Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к экзамену:
1. Внешние и внутренние характеристики математической модели.
2. Уравнения математической модели. Замкнутость модели.
3. Имитационные модели и системы. Имитационные эксперименты.
4. Моделирование случайных процессов. Понятие марковского процесса (марковская цепь).
5. Информационные модели. Объекты и их связи.
6. Основные структуры в информационном моделировании. Примеры информационных моделей.
7. Модели, методы и алгоритмы двумерной машинной графики.
8. Модели, методы и алгоритмы трёхмерной машинной графики.
Вопросы к зачёту:
1. Варианты создания диалоговой среды.
2. Основы программирования в языке Turbo Pascal.
3. Приемы работы с пакетом для математических вычислений Mathcad 2000/2001.
4. Основы программирования в среде Delphi на объектно-ориентированном языке Object Pascal.
5. Программирование приемов численных методов.
6. Программирование приемов теории вероятностей и математической статистики.
7. Программирование приемов векторной алгебры и аналитической геометрии.
8. Приемы работы в мультипликации.
9. Сканеры и программная поддержка их работы.
10. Средства ввода и вывода звуковой информации.
11. Объектно-ориентированное программирование. Использование языка ассемблера для подключения API-функций операционной системы.
12. Программирование интерфейсов и функций ввода-вывода.
1.Моделирование — это:
процесс демонстрации моделей одежды в салоне мод;
процесс неформальной постановки конкретной задачи;
процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;
процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта.
2.Модель — это:
фантастический образ реальной действительности;
материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;
материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики;
описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства;
информация о несущественных свойствах объекта.
3.При изучении объекта реальной действительности можно создать:
одну единственную модель;
несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;
одну модель, отражающую совокупность признаков объекта;
точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения;
вопрос не имеет смысла.
4.Процесс построения модели, как правило, предполагает:
описание всех свойств исследуемого объекта;
выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;
выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи;
описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;
выделение не более трех существенных признаков объекта.
5.Натурное моделирование это:
моделирование, при котором в модели узнается моделируемый объект, то есть натурная модель всегда имеет визуальную схожесть с объектом- оригиналом;
создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала;
моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала;
совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале;
создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале.
6.Информационной моделью объекта нельзя считать:
описание объекта-оригинала с помощью математических формул;
другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;
совокупность данных в виде таблицы, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала;
описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;
совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.
7.Математическая модель объекта — это:
созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;
описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведения в виде таблицы;
совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;
последовательность электрических сигналов.
8.К числу математических моделей относится:
милицейский протокол;
правила дорожного движения;
формула нахождения корней квадратного уравнения;
кулинарный рецепт;
инструкция по сборке мебели.
9.К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
Конституцию РФ;
географическую карту России;
Российский словарь политических терминов;
схему Кремля;
список депутатов государственной Думы.
10.К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
классный журнал;
расписание уроков;
список учащихся школы;
перечень школьных учебников;
перечень наглядных учебных пособий.
11.Табличная информационная модель представляет собой:
набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм;
описание иерархической структуры строения моделируемого объекта;
систему математических формул;
последовательность предложений на естественном языке.
12.Отметь ЛОЖНОЕ продолжение к высказыванию: “К информационному процессу поиска информации можно отнести...”:
непосредственное наблюдение;
чтение справочной литературы;
запрос к информационным системам;
построение графической модели явления;
прослушивание радиопередач.
13.Отметь ИСТИННОЕ высказывание:
непосредственное наблюдение — это хранение информации;
чтение справочной литературы — это поиск информации;
запрос к информационным системам — это защита информации;
построение графической модели явления — это передача информации;
прослушивание радиопередачи — это процесс обработки информации.
14.Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
табличные информационные модели;
математические модели;
натурные модели;
графические информационные модели;
иерархические информационные модели.
15.Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных следует рассматривать как:
натурную модель;
табличную модель;
графическую модель;
математическую модель;
сетевую модель.
16.Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
табличной модели;
графической модели;
иерархической модели;
натурной модели;
математической модели.
17.В биологии классификация представителей животного мира представляет собой:
иерархическую модель;
табличную модель;
графическую модель;
математическую модель;
натурную модель.
18.Расписание движение поездов может рассматриваться как при:
натурной модели;
табличной модели;
графической модели;
компьютерной модели;
математической модели.
19.Географическую карту следует рассматривать скорее всего как:
математическую информационную модель;
вербальную информационную модель;
табличную информационную модель.
графическую информационную модель;
натурную модель.
20.К числу самых первых графических информационных моделей следует отнести
наскальные росписи;
карты поверхности Земли;
книги с иллюстрациями;
строительные чертежи и планы;
иконы.
21. Укажите ЛОЖНОЕ утверждение:
“Строгих правил построения любой модели сформулировать невозможно”;
“Никакая модель не может заменить само явление, но при решении конкретной задачи она может оказаться очень полезным инструментом";
“Совершенно неважно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих — главное, чтобы с их помощью можно было бы отразить наиболее существенные черты, признаки изучаемого объекта”;
“Модель содержит столько же информации, сколько и моделируемый объект”;
“Все образование — это изучение тех или иных моделей, а также приемов их использования”.
22.Построение модели исходных данных; построение модели результата, разработка алгоритма, разработка и программы,отладка и исполнение программы, анализ и интерпретация результатов — это:
список команд исполнителю;
анализ существующих задач;
этапы решения задачи с помощью компьютера;
алгоритм математической задачи.
23.В качестве примера модели поведения можно назвать:
список учащихся школы;
план классных комнат;
правила техники безопасности в компьютерном классе;
план эвакуации при пожаре;
чертежи школьного здания.
24.Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва НЕ позволяет:
экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты;
провести натурное исследование процессов, протекающих в природе в процессе взрыва и после взрыва;
уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей;
получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье людей;
получить достоверную информацию о влиянии ядерного взрыва на растения и животных в зоне облучения.
25.С помощью компьютерного имитационного моделирования НЕЛЬЗЯ изучать:
демографические процессы, протекающие в социальных системах;
тепловые процессы, протекающие в технических системах;
инфляционные процессы в промышленно-экономических системах;
процессы психологического взаимодействия учеников в классе;
траектории движения планет и космических кораблей в безвоздушном пространстве.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.