2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Операционные системы_ среды и оболочки_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Операционные системы, среды и оболочки
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Операционные системы, среды и оболочки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способности решать стандартные задачи и инсталлировать программное обеспечение для ИС с применением современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
1.2
Задачами освоения дисциплины является:
1.3
формирование знаний средств и методов решения стандартных задач и инсталляция программного обеспечения для ИС с применением современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
1.4
формирование умений решения стандартных задач и инсталляция программного обеспечения для ИС с применением современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
1.5
формирование навыков решения стандартных задач и инсталляция программного обеспечения для ИС с применением современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная ознакомительная практика
2.1.2
Программное обеспечение ПК
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.2.2
Проектирование и администрирование баз данных
2.2.3
Проектирование информационных систем
2.2.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности;
 
ОПК-2.1: Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.2: Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной

деятельности

 
ОПК-2.3: Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
 
 
ОПК-5: Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
 
ОПК-5.1: Знает основы системного администрирования, администрирования СУБД, современные стандарты информационного взаимодействия систем
 
ОПК-5.2: Умеет выполнять параметрическую настройку информационных и автоматизированных систем
 
ОПК-5.3: Владеет навыками инсталляции программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности по распределению операционных сред и оболочек;
3.1.2
средства и методы использования программных средств мониторинга операционных средств с применением информационно-коммуникационных технологий;
3.1.3
средства и методы инсталляции операционных систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы инсталляции операционных систем;
3.2.2
использовать средства и методы решения стандартных задач профессиональной деятельности по распределению операционных сред и  оболочек
3.2.3
использовать средства и методы использования программных средств мониторинга операционных средств с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов инсталляции операционных систем;
3.3.2
навыками применения средств и методов решения стандартных задач профессиональной деятельности по распределению операционных сред и  оболочек;
3.3.3
навыками применения средств и методов использования программных средств мониторинга операционных средств с применением информационно-коммуникационных технологий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы теории операционных систем

 
1.1
Общие сведения об операционных системах.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.2
Интерфейс пользователя.

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

Интерфейс пользователя.

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

Интерфейс пользователя.

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.3
Операционное окружение.

Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.4
Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
 
Раздел 2. Машинно – зависимые свойства операционных систем

 
2.1
Упрощенная архитектура микро ЭВМ.

Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры.

Форматы данных и команд.

Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро ЭВМ

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.2
Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.3
Выполнение основных команд в операционной системе MS-DOS /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.4
Обработка прерываний  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.5
Понятие прерывания.

Последовательность действий при обработке прерываний.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.6
Классы прерываний. Рабочая область прерываний. Вектор  прерывания.

Стандартные программы обработки прерывания.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.7
Планирование процессов  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.8
Понятие: задание, процесс, планирование процесса. Состояние существования процесса. Диспетчеризация процесса. Блок состояния процесса.   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.9
Алгоритм диспетчеризации. Способ выбора процесса для диспетчеризации.

Понятие события. Блок состояния события.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.10
Обслуживание ввода - вывода  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.11
Организация побайтного ввода – вывода.

Организация ввода – вывода с использованием каналов ввода – вывода.

Последовательность операций, выполняемых каналом ввода – вывода.

Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.12
Рабочая область канала ввода-вывода. Очередь запросов на ввод-вывод.

Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу. Пример управления вводом-выводом.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.13
Управление памятью  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.14
Работа с файлами   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.15
Управление реальной памятью. Механизм разделения центральной памяти.

Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера.

Распределение памяти с разделами переменного размера.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.16
Аппаратные и программные средства защиты памяти.

Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
2.17
Аутентификация, авторизация, аудит. Отказоустойчивость файловых и дисковых систем.

Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
 
Раздел 3. Машинно-независимые свойства операционных систем

 
3.1
Исследование возможностей программного пакета Norton Commander /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
3.2
Исследование возможностей программного пакета Norton Utilities.  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
3.3
Планирование заданий. Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования.  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
3.4
Структура операционной системы. Структура операционной  системы.

Загрузка операционной  системы.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Краткий обзор дистрибутива Ubuntu.

2. Linux. Рабочая среда KDE.

3. UNIX и UNIX-подобные системы Linux.

4. Знакомство с семейством ОС Windows NT

5. ОС Windows ХР.

6. Операционная система Windows 7.

7. Установка операционной системы Linux.

8. Управление памятью ОС UNIX.

9. Классификация операционных систем.

10. Обзор современных ОС.

11. Понятие операционной системы и цели ее работы.

12. Основные компоненты операционной системы.

13. Сетевые и распределенные операционные системы.

14. Виды сетевых операционных систем.

15. Серверные операционные системы ведущих производителей.

16. История развития операционных систем семейства Windows.

17. Структура ОС Windows.

18. Обзор современных ОС семейства Windows.

19. История создания и общая характеристика системы UNIX.

20. Интерфейс системы UNIX.

21. Управление памятью. Методы, алгоритмы и средства

22. Структурное и функциональное определения операционной системы.

23. Алгоритм работы кэш-памяти.

24. Структура файловой системы ОС Linux, система прав доступа.

25. Основные этапы развития ОС.

26. Файловые системы. Основные понятия: файл, файловая система. Основные задачи файловой системы.

27. Графические оболочки ОС Linux.

28. Особенности современного этапа развития ОС.

29. Типы файлов. Имена файлов. Основные атрибуты файлов. Физическая организация и адресация файла (способы размещения данных).

30. Конфигурирование системы ОС Linux.

31. Основные требования к современным ОС.

32. Принципы работы устройств ввода-вывода. Контроллеры устройств ввода-вывода.

33. Мультимедиа и сетевые возможности ОС Linux.

34. Классификация ОС.

35. Прерывания. Классификация прерываний.

36. Установка ПО в ОС Linux.

37. Функциональные компоненты операционной системы автономного компьютера.

38. Программное обеспечение ввода-вывода.

39. Структура сетевой операционной системы.

40. Обычный состав и принципы построения операционных систем.

41. Проблема безопасности информации. Свойства безопасной информационной системы.

42. Одноранговые ОС и ОС с выделенным сервером.

43. Функции ядра. Вспомогательные модули ОС. Основные свойства ядра.

44. Классификация атак на компьютерные системы.

45. Операционная система Android.

46. Разновидности ядер ОС. Многослойный подход и его преимущества. Слои ядра.

47. Основные функции подсистемы защиты операционной системы.

48. Операционная система iOS.

49. Вредоносное программное обеспечение. Вирусы. Черви. Троянские программы.

50. ОС Widows Mobile

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы к докладу с презентацией

1. Обработка прерываний.

 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2. Параллелизм выполнения программ в ОС.

3. Состязание процессов, взаимоисключения, взаимоблокировоки, предотвращение тупиков.

4. Файлы и каталоги. Файловая система, типы.

5. Шифрующая файловая система. Разрешения для объектов файловой системы.

6. Иерархическая память. Задачи распределения памяти.

7. Виртуальная память. Варианты организации.

8. Подкачка, замена страниц. Защита памяти.

9. Организация RAID-массивов.

10. Фрагментация памяти, проблемы и решение фрагментации.

11. Архитектура современных программных средств. Системное программное

обеспечение. Примеры.

12. Архитектура современных программных средств. Инструментальное программное обеспечение. Примеры.

13. Архитектура современных программных средств. Прикладное программное

обеспечение. Примеры.

14. Типы операционных систем (монолитные системы).

15. Типы операционных систем (многоуровневые системы).

16. Типы операционных систем (модель клиент-сервер).

17. Понятие процесса.

18. Понятие взаимоблокировка.

19. Обслуживание ввода-вывода.

20. Распределение памяти фиксированными разделами.

21. Распределение памяти переменной величины.

22. Понятие виртуальной памяти.

23. Файловая система

24. История развития Windows и UNIX

25. Управление памятью в Unix.

26. Безопасность в Unix.

27. Основные сетевые службы глобальной сети. www- и ftp- серверы. Электронная почта.

28.Гипертекстовые системы. Путеводители (навигаторы), их назначение и основные функции. Средства человеко-машинного интерфейса (мультимедиа и гипермедиа).

29.Управление пользователями и учетными записями в Windows 2000/XP/2003. Обеспечение безопасности в Windows 2000.

30.Управление доступом к данным в операционной системе. Пользователи и группы в Unix. Администрирование пользователей в Unix

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бабичев, С. Л. 
Распределенные системы:  учебное пособие для вузов / С. Л. Бабичев, К. А. Коньков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 507 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11380-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/445188 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Астапчук, В. А.
Корпоративные информационные системы: требования при проектировании:  учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08546-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425572
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа : http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks  - режим доступа : www.iprbookshop.ru   www.iprbookshop.ru   
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: https://elibrary.ru  
 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить . Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

учебный материал.

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу,которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только

коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

 
стр. 11
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.

Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся , которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и

разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.