2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Разработка проектной документации информационных систем_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Разработка проектной документации информационных систем
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн,  доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Разработка проектной документации информационных систем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способностей  выполнения и управления работами по модификации и сопровождению ИС.
1.2
Задачами освоения дисциплины: являются :
1.3
формирование знаний средств и методов выполнения и управления работами по модификации и сопровождению ИС;
1.4
формирование умений выполнять и управлять работами по модификации и сопровождению ИС;
1.5
формирование навыков выполнения и управления работами по модификации и сопровождению ИС.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Программирование на PHP
2.1.2
Создание сайтов на HTML и CSS
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Программирование на Java
2.2.2
Разработка пользовательского интерфейса
2.2.3
Разработка приложений для мобильных устройств
2.2.4
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.5
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Разработка программных приложений
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
2.2.10
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.11
Разработка приложений для мобильных устройств
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
 
ПК-1.1: Знать технологии проектирования и аудита прикладных информационных систем различных классов
 
ПК-1.2: Умеет применять методы анализа данных,  проектирования, управления информационными системами, необходимых для решения поставленных задач
 
ПК-1.3: Владеет навыками управления проектами по информатизации прикладных процессов и систем
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы документирования процессов создания информационных систем;
3.1.2
средства и методы стандартизации информационных систем и программного обеспечения;
3.1.3
средства и методы создания информационных систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать информационные системы в соответствии с техническим заданием;
3.2.2
использовать средства и методы документирования процессов создания информационных систем;
3.2.3
использовать средства и методы стандартизации информационных систем и программного обеспечения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования стандартов при оформлении программной документации;
3.3.2
навыками управления проектами по информатизации прикладных процессов и систем;
3.3.3
навыками составления нормативно-технической документацией в сфере разработки информационной системы.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Раздел 1. Разработка проектной документации информационных систем

 
1.1
Цель и задачи дисциплины. Этапы анализа предметной области. Методы сбора материалов обследования.   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.2
Обследование и анализ деятельности предприятия /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.3
Формализация и документирование

материалов обследования

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.4
Алгоритмизация функционирования информационной системы. Жизненный цикл ИС /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.5
Моделирование жизненного цикла информационной системы /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.6
Моделирование жизненного цикла при помощи UML диаграмм  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.7
Концептуальные модели и схемы баз данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.8
Диаграммы связей между сущностями баз данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.9
Диаграммы связей между сущностями баз данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
 
Раздел 2. Стандартизация информационных  систем и программного обеспечения

 
2.1
Использование пакета прикладных программ при создании проектной

документации. Правила оформления пояснительной записки проектов

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.2
Стандартизация в области информационных технологий : основные термины и

определения, требования к оформлению технической и проектной документации.

Виды стандартов

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.3
Применение стандартов при оформлении технического задания на разработку ИС /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.4
Правила составления и оформления инструкций пользователя информационной

системы

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.5
Разработка проектной документации ИС /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.6
Документоведение проектной документации информационных систем /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.7
Оформление рекомедаций пользователям ИС /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.8
Правила оформления графической части проектов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
2.9
Государственная система стандартизации РФ в области

информационных технологий. ЕСКД, ЕСПД

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1. Цели и задачи методологии проектирования ПО. Основные области проектирования ПО.

2. Этапы создания ПО. Понятие жизненного цикла (ЖЦ) программного обеспечения.

3. Определение ЖЦ международным стандартом ISO/IEC 12207:1995.

4. Основные процессы ЖЦ ПО. Вспомогательные процессы ЖЦ ПО.

5. Организационные процессы ЖЦ ПО. Взаимосвязь между процессами ЖЦ ПО.

6. Понятие модели и стадии ЖЦ ПО. Характеристика стадий создания ПО.

7. Модели жизненного цикла ПО: водопадная модель, модель быстрой разработки приложений, V-образная модель, пошаговая модель, спиральная модель Боэма, прототипная модель.

8. Описание фаз жизненного цикла ПО: концептуализация проекта ПИ, планирование разработки, разработка требований, проектирование ПИ, кодирование и отладка, системное тестирование, сопровождение.

9. Анализ и разработка требований к ПО.

10.Определение целей создания ПО.

11.Разработка внешней спецификации проекта.

12.Использование программной инженерии при разработке ПО.

13.Стандартизация показателей качества ПО. Характеристики качества базового международного стандарта ISO 9126:1991.

14.Проблемы внедрения, эксплуатации и сопровождения ПО. Надежность ПО.

15. Принципы и стандарты документирования программного обеспечения.

16.Представление стандартов ЕСПД. Документирование стадий разработки, этапов и содержания работ.

17.Типовая структура и содержание эксплуатационных документов пользователей ПО.

18.Типовая структура и содержание технологических документов для разработчиков ПО. Средства документирования.

19.Принципы стандартизации. Стандарты разработки информационных систем. ГОСТ серии

20.Стандарты разработки программного обеспечения. Проблемы стандартизации в современных условиях.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика доклад с презентацией

1. Сущность процесса информатизации и основные положения государственной политики в сфере информатизации

2. Информатизация России. Рынок программных средств

3. Основные задачи стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере информатизации

4. Состояние и перспективы стандартизации информационных технологий в Российской Федерации

5. Сертификация средств информатизации в Российской Федерации. Основные понятия и термины в области сертификации

6. Лицензирование деятельности в сфере информатизации

7. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.

8. Стандарты в области программного обеспечения.

9. Международные организации, разрабатывающие стандарты.

10. Национальные организации, разрабатывающие стандарты.

11. Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты.

12. Организация разработки внутрифирменных стандартов.

13. Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения.

14. Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения.

15. Оценка эффективности программных средств.

16. Международный стандарт ISO/IEC 12207

17. Жизненный цикл информационной системы

18. Моделирование предметной области

19. Технического задания  

20. ГОСТ 34.601-90 стадия сопровождения автоматизированной системы

21. Предпроектное обследование объекта автоматизации

22. Документы  для сбора сведений об объекте

23. Аналитический отчет

24. Информация в аналитическом отчете

25. Техническое задание на создание системы

26. Техническое задание заказчику и исполнителю как инструмент коммуникации

27. Основная задача эскизного проекта

28. Документ «Схема организационной структуры»?

29. Документ «Технический проект»? 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложение РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лаврищева, Е. М.
Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07604-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436514 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сысолетин, Е. Г.
Разработка интернет-приложений:   учебное пособие для вузов / Е. Г. Сысолетин, С. Д. Ростунцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 90 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9975-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1911-4 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438148 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  Режим доступа: https://нэб.рф/
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  Режим доступа:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.11
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.12
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.13
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.14
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.