2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Основы программирования_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы программирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
153
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
12
12
12
12
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
153
153
153
153
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Основы программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения  дисциплины является формирование способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
1.2
Задачами  освоения  дисциплины являются:
1.3
формирование знаний средств и методов решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.4
формирование умений  решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
1.5
формирование навыков решения стандартных  задач  профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационная безопасность
2.2.2
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.2.3
Объектно-ориентированное программирование
2.2.4
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.5
Теория информационных коммуникаций
2.2.6
Высокоуровневые методы информатики и программирования
2.2.7
Архитектура ЭВМ
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности
 
Знать:
 
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности ;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в их взаимосвязи;
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требо-ваний информа-ционной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алго-ритмическим описанием ;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессио-нальной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей ;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями ;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;                 

 
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности  ;
3.1.2
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
3.1.3
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в их взаимосвязи;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
3.2.2
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей  ;
3.2.3
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями ;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
3.3.2
совокупностью навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
3.3.3
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности для решения практических задач;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в программирование

 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.1
Программирование: сущность и назначение.Предмет дисциплины и ее задачи.Структура, содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана специальности.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.2
Алгоритмы /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.3
Описательный способ

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Основы алгоритмизации

 
2.1
Алгоритмы и величины /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.2
Система программирования Delphi /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
2.3
Линейные алгоритмы в Delphi  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

18
ОПК-4
1
0
 
2.4
Состав системы программирования. Понятие интегрированной среды разработки /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.5
Программа и данные. Типы данных.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.6
Константы и переменные /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

14
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 3. Введение в языки программирования

 
3.1
Типы данных и константы языка Pascal /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
3.2
Вещественные типы.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

14
ОПК-4
1
0
 
3.3
Структура программы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

14
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 4. Программирование на Паскале

 
4.1
Ввод и вывод данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-4
1
0
 
4.2
Классификация типов. Стандартные типы порядковые.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

11
ОПК-4
1
0
 
4.3
Арифметические операции, функции, выражения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.4
Типы в арифметических выражениях /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.5
Стандартные арифметические функции.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-4
1
0
 
4.6
Ввод с клавиатуры и вывод на экран /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.7
Оператор присваивания /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.8
Типы в арифметических выражениях.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.9
Формат вывода /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.10
Логические величины, операции, выражения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.11
Оператор выбора /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.12
Функции, связывающие различные типы данных.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
4.13
Общие сведения о подпрограммах /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.14
Процедуры

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.15
Логические выражения в управляющих операторах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.16
Цикл с постусловием /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.17
Вложенные циклы. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.18
Цикл по параметру /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.19
Механизм передачи параметров /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.20
Параметры-значения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.21
Подпрограммы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.22
Структура модуля.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.23
Вычисление рекуррентных последовательностей. Рекуррентная последовательность. Программирование вычислений рекуррентных последовательностей.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.24
Операции над множествами.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.25
Распределение памяти

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
4.26
Внешние подпрограммы и модули. Заключение /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
4.27
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ОПК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Языки программирования, их классификация.

2. Системы программирования.

3. Основные конструкции алгоритмического языка

4. Жизненный цикл программы

5. Структура программы в языке

6. Правила записи арифметических выражений.

7. Основные конструкции алгоритмического языка

8. Жизненный цикл программы

9. Особенности языка Delphi

10. Структура программы

11. Понятие переменной

12. Объявление переменных.

13. Типы данных, определяемые пользователем.

14. Инициализация переменных

15. Основные типы переменных

16. Синтаксис объявления имени переменной

17. Понятие константы. Объявление.

18. Понятие константы. Инициализация.

19. Простейшие арифметические операции

20. Операция %. Ее особенности.

21. Основные математические функции

22. Принципы модульного программирования

23. Инструментарий и состав визуальной среды программирования Delphi. Среда разработки приложений Delphi. Меню, окна, панель инструментов.

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
24. Структура проекта. Характеристика файлов.

25. Класс окна форм: свойства, методы, события.

26. Взаимосвязь форм в приложении.

27. Классы для системы меню (главное, всплывающее, элементы меню).

28. Классы командных кнопок (Button, BitBtn).

29. Классы флажков (CheckBox) .

30. Классы радиокнопок (RadioButton,RadioGroup,GroupBox).

31. Классы для работы с текстом (Label, Edit, Memo).

32. Классы списков (ListBox, ComboBox).

33. Классы для табличного отображения данных (StringGrid).

34. Стандартные визуальные компоненты.

35. Объекты и классы. Области видимости классов

36. Методы, свойства и события класса

37. Выделение памяти объекту. Прародитель всех классов TObject.

38. Обработка исключительных ситуаций в делфи

39. Общие св-ва компонентов 21. Классы TGraphic, TPicture, TBitmap

40. Компоненты среды Delphi: однострочный редактор текста (Edit), надпись (Label), кнопка (Button) - их назначение, свойства и методы.

41. Основные средства отладки в среде Delphi. Типы ошибок. Обработка исключительных ситуаций конструкцией try .. .except.. .end.

42. Организация ввода-вывода данных в Delphi. Пример создания простейшего приложения с линейным алгоритмом.

43. Компоненты среды Delphi: независимый переключатель (CheckBox), группа зависимых переключателей (RadioGroup), многострочный редактор текста (Memo) - их назначение, свойства и методы.

44. Понятие проекта и приложения. Структура проекта Delphi. Управление проектом.

45. Форма в проекте Delphi, ее основные свойства. Создание приложений, состоящих из нескольких форм.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Задания к контрольной работе:

1.Составьте программу для определения N!-M! N! = 1*2*3*4*.........*n

2.Запросить имя пользователя и напечатать "Привет, Вася!" 10 раз. (если Вася – имя пользователя)

3.Программа должна вычислять произведение двух чисел и спрашивать завершать программу или нет, если нет то продолжать запрашивать данные вычислять произведение и печатать его.

4.Вывести на печать все трёхзначные натуральные числа, сумма цифр которых равна заданному числу N. (Операции div и mod не использовать.)

5.Составить программу, печатающую все простые числа, не превосходящие данного числа.

6.Население города увеличивается на 3% каждый год. В 1983 году население города составляло 65000. Напишите программу, которая выведет на экран предсказываемую численность населения города в каждом году вплоть до 1999г.

7.Найдите все натуральные числа от 1 до 1000, кратные 3.

8.Составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.

9.Составить программу запроса пароля пока не будет введен пароль верно. В программе предусмотреть счетчик неправильных вводов пароля.

10.Произведение N первых нечетных чисел равно р. Сколько сомножителей взято?

11.Числа Фибоначчи (fn) определяются формулами: f0=f1=1; fn=fn-1+fn-2 при n=2,3,...

Cоставить программу:

а) определения f - 40-е число Фибоначчи;

б) поиска f - первого числа Фибоначчи, большего m (m>1);

в) вычисления S - суммы всех чисел Фибоначчи, которые не превосходят 1000.

12. Используя модуль, отражающий действия с комплексными числами, составить программу, которая для двух комплексных чисел вычисляет сумм, разность, произведение и частное.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мухаметзянов, Р. Р.
Основы программирования в Delphi : учебно-методическое пособие / Р. Р. Мухаметзянов. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 137 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66811.html  
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Нагаева, И. А.
Программирование: Delphi : учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Нагаева, И. А. Кузнецов ; под редакцией И. А. Нагаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07098-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444273  
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks  - режим доступа :www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.