2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Пакеты растровой графики_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Пакеты растровой графики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
116
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
4
4
10
10
Лабораторные
6
6
8
8
14
14
Итого ауд.
12
12
12
12
24
24
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
24
24
Сам. работа
60
60
56
56
116
116
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Б.В.Киселев _________________
 
 
Пакеты растровой графики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование способности собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются :
1.3
формирование знаний средств и методов сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
1.4
формирование умений сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
1.5
формирование навыков сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы композиции (пропедевтика)
2.2.2
Основы теории и методы дизайна
2.2.3
Технологии дизайн-проектирования
2.2.4
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.2.5
Информационные системы в дизайне пространственной среды
2.2.6
Информационные системы в дизайне рекламы
2.2.7
Курсовая работа по модулю 8
2.2.8
Разработка фирменного стиля
2.2.9
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.2.10
Цветоведение и колористика
2.2.11
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.12
Компьютерный дизайн интерьера
2.2.13
Ландшафтный дизайн
2.2.14
Основы моделирования
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
Курсовая работа по дисциплине "Разработка фирменного стиля"
2.2.17
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.2.18
Информационные системы в дизайне пространственной среды
2.2.19
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.20
Компьютерный дизайн интерьера
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
определения средств и методов  сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
определения и сущности   сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
определения и сущности   сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика,и реализация её;
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
использовать средства и методы сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика,и реализация её;
 
использовать средства и методы сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика,и реализация её в профессиональной деятельности;
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
отдельными навыками применения  средств и методов  сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
совокупностью навыков применения средств и методов  сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
системой навыков применения средств и методов  сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы анализа сложных графических образов и качества растровых изображений для решения задач по требованиям заказчика;
3.1.2
средства и методы сбора детальной информации для использования программных средств компьютерной графики по созданию графического дизайна ;
3.1.3
средства и методы создания графических проектов и элементов фирменного стиля по требованиям заказчика.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать  средства и методы анализа сложных графических образов и качества растровых изображений для решения задач по требованиям заказчика;
3.2.2
использовать  средства и методы сбора детальной информации для использования программных средств компьютерной графики по созданию графического дизайна ;
3.2.3
использовать  средства и методы создания графических проектов и элементов фирменного стиля по требованиям заказчика.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
отдельными навыками применения  средств и методов анализа сложных графических образов и качества растровых изображений для решения задач по требованиям заказчика;
3.3.2
отдельными навыками применения  средств и методов сбора детальной информации для использования программных средств компьютерной графики по созданию графического дизайна ;
3.3.3
отдельными навыками применения  средств и методов  создания графических проектов и элементов фирменного стиля по требованиям заказчика.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы компьютерной графики.

 
1.1
Принципы компьютерной графики. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
1
0
 
1.2
Понятие цвета и его представление в компьютерном дизайне и  графике. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
1
0
 
1.3
Понятие цвета и его представление в компьютерном дизайне и  графике. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
1
0
 
1.4
Понятие цвета и его представление в компьютерном дизайне и графике /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-6
1
0
 
 
Раздел 2. Методы работы с растровой графикой.

 
2.1
Графические форматы. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
1
0
 
2.2
Ввод и вывод графической информации. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
1
0
 
2.3
Графические форматы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-6
1
0
 
2.4
Коррекция и обработка изображений. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
1
0
 
2.5
Коррекция и обработка изображений. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-6
1
0
 
 
Раздел 3. Художественные техники

 
3.1
Имитация художественных техник. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
2
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.2
Имитация художественных техник. /Лек/

4
ПК-6
2
0
 
3.3
Основы проектирования компьютерных шрифтов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-6
2
0
 
3.4
Технология создания компьютерных шрифтов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

15
ПК-6
2
0
 
 
Раздел 4. Основы разработки шрифтовых элементов.

 
4.1
Основы композиционного построения изображений. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
2
0
 
4.2
Технология создания компьютерных шрифтов. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
2
0
 
4.3
Основы пространственно-перспективного построения. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-6
2
0
 
4.4
Основы пространственно-перспективного построения. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

11
ПК-6
2
0
 
4.5
Основы проектирования компьютерных шрифтов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-6
2
0
 
4.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1. Предмет компьютерной графики (информационная модель, аппаратные и программные средства).

2. Области, в которых широко используется компьютерная графика.

3. Векторная модель изображения.

4. Растровая модель изображения

5. Фрактальная модель изображения

6. Природа цвета и физиологические основы его восприятия.

7. Ахроматические цветовые модели в компьютерной графике

8. Монохромная цветовая модель

9. Модель индексированного цвета

10. Аддитивная модель (RGB)

11. Субтрактивная модель (CMY и CMYK)

12. Перцепционные цветовые модели (HSB, HSL). Цветность, насыщенность, яркость.

13. Модель Lab

14. Растровое изображение. Источники получения.

15. Разрешение и размеры пиксельного изображения.

16. Разрешающая способность устройств ввода/вывода.

17. Пиксельный документ. Слои. Прозрачность и режимы наложения слоев.

18. Выделение части пиксельного изображения.

19. Маски и маскирование.

20. Каналы: цветовые и альфа- каналы.

21. Инструменты и методы ретуширования.

22. Цветовая коррекция изображения.

23. Тексты в составе пиксельного изображения.

24. Дополнительная техника работы с пиксельными изображениями (фильтры).

25. Основные форматы векторных и растровых графических файлов.

26. Объекты векторной графики и их атрибуты

27. Структура векторной иллюстрации

28. Что такое контур, замкнутый контур, открытый контур. Примеры использова-ния

29. Графический редактор Photoshop. Палитра. Палитра Web-цветов и цветов для печати. Важные настройки программы. Панель "История действий".

30.   Графический редактор Photoshop. Слои. Основные операции над слоями. Виды слоёв.

31. Графический редактор Photoshop. Режимы наложения.

32. Графический редактор Photoshop. Стили слоя.

33. Графический редактор Photoshop. Маска слоя.

34. Графический редактор Photoshop. Корректирующие слои. Слои заливки.

35. Графический редактор Photoshop. Свободное трансформирование.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы к контрольной работе:

1. Что такое фрактал?

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
2. В чем состоит особенность построения фрактального изображения?

3. Какое расширение имеют файлы фрактальной графики?

4. В чем преимущество фрактальной графики над векторной?

5. Дайте определение графическому процессору.

6. Как разделяется программное обеспечение для работы с графикой?

7. Назовите пакеты растровой графики.

8. Перечислите пакеты растровой графики.

9. Приведите примеры программного обеспечения для работы с фрактальной гра-фикой.

10. Какие действия включает электронная реставрация исторического источника?

11. Для чего предназначается презентационная графика?

12. Какие пакеты презентационной графики Вы можете назвать?

13. Какое расширение имеет документ MS PowerPoint?

14. В каких режимах работает MS PowerPoint?

15. Перечислите основные элементы слайда.

16. Что такое макет слайда?

17. В каком режиме слайды представлены эскизами и занимают весь экран?

18. Какими способами возможно управлять презентацией?

19. В чем преимущество растровой графики в сравнении с векторной?

20. Что является примитивом в растровые графики?

21. Перечислите области применения растровой графики.

22. Какие графические пакеты используются для работы с растровой графикой?

23. Из чего формируется растровое изображение?

24. Можно ли создать растровое изображение на компьютере?

25. С помощью каких программ можно создавать растровые изображения на ком-пьютере?

26. К чему чувствительны растровые изображения?

27. Растровые графические редакторы являются средством

28. Какой растровый редактор входит в ОС Windows?

29. Прямая линия, многоугольник, треугольник являются в растровом редакторе?

30. Сколько цветов содержит палитра цветов? Какие форматы используются при сохранении изображения?

31.      Какие цветовые палитры используются в растровой графике? Какая цветовая палитра используется при распечатке изображения? Какое количество слоев в файле можно использовать при создании изображения?

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Макарова, Т. В. 
Компьютерные технологии в сфере визуальных коммуникаций. Работа с растровой графикой в Adobe Photoshop: учебное пособие / Т. В. Макарова. — Омск : Омский государственный технический университет, 2015. — 239 c. — ISBN 978-5-8149-2115-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58090.html 
Омск : Омский государственный технический университет, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Селезнев В. А. 
Компьютерная графика : учебник и практикум для  бакалавриата / В. А. Селезнев, С. А. Дмитроченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07393-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436481
Москва Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  URL:https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются не только коммуникативные качества личности, но и активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической 

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков, учитывать степень обученности конкретным приемам работы с ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны в процессе внедрения и апробации модуля.

Лабораторные занятия призваны сформировать базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так и в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения

задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.