2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Организация дополнительного образования (по второму профилю) Разработка онлайн-курсов_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Разработка онлайн-курсов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
20
20
20
20
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
42
42
42
42
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Разработка онлайн-курсов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся навыков организации дистанционной работы, умения взаимодействовать между собой через интернет, преследуя все те же учебные цели, используя все те же методы и средства обучения, что и при очном обучении.
1.2
Задачами освоения  дисциплины является: овладеть On-line технологиями и современными интернет-технологиями, знать особенности современной цифровой образовательной среды в Российской федерации, знать задачи и перспективы развития онлайн-образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Русский язык и культура речи
2.1.2
Иностранный язык
2.1.3
Экономика
2.1.4
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.5
Образовательное право   
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.7
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.8
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.9
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.10
Программное обеспечение ЭВМ
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.4
История математики
2.2.5
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.6
Методы и средства защиты информации
2.2.7
Курсовая работа по информатике
2.2.8
Базы данных
2.2.9
Информационные системы
2.2.10
Проектирование информационных систем
2.2.11
Курсовая работа по математике
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.1.1
технологии организация учебного процесса с использованием онлайн курсов; правовые нормы цели реализации проекта, способы организации самостоятельной работы обучающегося в полном объеме; интерактивные технологии.
3.1.2
технологии организация учебного процесса с использованием онлайн курсов;
3.1.3
правовые нормы цели реализации проекта, способы организации самостоятельной работы обучающегося в полном объеме;
3.1.4
интерактивные технологии;
3.1.5
теоретические основы разработки онлайн-курсов и их использования в условиях открытого образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять имеющиеся ресурсы и осуществлять персонализацию, индивидуализацию и адаптивность обучения
3.2.2
использовать интерактивные технологии;
3.2.3
разрабатывать оценочные задания;
3.2.4
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска необходимой информации для достижения задач проекта; навыками анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта.
3.3.2
технологией проектирования онлайн-курсов;
3.3.3
технологией подготовки электронного образовательного контента
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы дистанционного обучения

 
1.1
Дистанционное обучение: основные дидактические понятия. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.2
Дистанционное обучение: основные дидактические понятия. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.3
Дистанционное обучение: основные дидактические понятия. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.4
Дидактическая система дистанционного обучения. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.5
Дидактическая система дистанционного обучения. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.6
Дидактическая система дистанционного обучения. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.7
Современные педагогические технологии, применяемые в дистанционном обучении /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.8
Современные педагогические технологии, применяемые в дистанционном обучении /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.9
Современные педагогические технологии, применяемые в дистанционном обучении /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.10
Особенности деятельности преподавателя дистанционного обучения. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.11
Особенности деятельности преподавателя дистанционного обучения. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
1.12
Основные дидактические понятия и современные портреты обучающих и обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
 
Раздел 2. Moodle 

 
2.1
Moodle как базовая платформа СДО: основные характеристики системы. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
2.2
Moodle как базовая платформа СДО: основные характеристики системы. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
2.3
Moodle как базовая платформа СДО: основные характеристики системы. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
2.4
Дидактические особенности и возможности ресурсов и элементов СДО Moodle. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
2.5
Дидактические особенности и возможности ресурсов и элементов СДО Moodle. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
2.6
Дидактические особенности и возможности ресурсов и элементов СДО Moodle. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Понятие и назначение дистанционного образования (ДО).

2. Виды и примеры организации ДО.

3. Примеры программных оболочек, используемых в ДО.

4. Типы программ дистанционного образования

 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
5. 2. Характеристика дистанционного образования

6. Модели ДО.

7. Составляющие дистанционного образования

8. Дистанционные технологии

9. Процесс разработки дистанционных курсов (ДК)

10. Элементы дистанционного учебного курса

11. Структура дистанционного учебного курса

12. Правовые основы применения дистанционных образовательных технологий в РФ

13. Системы дистанционного обучения, их классификация

14. Аппаратное и программное обеспечение дистанционного обучения.

15. Основы работы с системой Moodle.

16. Интерфейс системы Moodle.

17. Редактирование профиля пользователя.

18. Интерфейс курса. Настройки курса.

19. Работа со списками участников курса в Moodle.

20. Журнал регистрации деятельности учеников.

21. Добавление ресурсов и разработка интерактивных элементов курса.

22. Основные модули и особенности их применения в системе Moodle.

23. Модуль Тест. Создание оболочки для теста.

24. Модуль Задание. Модуль Рабочая тетрадь.

25. Модуль Форум. Модуль Чат.

26. Модуль Опрос. Модуль Глоссарий. Модуль Урок.

27. Создание и разработка электронных курсов в системе дистанционного обучения Моodle.

28. Организация совместной работы учащихся над проектом с использованием возможностей google.docs.

29. Организация дискуссий, опроса и тестирования, используя возможности google.docs.

30. Поиск и анализ научного материала с помощью сервиса Google.Академия.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов

1. Массовые открытые онлайн курсы -современная концепция в образовании и обучении

2. Эффективность Онлайн-обучения

3. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии

4. Организация внутреннего контроля дистанционного образовательного процесса

5. Дистанционное обучение в экстремальных условиях

6. Методы дистанционного образования

7. Основные понятия дистанционного обучения

8. Основные формы и методы дистанционного обучения в школе

9. Дистанционные образовательные технологии на уроке математики в школе

10. Дистанционные образовательные технологии на уроке информатики в школе

11. Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математики

12. Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения информатики

13. Дистанционное обучение: как учителю организовать и cпланировать день

14. Как подготовить дистанционный урок

15. Обзор образовательных платформ для дистанционного обучения

16. Использование системы MOODLE на уроках математики

17. Проектирование дистанционного курса в оболочке MOODLE для школьников, интересующихся математикой

18. Модель учебного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE

19. Методика подготовки учащихся к сдаче модуля геометрии ОГЭ с помощью дистанционного курса

20. Дистанционная поддержка обучения основам дифференциального исчисления с использованием системы MOODLE

21. Дистанционная поддержка обучения решению квадратных уравнений  с использованием системы MOODLE

22. Мини-курс «Делимость натуральных чисел» с использованием системы MOODLE

23. Создание дистанционного курса по дисциплине «Информатика» в СДО MOODLE

24. Использование СДО MOODLE для обучения информатике учащихся с ограниченными возможностями здоровья

25. Использование системы MOODLE при изучении систем счисления на уроках информатики в 8 классах

26. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы MOODLE

27. Создание тестов в СДО MOODLE на примере одного раздела школьного курса математики 

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вайндорф-Сысоева, М. Е.
Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9202-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433436
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Смоликова, Т. М.
Методика организации дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / Т. М. Смоликова. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 72 c. — ISBN 978-985-503-521-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/67809.html 
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

На первом занятии получите у преподавателя  график выполнения лабораторных работ на текущий семестр. Обзаведитесь всем необходимым методическим обеспечением.

Перед посещением лаборатории  изучите теорию вопроса, предполагаемого к исследованию, ознакомьтесь с руководством по соответствующей работе и подготовьте протокол проведения работы, в который занесите:

• название работы

• цель работы

• схемы алгоритмов

• спецификация программ

• заготовки таблиц для заполнения экспериментальными данными

наблюдений

• листинги программ

• результаты тестирования

• исходный и исполняемый файл программы

Оформление отчетов должно производиться после окончания работы непосредственно в лаборатории, при наличии свободного времени или дома.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.