2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Методика обучения предмету Второй иностранный язык_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения предмету "Второй иностранный язык"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
экзамен 7 зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
134
аудиторные занятия
118
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
34
34
50
50
Практические
34
34
34
34
68
68
Итого ауд.
50
50
68
68
118
118
Кoнтактная рабoта
50
50
68
68
118
118
Сам. работа
94
94
40
40
134
134
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Исмагилова З.А. _________________
 
 
Методика обучения предмету "Второй иностранный язык"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает обеспечение теоретической и практической подготовки обучающихся к осуществлению практической профессиональной деятельности по обучению немецкому языку в образовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способствовать формированию навыков  разработки программы по  учебному предмету «Немецкий язык», в том числе программ дополнительного образования;
1.4
способствовать формированию  умения разрабатывать планируемые результаты обучения немецкому языку и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ;
1.5
способствовать формированию навыков  применения форм, методов, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся по  учебному предмету «Немецкий язык», в том числе с особыми образовательными потребностями;
1.6
способствовать формированию навыков  формулирования образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета «Немецкий язык»;
1.7
способствовать формированию навыков выявления трудностей  в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов по  учебному предмету «Немецкий язык».
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Практическая фонетика второго иностранного языка
2.1.3
Практическая грамматика второго иностранного языка
2.1.4
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.1.5
Лингвострановедение первого иностранного языка
2.1.6
Социология
2.1.7
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.8
Внеклассная деятельность по иностранному языку
2.1.9
Практика по внеклассной работе
2.1.10
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.11
Практическая фонетика  первого иностранного языка
2.1.12
Теория и технология обучения
2.1.13
Иностранный язык
2.1.14
Теория и технология  воспитания   
2.1.15
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.16
Безопасность жизнедеятельности
2.1.17
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.18
Русский язык и культура речи
2.1.19
Физическая культура и спорт
2.1.20
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.21
Производственная практика по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.2.2
Технологии разработки элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.5: Применяет формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические и методические основы обучения второму иностранному языку;
3.1.2
нормы и правила, регулирующие поведение педагога на основе моральных ценностей, особенностей профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
3.1.3
содержание примерных рабочих программ по предмету «Иностранный язык» для ступеней общего образования;
3.1.4
современные технологии, методы и приемы диагностики, обучения и воспитания;
3.1.5
требования к условиям реализации образовательных программ по предмету «Немецкий язык».
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать знания теоретических и методических основ обучения второму иностранному языку в практической деятельности;
3.2.2
осуществлять самоанализ и самоконтроль собственной педагогической деятельности;
3.2.3
проектировать образовательные программы с использованием последних достижений методики обучения иностранному языку;
3.2.4
применять современные технологии при обучении иностранному языку;
3.2.5
проектировать образовательную среду с целью достижения результатов образования обучающихся;
3.2.6
выявлять и корректировать трудности в обучении немецкому языку;
3.2.7
учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития обучающихся. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками отбора методического инструментария, его интерпретации и для решения задач   обучения и воспитания с учетом особенностей обучаемых;
3.3.2
навыками реализации образовательных программ согласно требованиям образовательных стандартов, в планировании и проведении учебных занятий;
3.3.3
навыками осуществления руководства образовательным процессом с  использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.4
навыками использования возможностей образовательной среды для достижения результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «Немецкий язык»;
3.3.5
опытом проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, выявления трудности в обучении и корректировке пути достижения образовательных результатов на уроках немецкого языка.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы обучения иностранному языку 

 
1.1
Методика обучения иностранному языку как учебная, научная и практическая дисциплина. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.2
Профессиональная деятельность и личность учителя иностранного языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
1.3
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Профессиональный стандарт педагога. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.4
Дидактико - методические основы обучения иностранному  языку в школе.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.5
Дидактические основы целеполагания. Дидактические основы содержания и организации обучения иностранному языку. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.6
Дидактические основы обучения иностранному  языку в школе. Дидактические основы целеполагания. Дидактические основы содержания и организации обучения иностранному языку. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.7
Психологические и психолингвистические основы обучения немецкому языку.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.8
Психологические и психолингвистические основы обучения немецкому языку. Психологические основы целеполагания. Психологические основы содержания и организации обучения иностранному языку. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.9
Уровни владения иностранным языком. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.10
Основные этапы становления и развития отечественной методики обучения иностранным языкам. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.11
Функции, цели и содержание обучения немецкому языку. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.12
Взаимосвязь цели и содержания обучения немецкому языку. Коммуникативное обучение немецкому языку.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.13
Современные УМК по немецкому языку. Анализ УМК. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
1.14
Организация занятий немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Раздел 2. Формирование, совершенствование навыков и умений

 
2.1
Аспекты обучения иностранному языку: формирование фонетических навыков немецкого языка. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.2
Характеристика фонетических (слухопроизносительных и ритмико-интонационных) навыков;

трудности овладения произносительной системой немецкого языка;

содержание обучения произношению в школе; вводный курс и фонетическая зарядка;

алгоритм знакомства с новым звуком. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.3
Система упражнений для формирования фонетических навыков немецкого языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.4
Аспекты обучения иностранному языку: формирование грамматических навыков на немецком языке. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.5
Роль грамматики в общении на ИЯ;

характеристика грамматических навыков;

подходы к формированию грамматических навыков (индуктивный и дедуктивный) и способы (эксплицитный и имплицитный);

трудности овладения грамматикой немецкого языка;

последовательность работы с новой грамматической структурой.

Система упражнений для формирования грамматических умений и навыков немецкого языка.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.6
Система упражнений для формирования грамматических умений и навыков немецкого языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.7
Аспекты обучения иностранному языку: формирование лексических умений и навыков на уроках немецкого языка.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.8
Характеристика лексических навыков; продуктивные и рецептивные лексические навыки;

активный и пассивный словарь,трудности овладения лексикой немецкого языка;

Система упражнений для формирования лексических умений и навыков  немецкого языка.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.9
Система упражнений для формирования лексических умений и навыков  немецкого языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
2.10
Обучение устному / письменному общению на иностранном языке:аудированию. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.11
Психологические и лингвистические трудности аудирования на немецком языке и пути их преодоления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.12
Обучение аудированию как  ВРД

- характеристика аудирования как процесса;

- аудирование как ВРД  (как цель и средство обучения ИЯ);

- требования к текстам для аудирования.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.13
Обучение аудированию как  ВРД                                             - последовательность формирования умений аудирования;

- этапы работы с аудиотекстом. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.14
Система упражнений для обучения аудированию.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.15
Обучение устному / письменному общению на иностранном языке: говорению (диалог)на немецком языке  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.16
Обучение диалогической речи  (ДР) как форме общения на НЯ

- характеристика диалогической речи; виды ДР; реплика и диалогическое единство как единицы диалога;

- последовательность формирования умений ДР;

- упражнения для развития ДР на НЯ. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.17
Система упражнений для обучения  говорению (диалог). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.18
Обучение устному / письменному общению на иностранном языке: говорению (монолог)на немецком языке.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.19
Обучение монологической  речи как форме общения на НЯ

- характеристика МР; единица монолога;

- психологические и лингвистические особенности МР;

- последовательность формирования умений МР; приемы обучения монологическому связному высказыванию на НЯ.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.20
Система упражнений для обучения   говорению (монолог).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.21
Обучение устному / письменному общению на иностранном языке: письму на немецком языке. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.22
Обучение письму как ВРД

- письмо как средство обучения ИЯ;

- письмо как ВРД; типы письменных высказываний.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.23
Обучение устному / письменному общению на иностранном языке: письму.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.24
Контроль в обучении иностранным языкам. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.25
Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом, его цели, задачи, принципы, функции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
2.26
Организация контроля как средство управления коммуникативным образовательным процессом: виды, формы, требования к организации контроля обученности иностранному языку в школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
 
Раздел 3. Планирование уроков и внеучебных  мероприятий по немецкому языку

 
3.1
Урок как основная форма и организованная единица обучения ИЯ (немецкому).  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.2
Урок как основная форма и организованная единица обучения ИЯ (немецкому), направленная на формирование развитие УУД: цели, задачи, принципы, требования.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.3
Планирование обучения иностранному языку в школе. Разработка рабочей программы  по предмету «Иностранный язык: компоненты программы.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.4
Планирование обучения иностранному языку в школе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.5
Разработка уроков по предмету «Иностранный язык» в контексте педагогических технологий  системно деятельностного подхода /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.6
Внеклассная / внешкольная и самостоятельная работа по ИЯ в системе формирования у обучающихся универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.7
Разработка внеклассных мероприятий по немецкому языку.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.8
Нетрадиционный урок иностранного языка.    /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.9
Разработка нетрадиционного урока немецкого языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.10
Примерные рабочие программы  по предмету «Немецкий язык».  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.11
Анализ рабочих программ по предмету «Немецкий язык».  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.12
Разработка рабочей программы  по предмету «Немецкий язык».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.13
Современные интерактивные технологии обучения немецкому языку (групповой, проблемный, проектный, ИКТ).  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.14
Разработка уроков по предмету «Немецкий язык» на основе современных интерактивных технологий обучения иностранным языкам (групповой, проблемный, проектный, ИКТ).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
3.15
Сценирование уроков по предмету «Немецкий язык» на основе современных интерактивных технологий обучения иностранным языкам (групповой, проблемный, проектный, ИКТ).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.16
Все разделы дисциплины. /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету (6 семестр):

1. Методика обучения иностранному языку как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы и перспективы развития современной методики обучения иностранному языку.

2. Теоретические основы обучения иностранному языку. Становление и развитие отечественной методики обучения иностранным языкам. Роль и место иностранных языков в системе современного образования. Уровни владения иностранным языком.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы: личностные результаты (личностные, предметные (по ИЯ) и метапредметные).

4. Теоретические основы обучения иностранному языку. Специфика учебного предмета «Иностранный язык». Филологические и психолингвистические аспекты преподавания иностранного языка. Стратегии обучения иностранному языку в современной школе.

5. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.Профессиональный стандарт педагога - учителя иностранного языка.

6. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по предмету «Иностранный язык». Возрастные особенности изучения иностранного языка в современной школе.

7. Цели и задачи обучения иностранному языку. Требования  к результатам освоения основной образовательной программы.

8. Содержание обучения иностранному языку. Тесная взаимосвязь компонентов содержания обучения.

9. Принципы обучения иностранному языку.

10. Современные методы обучения иностранному языку. Коммуникативно-игровая основа,  методы обучения иностранному языку. Современные интерактивные технологии обучения иностранным языкам.

11. Средства обучения иностранному языку. Классификация средств обучения.

12. Календарное, тематическое и поурочное планирование уроков иностранного языка. Цели, задачи, принципы планирования процесса обучения иностранному языку. Этапы перспективного планирования процесса иноязычного образования.

13. Структура программы по иностранному языку. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программе.

Вопросы к экзамену (7 семестр):

1. Методика обучения иностранному языку как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы и перспективы развития современной методики обучения иностранному языку.

2. Теоретические основы обучения иностранному языку. Становление и развитие отечественной методики обучения иностранным языкам. Роль и место иностранных языков в системе современного образования. Уровни владения иностранным языком.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы: личностные результаты (личностные, предметные (по ИЯ) и метапредметные).

4. Теоретические основы обучения иностранному языку. Специфика учебного предмета «Иностранный язык». Филологические и психолингвистические аспекты преподавания иностранного языка. Стратегии обучения иностранному языку в современной школе.

5. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.Профессиональный стандарт педагога - учителя иностранного языка.

6. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по предмету «Иностранный язык». Возрастные особенности изучения иностранного языка в современной школе.

7. Цели и задачи обучения иностранному языку. Требования  к результатам освоения основной образовательной программы.

8. Содержание обучения иностранному языку. Тесная взаимосвязь компонентов содержания обучения.

9. Принципы обучения иностранному языку.

10. Современные методы обучения иностранному языку. Коммуникативно-игровая основа,  методы обучения иностранному языку. Современные интерактивные технологии обучения иностранным языкам.

11. Средства обучения иностранному языку. Классификация средств обучения.

12. Календарное, тематическое и поурочное планирование уроков иностранного языка. Цели, задачи, принципы планирования процесса обучения иностранному языку. Этапы перспективного планирования процесса иноязычного образования.

13. Структура программы по иностранному языку. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программе.

14. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды, классификация уроков, технология их проведения.  Принципы организации урока по обучению ИЯ. Структура урока ИЯ (основные компоненты, их продолжительность).

 
стр. 11
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
15. Способы активизации речемыслительной деятельности учащихся на занятиях по иностранному языку. Использование иностранного языка в сценировании и проведении современного урока иностранного языка при обучении разным аспектам иностранного языка и речевому общению.

16. Нетрадиционный урок иностранного языка. Цели, задачи, принципы использования нетрадиционных уроков в процессе обучения иностранному языку. Виды и типы нетрадиционных уроков. Структура нетрадиционных уроков в процессе иноязычного образования.

17. Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом. Цели, задачи, принципы, функции, виды, средства, формы и объекты контроля обученности  иностранному языку (видам речевой деятельности, аспектам языка). Критерии оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык».

18. Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом. Новые подходы к оценке и самооценке деятельности школьников при изучении иностранного языка. Языковой Портфель как инструмент оценки  и самооценки: его цели и содержание.

19. Самостоятельная работа, внеклассная и внешкольная  работа как основные организационные формы обучения иностранному языку. Цели, задачи, принципы организации самостоятельной работы, внеклассной и внешкольной работы по  иностранному языку. Формы и группы форм внеклассных и внешкольных мероприятий / внеклассной и внешкольной работы по обучению иностранному языку. Аспекты внеклассной и внешкольной работы.

20. Система обучения и системный подход обучения иностранному языку. Характеристика системы обучения иностранному языку.

21. Подходы к обучению иностранному языку.

22. Системно-деятельностный подход в обучении школьников иностранному языку: понятие, цели, задачи, принципы его применения в иноязычном образовании. Образовательные технологии деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

23. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение аудированию текста на иностранном языке как виду коммуникативной деятельности на иностранном языке. Цель, задачи и принципы обучения школьников аудированию на иностранном языке в начальной школе. Система упражнений для обучения аудированию.

24. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение говорению на иностранном языке как продуктивному, мотивированному виду речевой деятельности. Формы  речевого общения. Цели, задачи, принципы обучения школьников  говорению (диалог / монолог) на иностранном языке. Система упражнений для обучения говорению.

25. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучению чтению на иностранном языке как самостоятельному виду речевой деятельности на иностранном языке и как средству формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Цели, задачи, принципы обучения чтению в процессе иноязычного образования. Система упражнений для обучения чтению.

26. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение письму на иностранном языке как виду продуктивной речевой деятельности на иностранном языке. Цели, задачи, принципы обучения письму в методике обучения иностранным языкам. Система упражнений для обучения письму.

27. Средства реализации речевого общения. Обучение фонетике. Цели, задачи, принципы обучения фонетике иностранного языка. Система упражнений в обучении фонетике иностранного языка. Становление слухопроизносительных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.

28. Средства реализации речевого общения. Обучение лексике. Цели, задачи, принципы формирования иноязычных лексических навыков.  Принципы отбора активного лексического минимума. Система упражнений в обучении лексики инострнного языка.

29. Средства реализации речевого общения. Обучение грамматике. Коммуникативная цель, задачи, принципы обучения грамматике иностранного языка. Грамматический минимум в обучении иностранным языкам. Основные этапы формирования грамматических умений и навыков.  Система упражнений.

30. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.

Перечень практических заданий к экзамену (7 семестр):

1. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на формирование у обучающихся фонетических навыков.

2. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на закрепление у обучающихся грамматических навыков.

3. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на совершенствование у обучающихся лексических навыков.

4. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на развитие умений диалогической речи.

5. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» на развитие умений монологической речи.

6. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» по обучению аудированию.

7. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» по обучению чтению.

8. Разработайте сценарий внеклассного мероприятия по предмету «Немецкий язык».

9. Разработайте средство контроля уровня обученности немецкому языку.

10. Разработайте фрагмент урока по предмету «Немецкий язык» с использованием аудиовизуальных средств обучения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов:(6,7 семестр)

Ролевая игра на уроках немецкого языка.

Проектный метод в обучении немецкому языку.

Разноуровневое обучение на уроках немецкого языка.

Метод сотрудничества в обучении иностранному языку.

Формирование метапредметных умений на уроках немецкого языка. 

 
стр. 12
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении к РПД – ФОС.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мещерякова, Е. В. 
Инновационное обучение иностранным языкам: методы и технологии: учебное пособие / Е. В. Мещерякова, Т. Ю. Шевченко, Ю. В. Мещерякова. — Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 160 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87231.html
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
Л1.2
Беляева, Л. А. 
Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска: учебное пособие для вузов / Л. А. Беляева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10853-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431686
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Французова, Н.Н.
Методика работы по развитию речевых навыков и умений при обучении иностранному языку в средней школе: учебно-методическое пособие / составители Н. Н. Французова. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 50 c. — ISBN 978-5-4497-0090-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85894.html 
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л2.2
Новикова, А. Ю. 
Интерактивные методы обучения на занятиях по иностранному языку: учебно-методическое пособие / А. Ю. Новикова. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2018. — 66 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84066.html 
Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвиенко, Л. М. 
Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка: презентации и проекты. : Учебно-методическое пособие / Л. М. Матвиенко, Н. А. Сысоева. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 57 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59229.html
Саратов: Вузовское образование, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ-URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.-URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). -URL: https://нэб.рф 
 
Э4
Ресурсы East View (ИВИС)   -URL:https://dlib.eastview.com/login 
 
стр. 13
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-230 в Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельностьобучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самимобучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту 

 
стр. 14
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя иобучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся ; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегосяи подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

 
стр. 15
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить 

 
стр. 16
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья: В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другим и обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ. Форма проведения аттестации для обучающихся-лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: •в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно -двигательного аппарата); •в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); •методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся  предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: •письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); •выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); •устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.