принципы отбора активного лексического минимума. Система упражнений в обучении лексики инострнного языка.
29. Средства реализации речевого общения. Обучение грамматике. Коммуникативная цель, задачи, принципы обучения грамматике иностранного языка. Грамматический минимум в обучении иностранным языкам. Основные этапы формирования грамматических умений и навыков. Система упражнений.
30. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
Перечень практических заданий к экзамену (7 семестр):
1. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на формирование у обучающихся фонетических навыков.
2. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на закрепление у обучающихся грамматических навыков.
3. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на совершенствование у обучающихся лексических навыков.
4. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на развитие умений диалогической речи.
5. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на развитие умений монологической речи.
6. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» по обучению аудированию.
7. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» по обучению чтению.
8. Разработайте сценарий внеклассного мероприятия по предмету «Немецкий язык».
9. Разработайте средство контроля уровня обученности немецкому языку.
10. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» с использованием аудиовизуальных средств обучения.
Примерные темы рефератов:(6,7 семестр)
Ролевая игра на уроках немецкого языка.
Проектный метод в обучении немецкому языку.
Разноуровневое обучение на уроках немецкого языка.
Метод сотрудничества в обучении иностранному языку.
Формирование метапредметных умений на уроках немецкого языка.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельностьобучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самимобучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя иобучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся ; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегосяи подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья: В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другим и обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ. Форма проведения аттестации для обучающихся-лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: •в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно -двигательного аппарата); •в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); •методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: •письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); •выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); •устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.