2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Прикладное программирование_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Прикладное программирование
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
91
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
91
91
91
91
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Прикладное программирование
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование способности программировать,разрабатывать и внедрять прикладное программное обеспечение  и  программные прототипы решения прикладных задач .
1.2
Задачами осовения дисциплины являются :
1.3
формирование знаний средств и методов программирования,разработки и внедрения прикладного программного обеспечения  и  программных прототипов решения прикладных задач ;
1.4
формирование умений программирования,разработки и внедрения прикладного программного обеспечения  и программных прототипов решения прикладных задач ;
1.5
формирование навыков программирования,разработки и внедрения прикладного программного обеспечения  и программных прототипов решения прикладных задач .
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Программирование на CACHE
2.1.2
Программирование на PHP
2.1.3
Программирование роботов
2.1.4
Программная инженерия
2.1.5
Проектирование информационных систем
2.1.6
Робототехника и программирование роботов
2.1.7
Программирование на Java
2.1.8
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.9
Разработка приложений для мобильных устройств
2.1.10
Создание сайтов на HTML и CSS
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Интеллектуальные информационные системы
2.2.5
Основы логического программирования
2.2.6
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.7
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.8
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
 
Знать:
 
Знание средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Знание определений и сущности  средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Знание определений и сущности  средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения в их взаимосвязи
 
 
Уметь:
 
Умение использовать средства и методы внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием
 
Умение использовать  средства и методы  внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей
 
Умение использовать  средства и методы внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Владение отдельными навыками применения  средств и методов  внедрения прикладного программного обеспечения
 
Владение совокупностью навыков применения средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Владение системой навыков применения средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
 
 
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
 
Знать:
 
определения средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности.
 
 
Уметь:
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности ;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных  и стандартных задач в профессиональной деятельности .
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
системой навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы разработки прикладного программного обеспечения;
3.1.2
средства и методы программирования приложений ;
3.1.3
средства и методы создания программного прототипа решения прикладных задач.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы разработки прикладного программного обеспечения;
3.2.2
использовать средства и методы программирования приложений ;
3.2.3
использовать средства и методы создания программного прототипа решения прикладных задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов разработки прикладного программного обеспечения;
3.3.2
навыками применения средств и методов программирования приложений ;
3.3.3
навыками применения средств и методов создания программного прототипа решения прикладных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы работы в Windows

 
1.1
Запуск и завершение работы Windows. Экран Windows.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
1.2
Основные понятия информатики и программирования  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
1.3
Операции с окнами и пиктограммами  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
1.4
Структура окна: строка заголовка, строка меню, линейки прокрутки, курсор, рабочая область /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Раздел 2. Элементы интерфейса ООП

 
2.1
Интегрированная среда разработчика (IDE)  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.2
Основные элементы IDE: главное окно, окно инспектора объекта, окно дизайнера форм, окно редактора кода, диспетчер проекта  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.3
Основное окно: линейка инструментов, ее настройка и изменение размеров; палитра компонентов и ее страницы, меню объектной системой программирования  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.4
Принципы визуального программирования. Проектировани формы.   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.5
Программы и модули Delphi. Синтаксис модуля. Модули, поддерживающие формы. Классы и объекты, классы и наследование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.6
Окно редактора кода. Диспетчер проекта и его использование  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-8
4
0
 
 
Раздел 3. Прикладное программирование

 
3.1
Принципы визуального программирования  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.2
Проектирование калькулятора  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.3
Условные операторы в Object Pascal (OP)  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.4
Циклы в OP. Классы и объекты в ОР  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.5
Стандарты на разработку прикладных программных средств. Документирование, сопровождение и эксплуатация программных средств /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.6
Графика в Delphi  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.7
Классы исключений. Информация времени выполнения о типе - RTTI /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.8
Стандарты на разработку прикладных программных средств  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.9
Документирование, сопровождение и эксплуатация программных средств.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.10
Абстракция данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.11
статические и динамические данные, список, очередь, стек, множество  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

5
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.12
Отсоединенная работа с БД  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.13
Основные свойства класса TCanvas /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.14
Тестирование и отладка программ.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-8
4
0
 
3.15
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-2 ПК-8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1. Основные инструменты прикладного программиста.

2. Язык программирования Pascal

3. Выбор языка программирования.

4. Алгоритмическая и объектно-ориентированная декомпозиция.

5. Принципы объектно-ориентированного анализа

6. Объекты и типы объектов.

7. Атрибуты и типы атрибутов.

8. Экземпляры и состояния.

9. Жизненный цикл и поведение объектов: сообщения, события, методы, действия.

10. Объектно-ориентированное проектирование.

11. Документирование результатов анализа и проектирования.

12. Основы языка UML (Unified Modeling Language).

13. Структура программы на языке Delphi.

14. Проект. Компиляция программы и сборка исполняемого модуля.

15. Размещение программы и данных в памяти.

16. Структура исполняемого модуля.

17. Переменные: объявление, определение, инициализация.

18. Переменные: значение, указатель, ссылка.

19. Время жизни, области видимости и классы памяти переменных.

20. Динамическое размещение данных в памяти.

21. Составные типы данных.

22. Массивы: размещение в памяти, доступ к элементам.

23. Одномерные и многомерные массивы.

24. Реализация вычислительных операций.

25. Арифметические и логические выражения.

26. Основные языковые конструкции.

27. Функции: объявление и определение.

28. Передача аргументов в функции.

29. Основные понятия и типы пользовательского интерфейса.

30. Этапы разработки пользовательского интерфейса. Модели пользовательского интерфейса.

31. Информационно-процессуальная модель мозга. Особенности восприятия звука. Особенности восприятия цвета.

32. Компоненты ввода-вывода. Реализация диалогов, управляемых пользователем. Реализация диалогов, управляемых системой. Объекты интерфейса прямого манипулирования и ихпредставления.

33. Технология Drag and Drop. Проектирование интерфейсов прямого манипулирования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов:

1. Какие эргономические характеристики влияют на работу пользователя с ПК?

2. Что такое интерфейс?

3. Каких правил нужно придерживаться при разработке интерфейса?

4. Какой диалог пользователя с компьютером можно назвать хорошим диалогом?

5. Изложите основные принципы при проектировании диалога типа меню.

6. Каких правил нужно придерживаться при проектировании оконной формы диалога?

7. Какие правила нужно помнить при размещении и выделении информации на экране?

8. Перечислите требования для разработки модулей помощи и справки.

9. Профессия «Специалист по HCI»: основы построения интерфейсов.

10. Интерфейс пользователя: на сколько важен дизайн при создании интерфейса.

11. Интерфейс «человек – компьютер2 как отдельный компонент системы.

12. Красота и гармония «золотого сечения» при проектировании интерфейса.

13. Пути решения проблемы создания ПИ: простого в использовании и эстетически привлекательного ПИ.

14. Миф о «хорошем» интерфейсе: как избавиться от привычки оценивать интерфейс в терминах «плохой / хороший».

15. Шаблоны классов.

16. Наследование.

17. Виртуальные функции и абстрактные базовые классы.

18. Множественное наследование.

19. Библиотека визуальных компонентов VCL.

20. Вектор. Очереди. Стек.

21. Список. Массивы. Алгоритмы.

22. Объекты-функции и предикаты.

23. Интерфейс пользователя. Основные понятия.

24. Стандартизация пользовательского интерфейса.

25. Интерфейс командной строки.

26. Текстовый интерфейс.

27. Оконный интерфейс.

28. Графический оконный интерфейс.

29. Web-интерфейс. Социальный интерфейс.

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
30. Современный графический пользовательский интерфейс.

31. Взаимодействие пользователя с программами.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зыков, С. В. 
Программирование. Объектно-ориентированный подход :  : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Зыков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00850-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434106
Москва Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зыков, С. В.
Программирование :  учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Зыков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 320 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02444-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433432
Москва Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU  Режим доступа: https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУРежим доступа : http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.