2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Основы мехатроники_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы мехатроники
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17 2/6
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Лабораторные
16
16
16
16
32
32
Итого ауд.
32
32
32
32
64
64
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
64
64
Сам. работа
40
40
40
40
80
80
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Доцент, Герасимова О.Ю _________________
 
 
Основы мехатроники
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является в обеспечении целостного понимания обучающимися базовых категорий и принципов мехатроники, формировании информационной и методологической базы для изучения специальных дисциплин, а также приобретении практических навыков анализа и синтеза мехатронных объектов.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
раскрыть основные исторические этапы становления мехатроники;
1.4
изучение современного состояния в области теории и практики разработки мехатронных систем;
1.5
изучение современных принципов и интеллектуальных методов управления мехатронными объектами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дифференциальные уравнения
2.2.2
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.2.3
Теоретические основы информатики
2.2.4
Аналитическая геометрия
2.2.5
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.6
Компьютерное моделирование
2.2.7
Основы компьютерной графики
2.2.8
Объектно-ориентированное программирование
2.2.9
Теория преобразований плоскости
2.2.10
Теория рядов
2.2.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.12
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.13
Программирование Python
2.2.14
Разработка WEВ-приложений
2.2.15
Теория чисел
2.2.16
Числовые системы
2.2.17
Высокоуровневые методы программирования
2.2.18
Вычислительная математика
2.2.19
Численные методы
2.2.20
Базы данных
2.2.21
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.22
История математики
2.2.23
Курсовая работа по математике
2.2.24
Технологии программирования
2.2.25
Информационные системы
2.2.26
Конструктивная геометрия
2.2.27
Курсовая работа по информатике
2.2.28
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
2.2.29
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.30
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.31
Практикум по решению задач на ПК
2.2.32
Проективная геометрия
2.2.33
Проектирование информационных систем
2.2.34
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.35
Специальные методы решения математических зада
2.2.36
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.37
Дифференциальная геометрия
2.2.38
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.39
Производственная преддипломная практика
2.2.40
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.41
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.42
2.2.43
Основы компьютерной графики
2.2.44
Разработка WEВ-приложений
2.2.45
Вычислительная математика
2.2.46
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.47
Специальные методы решения математических зада
2.2.48
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.49
Основы компьютерной графики
2.2.50
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.51
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.52
Специальные методы решения математических зада
2.2.53
Разработка WEВ-приложений
2.2.54
Вычислительная математика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Информатика" 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Информатика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные информационные источники в области мехатроники, методы решения проблемных ситуаций для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения;
3.1.2
способы конструктивного выполнения узлов и агрегатов мехатронных устройств и систем;
3.1.3
принципы действия приводов мехатронного типа;
3.1.4
сферы деятельности специалиста по мехатронике;
3.1.5
уровни развития и поколения мехатронных устройств;
3.1.6
социально-экономический эффект от применения мехатронных систем управления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять поиск информации по мехатронике  для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения;
3.2.2
ставить требования к проектированию технологических машин и объектов машиностроения;
3.2.3
выявлять основные особенности технологических процессов с целью их автоматизации на основе мехатронных принципов построения систем;
3.2.4
выявлять основные особенности технологических процессов с целью их автоматизации на основе мехатронных принципов построения систем.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования источников информации для решения проблемных ситуаций в области мехатроники;
3.3.2
первичными навыками применения различных подходов к проектированию мехатронных узлов и модулей;
3.3.3
основами анализа и синтеза кинематических и иных механических структур;
3.3.4
первичными навыками интегрированного подхода к проектированию управляемых машин с мехатронными системами управления.
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Базовые категории мехатроники

 
1.1
Общие вопросы мехатроники /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
1.2
Особенности конструкции и работы мехатронных модулей и систем /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
1.3
Особенности конструкции и работы мехатронных модулей и систем /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
1.4
Элементы управления

мехатронными модулями /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
1.5
Мехатронные модули главного движения

Мехатронные модули подачи  /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
1.6
Основные понятия, термины и категории мехатроники. Микро- и макроциклы. Виды технических систем. Этапы развития мехатроники. Показатели качества и требования к мехатронным объектам. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
1.7

Общая концепция построения и компоненты мехатронной системы. Синергетический подход. Интеллектуальные технические системы. Человек как мехатронная система. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
 
Раздел 2. Элементная база мехатронных систем

 
2.1
Компьютерное моделирование в проектировании

мехатронных систем /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.2
Технологические

характеристики МРС с мехатронными модулями /Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.3
Автоматизация

конструкторско-

технологической

подготовки производства /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.4
Изучение программы KiCad.Введение в KiCad. Маршрут проектирования в KiCad.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.5
Программа KiCAD. Создание электрических схем /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.6
Понятие моделирования. Классификация, структура и принципы построения математических моделей. Фундаментальные законы физических объектов. Тенденции практического применения мехатронных изделий. Бытовые, медицинские, транспортные, полиграфические и другие мехатронные объекты. Мехатронные технологии в роторных машинах. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.7
Принцип работы и структура микропроцесссорных устройств /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.8
Основные понятия, термины и категории мехатроники. Микро- и макроциклы. Виды технических систем. Этапы развития мехатроники. Показатели качества и требования к мехатронным объектам. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.9
Исполнительные механизмы мехатронных модулей. Планетарный редуктор /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
2.10
Программа KiCAD. Управление в KiCad /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
1
0
 
 
Раздел 3. Моделирование мехатронных объектов

 
3.1
Принцип работы и структура микропроцесссорных устройств /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
3.2
Программа KiCAD. Глава 4. Создание электрических схем /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 4. Применение мехатронных устройств

 
4.1
Тенденции практического применения мехатронных изделий. Бытовые, медицинские, транспортные, полиграфические и другие мехатронные объекты. Мехатронные технологии в роторных машинах. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
4.2
Кинетотроника. Пьезоэлектрические устройства. Биомеханика. Бионические мехатронные устройства. Нанотехнологии в мехатронике. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
4.3
Кинетотроника. Пьезоэлектрические устройства. Биомеханика. Бионические мехатронные устройства. Нанотехнологии в мехатронике. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
4.4
Программа KiCAD. Проектирование печатной платы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
4.5
Программа KiCAD. Проектирование печатной платы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
4.6
Программа KiCAD. Глава 7. Создание компонентов схемы в KiCad /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
4.7
Программа KiCAD. Создание компонентов схемы в KiCad /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация Вопросы к зачету: 1. Что такое мехатроника? 2. История развития  науки о механизмах 3. Перечислите основные компоненты мехатронной системы? 4. Базовые элементы мехатрнного устройства 5. Примеры мехатронных систем с анализом работы 6. Понятие обратной связи  в мехатронных системах 7. Способы соединения элементов в мехатронном устройстве 8. Вид соединения электронных компонентов (пайка, вставки, скрутки, зажимы)
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
9. Алгоритм правильной пайки электронных компонентов 10. Назначение микроконтроллера в мехатронном устройстве (принцип работы, основные компоненты) 11. Каково назначение информационного потока в мехатронной системе? 12. Каково назначение энергетического потока в мехатронной системе? 13. Приведите примеры механических узлов мехатронных модулей. 14. Приведите примеры электромеханических узлов мехатронных модулей. 15. В чем отличие между мехатронным модулем и мехатронной системой? 16. Какие виды датчиков используются в мехатронной системе? 17. Что общего между роботом и мехатронной системой? 18. Области применения мехатроннных и робототехнических систем. 19. Основные предпосылки развития мехатроники. Области применения мехатроннных систем. 20. Понятие мехатроники, как новой области науки и техники. Основные преимущества мехатронных устройств и систем. 21. Основные составляющие мехатронной системы. Их взаимосвязь и особенность взаимодействия. 22. Сущность мехатронного подхода в проектировании МС. 23. Интеллектуальные мехатронные модули движения 24. Сферы применения мехатронных систем 25. Приводы мехатронных систем 26. Примененние МС в автоматизированном технологическом оборудовании 27. Применение мехатронных систем на автомобильном, водном и воздушном транспорте 28. Мехатроника  в медицине
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости Тематика докладов с презентацией: 1.Интеллектуальные системы 2.Системы представления знаний 3.Методы поиска решений 4.Распознавание изображений 5.Общение с ЭВМ на естественном языке. Системы речевого общения 6.Методология построения экспертных систем 7.Практическая разработка экспертных систем в среде CLIPS 8.Робототехнические системы с элементами искусственного интеллекта 9.Новое поколение технологического оборудования 10.Интеллектуальная система управления робота-станка 11.Сложные поверхности и основы планирования управления роботом-станком для их воспроизведения 12.Системы контроля геометрических параметров и распознавания качества обрабатываемых поверхностей 13.Дополнительные встраиваемые элементы контроля в механизмах параллельной структуры 14.Позиционно-силовое управление в системе робота-станка 15.Нейронные сети Хэмминга 16.Гетероассоциативная память 17.Автоассоциативная память 18.Нейронные сети адаптивного резонанса 19.Нейронные сети Кохонена 20.Этапы жизненного цикла нейронной сети 21. Классификация промышленных роботов.   22. Манипулятор. Представление положения и ориентации.   23. Манипулятор. Преобразование координат руки.   24.Следящая система манипулятора.   25. Тактильное очувствление и очувствление по усилию. 26. Подсистема технического зрения. 27. Основные дескрипторы признаков фигур. Распознавание фигур по фактору формы.  28. Структура системы технического зрения.   29. Сортировка деталей с использованием технического зрения. 30. Программа выполнения сборочных работ.
 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Малинин, Л. И. 
Теория электрических цепей : учебное пособие для вузов / Л. И. Малинин, В. Ю. Нейман. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04319-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433635 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
David Jahshan, Phil Hutchinson, Fabrizio Tappero, Christina Jarron, Melroy van den Berg.
Начало работы с KiCad: Метод. указания
, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий