(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.
ции
Э1 Э2
Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. поддержки интерфейса.
Интерфейс пользователя.
/Лаб/
Э1 Э2
Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения.
/Лаб/
Э1 Э2
Э1 Э2
Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры.
Форматы данных и команд.
Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро ЭВМ.
/Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Понятие события. Блок состояния события.
/Лаб/
Э1 Э2
Э1 Э2
Организация ввода – вывода с использованием каналов ввода – вывода.
Последовательность операций, выполняемых каналом ввода – вывода.
Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом.
/Лаб/
Э1 Э2
Э1 Э2
Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера.
Распределение памяти с разделами переменного размера.
/Лаб/
Э1 Э2
Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения.
/Лаб/
Э1 Э2
Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID.
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
/Ср/
Э1 Э2
Вопросы к зачёту:
1.Краткий обзор дистрибутива Ubuntu.
2.Linux. Рабочая среда KDE.
3.UNIX и UNIX-подобные системы Linux.
4.Знакомство с семейством ОС Windows NT
5.ОС Windows ХР.
6.Операционная система Windows 10.
7.Установка операционной системы Linux.
8.Управление памятью ОС UNIX.
9.Классификация операционных систем.
10.Обзор современных ОС.
11.Понятие операционной системы и цели ее работы.
12.Основные компоненты операционной системы.
13.Сетевые и распределенные операционные системы.
14.Виды сетевых операционных систем.
15.Серверные операционные системы ведущих производителей.
17.Структура ОС Windows.
18.Обзор современных ОС семейства Windows.
19.История создания и общая характеристика системы UNIX.
20.Интерфейс системы UNIX.
21.Управление памятью. Методы, алгоритмы и средства
22.Структурное и функциональное определения операционной системы.
23.Алгоритм работы кэш-памяти.
24.Структура файловой системы ОС Linux, система прав доступа.
25.Основные этапы развития ОС.
26.Файловые системы. Основные понятия: файл, файловая система. Основные задачи файловой системы.
27.Графические оболочки ОС Linux.
28.Особенности современного этапа развития ОС.
29.Типы файлов. Имена файлов. Основные атрибуты файлов. Физическая организация и адресация файла (способы размещения данных).
30.Конфигурирование системы ОС Linux.
31.Основные требования к современным ОС.
32.Принципы работы устройств ввода-вывода. Контроллеры устройств ввода-вывода.
33.Мультимедиа и сетевые возможности ОС Linux.
34.Классификация ОС.
35.Прерывания. Классификация прерываний.
36.Установка ПО в ОС Linux.
37.Функциональные компоненты операционной системы автономного компьютера.
38.Программное обеспечение ввода-вывода.
39.Структура сетевой операционной системы.
40.Обычный состав и принципы построения операционных систем.
41.Проблема безопасности информации. Свойства безопасной информационной системы.
42Одноранговые ОС и ОС с выделенным сервером.
43.Функции ядра. Вспомогательные модули ОС. Основные свойства ядра.
44.Классификация атак на компьютерные системы.
45.Операционная система Android.
46.Разновидности ядер ОС. Многослойный подход и его преимущества. Слои ядра.
47.Основные функции подсистемы защиты операционной системы.
48.Операционная система iOS.
49.Вредоносное программное обеспечение. Вирусы. Черви. Троянские программы.
50.ОС Widows Mobile
Текущий контроль успеваемости
Вопросы к докладу с презентацией
1. Обработка прерываний.
2. Параллелизм выполнения программ в ОС.
3. Состязание процессов, взаимоисключения, взаимоблокировки, предотвращение тупиков.
4. Файлы и каталоги. Файловая система, типы.
5. Шифрующая файловая система. Разрешения для объектов файловой системы.
6. Иерархическая память. Задачи распределения памяти.
7. Виртуальная память. Варианты организации.
8. Подкачка, замена страниц. Защита памяти.
9. Организация RAID-массивов.
10. Фрагментация памяти, проблемы и решение фрагментации.
11. Архитектура современных программных средств. Системное программное
обеспечение. Примеры.
12. Архитектура современных программных средств. Инструментальное программное обеспечение. Примеры.
13. Архитектура современных программных средств. Прикладное программное
обеспечение. Примеры.
14. Типы операционных систем (монолитные системы).
15. Типы операционных систем (многоуровневые системы).
16. Типы операционных систем (модель клиент-сервер).
17. Понятие процесса.
18. Понятие взаимоблокировка.
19. Обслуживание ввода-вывода.
20. Распределение памяти фиксированными разделами.
21. Распределение памяти переменной величины.
22. Понятие виртуальной памяти.
23. Файловая система
24. История развития Windows и UNIX
25. Управление памятью в Unix.
27. Основные сетевые службы глобальной сети. www- и ftp- серверы. Электронная почта.
28.Гипертекстовые системы. Путеводители (навигаторы), их назначение и основные функции. Средства человеко-машинного интерфейса (мультимедиа и гипермедиа).
29.Управление пользователями и учетными записями в Windows 2000/XP/2003. Обеспечение безопасности в Windows 2000.
30.Управление доступом к данным в операционной системе. Пользователи и группы в Unix. Администрирование пользователей в Unix
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
С каждым обучающимся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.
Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются не только коммуникативные качества личности, но и активная мотивация работы с ИКТ.
Инновационность использования методических материалов лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.
Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков, учитывать степень обученности конкретным приемам работы с ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.
Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны в процессе внедрения и апробации модуля.
Лабораторные занятия призваны сформировать базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .
В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так и в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.