2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Основы алгоритмизации и программирования_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы алгоритмизации и программирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
22
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Основы алгоритмизации и программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у будущих учителей математики и информатики практических навыков по основам алгоритмизации вычислительных процессов и программированию, развитие умения работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, обучение работе с научной литературой и технической документацией по языкам программирования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- приобретение студентами теоретических знаний об основнsх конструкциях, алгоритмах и методологиях программирования;
1.4
- приобретение студентами  навыков практической работы (программирования) на компьютере;
1.5
- формирования практических навыков применения основных методов и средств, необходимх для решения задач профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения данной дисциплины студенту необходимы знания, полученные в ходе изучения курса «Информатика и ИКТ» средней общеобразовательной школы. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.3
Методика обучения математике
2.2.4
Методика обучения информатике
2.2.5
Курсовая работа по методикам обучения
2.2.6
Теория чисел
2.2.7
Числовые системы
2.2.8
Аналитическая геометрия
2.2.9
Теория преобразований плоскости
2.2.10
Конструктивная геометрия
2.2.11
Проективная геометрия
2.2.12
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.13
Дифференциальная геометрия
2.2.14
Основы математического анализа
2.2.15
Дифференциальные уравнения
2.2.16
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.17
Теория рядов
2.2.18
Элементарная математика
2.2.19
Дискретная математика
2.2.20
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.21
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.22
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.23
Теоретические основы информатики
2.2.24
Архитектура компьютера
2.2.25
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.26
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.27
Методы и средства защиты информации
2.2.28
Алгоритмы и структуры данных
2.2.29
Объектно-ориентированное программирование
2.2.30
Логическое программирование
2.2.31
Высокоуровневые методы программирования
2.2.32
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.2.33
Технологии программирования
2.2.34
Базы данных
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.35
Информационные системы
2.2.36
Проектирование информационных систем
2.2.37
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.38
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.2.39
Системы компьютерной алгебры
2.2.40
Теория функций комплексной переменной
2.2.41
Избранные главы элементарной математики
2.2.42
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.43
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.44
Уравнения математической физики
2.2.45
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.46
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.47
Специальные методы решения математических задач
2.2.48
История математики
2.2.49
История информатики
2.2.50
Избранные главы методики обучения математике
2.2.51
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.52
Компьютерное моделирование
2.2.53
3D-моделирование
2.2.54
Численные методы
2.2.55
Вычислительная математика
2.2.56
Автоматизированные системы управления
2.2.57
Управление информационными системами
2.2.58
Мультимедийные технологии
2.2.59
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.60
Математические основы физики
2.2.61
Математическое моделирование в физике
2.2.62
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.2.63
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.64
Моделирование в системах компьютерной математики
2.2.65
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.66
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.67
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.68
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.2.69
Интернет-программирование
2.2.70
Робототехника в школьном курсе информатики
2.2.71
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.2.72
Программирование на PHP
2.2.73
Программирование Python
2.2.74
Разработка WEВ-приложений
2.2.75
Разработка Интернет-приложений
2.2.76
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.2.77
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.78
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.79
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.80
Производственная преддипломная практика
2.2.81
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.82
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
особенности образовательной среды и образовательных программ;
 
общие закономерности развития естественнонаучных дисциплин;
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды по дисциплине;
 
применять закономерности и принципы  развития программирования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемой дисциплины;
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Владеть:
 
педагогическими действиями, связанными с использованием ресурсов дисциплины и образовательной среды;
 
опытом систематического использования ресурсов образовательной среды в учебной и внеучебной деятельности по предмету;
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
информационные технологии решения прикладных задач; процесс подготовки  и  решения  задач  на  ЭВМ; основные  приемы  алгоритмизации  и программирования  на  языке  высокого  уровня; алгоритмические принципы  разработки  программ; систему  программирования  на алгоритмическом  языке  высокого  уровня.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать  алгоритмы  решения задач; составлять программу решения задачи в среде разработки; выполнять тестирование и отладку программ.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
работы на персональном  компьютере на высоком пользовательском уровне; связанный с решением математических задач с помощью конкретного средства разработки; применения языков программирования для реализации алгоритмов решения конктретных практических задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в алгоритмизацию.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.1
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Средства реализации алгоритмов. Алгоритмизация /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
1.2
Разоработка и реализация алгоритмов. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
1.3
Основы алгоритмизации. Алгоритмические структуры. Средства описания алгоритмов.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 2. Основные понятия программирования

 
2.1
Программа. Программирование. Языки программирования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.2
Особенности (алфавит, синиаксис, семантика)языка программирования Pascal. Структура языка программирования. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.3
Решение элементарных математических задач в среде языка программирования /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.4
Стандартные типы данных и функции языка программирования Pascal. Массивы. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.5
Использование в программах стандартных функций /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.6
Особенности работы с символьными и строковыми данными. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.7
Решение задач со строковым типом данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.8
Решение систем уравнений. Реализация ветвления в программах /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.9
Организация циклов. Циклический оператор с параметром /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.10
Реализация циклов с параметром в программах /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.11
Организация циклов. Циклические операторы с постусловие и предусловием /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.12
Реализация циклов с предусловие /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.13
Реализация циклов с постусловием /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.14
Работа с пользовательскими функциями и процедурами /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.15
Использование пользовательских функций и процедур /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.16
Реализация алгоритмов средствами языков программирования. Языковые конструкции. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.17
Алгоритмы сортировок и вычислительные алгоритмы. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-4 ПК-11
1
0
 
2.18
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

36
ПК-4 ПК-11
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. История развития программирования, эволюция.

2. Этапы решения задач на ЭВМ.

3. Понятие алгоритма

4. Свойства алгоритмов

5. Способы записи алгоритмов.

6. Принципы структурного, модульного программирования.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
7. Естественные и формальные языки. Понятия о алфавите, синтаксисе и семантике формального языка.

8. Классификация языков программирования.

9. Алфавит языка Pascal, величина (тип, имя и значение). Выражение. Тип выражения. Арифметическое выражение.

10. Программирование как раздел информатики.

11. Структура программы на языке Pascal.

12. Стандартные типы данных языка Pascal.

13. Массивы.

14. Функция ввода данных (read, readln). Функции вывода данных(write, writeln)

15. Условные операторы

16. Оператор цикла с параметром.

17. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием.

18. Работа со строками.

19. Работа с функциями и процедурами, стандартные функции.

Тестовые задания:

1. Пусть переменные x и y принимают любые целые значения и пусть  , тогда фрагмент программы

R:=x;

if R<y then R:=y;

присваивает переменной R …

a) наибольшее из значений переменных x и y

b) наименьшее из значений переменных x и y

c) всегда значение переменной x

d) всегда значение переменной y

2. Пусть переменные x и y принимают любые целые значения и пусть  , тогда в результате выполнения фрагмента программы

R:=x;

if R>y then

begin

   x:=y;

   y:=R

end;

получим …

1. всегда значение переменной y будет больше значения переменной x

2. всегда значение переменной x будет больше значения переменной y

3. всегда значения переменных x и y не меняются

4. всегда значения переменных x и y равны

3. Пусть переменные x и y принимают любые целые значения, тогда в результате выполнения фрагмента программы

R:=x

if R>y then begin

   y=R;

  x=y

End;

получим …

a. всегда значение переменной x не изменится

b. всегда значения переменных x и y станут равными

c. всегда значение переменной x будет меньше значения переменной y

d. всегда значение переменной y будет меньше значения переменной x

4. Дан фрагмент программы:

S=0;

for i=2 to 4 do S=S+(2*i);

Чему будет равно значение переменной S?

Написать блок описания для данного фрагмента программы.

5. Пусть переменные x и y принимают любые целые значения и пусть  , тогда фрагмент программы

R:=x;

if R>y then R:=x;

присваивает переменной R …

1) наименьшее из значений переменных x и y

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2) наибольшее из значений переменных x и y

3) всегда значение переменной x

4) всегда значение переменной y

Написать блок описания для данного фрагмента программы

6. Пусть переменные x и y принимают любые целые значения и пусть  , тогда в результате выполнения фрагмента программы

R:=x;

if R<y then begin

   x:=y;

   y:=R

end;

получим …

1) всегда значение переменной x будет больше значения переменной y

2) всегда значение переменной y будет больше значения переменной x

3) всегда значения переменных x и y не меняются

4) всегда значения переменных x и y равны

Написать блок описания для данного фрагмента программы.

7. Дан массив А, состоящий из восьми целых чисел (2; -4; 3; 1; 5; -2; 1; 0). Тогда в результате работы фрагмента программы:

S:=0;

for i:=1 to 8 do

if A[i]<0 then S:=S+1;

Чему будет равно значение переменной S?

Написать блок описания для данного фрагмента программы.

8. Дан массив А, состоящий из восьми целых чисел (2; -4; 3; 1; 5; -2; 1; 0). Тогда в результате работы фрагмента программы:

S:=0;

for i:=1 to 8 do

if A[i]>0 then S:=S+A[i];

Чему будет равно значение переменной S?

Написать блок описания для данного фрагмента программы.

9. Дан массив А, состоящий из восьми целых чисел (2; -4; 3; 1; 5; -2; 1; 0). Тогда в результате работы фрагмента программы:

S:=0;

for i:=1 to 8 do

if A[i]<0 then S:=S+A[i];

Чему будет равно значение переменной S?

Написатьть блок описания для данного фрагмента программы.

10. Пусть переменные x и y принимают любые целые значения и пусть  , тогда фрагмент программы

R:=x;

if R<y then R:=x;

присваивает переменной R …

1) всегда значение переменной x

2) наибольшее из значений переменных x и y

3) наименьшее из значений переменных x и y

4) всегда значение переменной y

Написать блок описания для данного фрагмента программы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Написать блок описания для данного фрагмента программы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Казанский, А. А.
Прикладное программирование на Excel 2019 :  учебное пособие для вузов / А. А. Казанский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12022-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/446669
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кудрина, Е. В. 
Основы алгоритмизации и программирования на языке C#: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. В. Кудрина, М. В. Огнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 322 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09796-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/428603
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека Non_Fiction
 
Э2
PascalABC.NET 1.6.440 [2011, Программирование]
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся  готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Целесообразно оценивать работу обучающихся по рейтинговой системе, внедренную её в практику обучения обучающихся.

Приведенный перечень  лабораторных занятий призван  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.