2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Операционные системы_ среды и оболочки_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Операционные системы, среды и оболочки
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Операционные системы, среды и оболочки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю. 

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является: получение знаний о принципах построения и архитектуре современных операционных систем и сред, практических навыков работы в современной программно-технической среде.
1.2
Задачами освоения дисциплины является:
1.3
формирование и развитие представлений об идеологии разработки современных операционных систем, приобретение обучающимися навыков теоретического и системно-логического мышления, создание фундамента знаний в области использования операционных систем для последующего изучения профильных дисциплин специальности;
1.4
ознакомление обучающихся с основными подходами к построению операционных систем, фундаментальными понятиями теории и практики операционных систем;
1.5
формирование устойчивых умений и навыков, связанных с методикой разработки операционных систем, разработкой алгоритмов и их реализацией на вычислительных машинах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Концепции современного естествознания
2.1.4
Философия  
2.1.5
Начала алгебры
2.1.6
Аналитическая геометрия
2.1.7
Теория преобразований плоскости
2.1.8
Теория рядов
2.1.9
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.10
Теоретические основы информатики
2.1.11
Робототехника
2.1.12
Основы мехатроники
2.1.13
Компьютерное моделирование
2.1.14
Основы компьютерной графики
2.1.15
Дифференциальные уравнения
2.1.16
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Конструктивная геометрия
2.2.3
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.6
Проективная геометрия
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
История математики
2.2.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.10
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.11
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.12
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.13
Специальные методы решения математических зада
2.2.14
Дифференциальная геометрия
2.2.15
Курсовая работа по информатике
2.2.16
Высокоуровневые методы программирования
2.2.17
Практикум по решению задач на ПК
2.2.18
Технологии программирования
2.2.19
Базы данных
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.20
Информационные системы
2.2.21
Проектирование информационных систем
2.2.22
Курсовая работа по математике
2.2.23
Численные методы
2.2.24
Вычислительная математика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этапы развития программного обеспечения и операционных систем;
3.1.2
основные архитектурные концепции построения и основные компоненты операционных систем;
3.1.3
дистрибутивы операционных систем;
3.1.4
назначение операционных систем;
3.1.5
алгоритмы планирования и диспетчеризации;
3.1.6
алгоритмы распределения памяти между процессами и потоками;
3.1.7
функции файловых систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
инсталировать операционные системы;
3.2.2
выполнять конфигурирование;
3.2.3
управлять оборудованием и прикладными программами средствами операционной системы;
3.2.4
применять современные информационно-коммуникационные технологии;
3.2.5
устранять неполадки в работе операционной системы;
3.2.6
применять знания и умения для решения практических задач по поддержке работы операционной системы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы в современных операционных системах;
3.3.2
навыками применения основных команд операционной системы;
3.3.3
навыками работы с инструментальными средствами операционной системы;
3.3.4
знаниями, необходимыми для установки и конфигурирования операционных систем.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы теории операционных систем

 
1.1
Общие сведения об операционных системах. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.2
Интерфейс пользователя.

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

Интерфейс пользователя.

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

Интерфейс пользователя.

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействие пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
1.3
Операционное окружение.  

Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
1.4
Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
 
Раздел 2. Машинно – зависимые  свойства операционных систем

 
2.1
Упрощенная архитектура микро ЭВМ.

Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры.

Форматы данных и команд.

Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро ЭВМ.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.2
Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.3
Выполнение основных команд в операционной системе MS-DOS. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.4
Обработка прерываний /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.5
Понятие прерывания.

Последовательность действий при обработке прерываний.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.6
Планирование процессов /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.7
Обслуживание ввода - вывода /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.8
Организация побайтного ввода – вывода.

Организация ввода – вывода с использованием каналов ввода – вывода.

Последовательность операций, выполняемых каналом ввода – вывода.

Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.9
Рабочая область канала ввода-вывода. Очередь запросов на ввод-вывод.

Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу. Пример управления вводом-выводом.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.10
Управление памятью /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.11
Работа с файлами  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
2.12
Аутентификация, авторизация, аудит.  Отказоустойчивость файловых и дисковых систем.

Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
 
Раздел 3. Машинно-независимые свойства операционных систем

 
3.1
Структура операционной системы. Структура операционной  системы.

Загрузка операционной  системы.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Краткий обзор дистрибутива Ubuntu.

2. Linux. Рабочая среда KDE.

3. UNIX и UNIX-подобные системы Linux.

4. Знакомство с семейством ОС Windows NT

5. ОС Windows ХР.

6. Операционная система Windows 7.

7. Установка операционной системы Linux.

8. Управление памятью ОС UNIX.

9. Классификация операционных систем.

10. Обзор современных ОС.

11. Понятие операционной системы и цели ее работы.

12. Основные компоненты операционной системы.

13. Сетевые и распределенные операционные системы.

14. Виды сетевых операционных систем.

15. Серверные операционные системы ведущих производителей.

16. История развития операционных систем семейства Windows.

17. Структура ОС Windows.

18. Обзор современных ОС семейства Windows.

19. История создания и общая характеристика системы UNIX.

20. Интерфейс системы UNIX.

21. Управление памятью. Методы, алгоритмы и средства

22. Структурное и функциональное определения операционной системы.

23. Алгоритм работы кэш-памяти.

24. Структура файловой системы ОС Linux, система прав доступа.

25. Основные этапы развития ОС.

26. Файловые системы. Основные понятия: файл, файловая система. Основные задачи файловой системы.

27. Графические оболочки ОС Linux.

28. Особенности современного этапа развития ОС.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
29. Типы файлов. Имена файлов. Основные атрибуты файлов. Физическая организация и адресация файла (способы размещения данных).

30. Конфигурирование системы ОС Linux.

31. Основные требования к современным ОС.

32. Принципы работы устройств ввода-вывода. Контроллеры устройств ввода-вывода.

33. Мультимедиа и сетевые возможности ОС Linux.

34. Классификация ОС.

35. Прерывания. Классификация прерываний.

36. Установка ПО в ОС Linux.

37. Функциональные компоненты операционной системы автономного компьютера.

38. Программное обеспечение ввода-вывода.

39. Структура сетевой операционной системы.

40. Обычный состав и принципы построения операционных систем.

41. Проблема безопасности информации. Свойства безопасной информационной системы.

42. Одноранговые ОС и ОС с выделенным сервером.

43. Функции ядра. Вспомогательные модули ОС. Основные свойства ядра.

44. Классификация атак на компьютерные системы.

45. Операционная система Android.

46. Разновидности ядер ОС. Многослойный подход и его преимущества. Слои ядра.

47. Основные функции подсистемы защиты операционной системы.

48. Операционная система iOS.

49. Вредоносное программное обеспечение. Вирусы. Черви. Троянские программы.

50. ОС Widows Mobile

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Краткий обзор дистрибутива Ubuntu.

2. Linux. Рабочая среда KDE.

3. UNIX и UNIX-подобные системы Linux.

4. Знакомство с семейством ОС Windows NT

5. ОС Windows ХР.

6. Операционная система Windows 7.

7. Установка операционной системы Linux.

8. Управление памятью ОС UNIX.

9. Классификация операционных систем.

10. Обзор современных ОС.

11. Понятие операционной системы и цели ее работы.

12. Основные компоненты операционной системы.

13. Сетевые и распределенные операционные системы.

14. Виды сетевых операционных систем.

15. Серверные операционные системы ведущих производителей.

16. История развития операционных систем семейства Windows.

17. Структура ОС Windows.

18. Обзор современных ОС семейства Windows.

19. История создания и общая характеристика системы UNIX. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бабичев, С. Л. 
Распределенные системы:  учебное пособие для вузов / С. Л. Бабичев, К. А. Коньков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 507 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11380-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/445188 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Астапчук, В. А.
Корпоративные информационные системы: требования при проектировании:  учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08546-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425572
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» URL: http://www.intuit.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самимобучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут

способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей уобучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работыобучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении

полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в

различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.