2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Разработка приложений для мобильных устройств_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Разработка приложений для мобильных устройств
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
117
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
117
117
117
117
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старш.преп. , Б.В. Киселев  _________________
 
 
Разработка приложений для мобильных устройств
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способности программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
формирование знаний средств и методов программирования приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
1.4
формирование умений программирования приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
1.5
формирование навыков программирования приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Программирование на CACHE
2.2.2
Робототехника и программирование роботов
2.2.3
Прикладное программирование
2.2.4
Разработка web-приложений
2.2.5
Разработка программных приложений
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Интеллектуальные информационные системы
2.2.8
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Программирование роботов
2.2.11
Разработка пользовательского интерфейса
2.2.12
Основы логического программирования
2.2.13
Программные средства создания анимационных приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
 
Знать:
 
определения средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности.
 
 
Уметь:
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности ;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных  и стандартных задач в профессиональной деятельности .
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
системой навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач.
 
 
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы программирования приложений для мобильных устройств;
3.1.2
средства и методы оценивания качества программных прототипов решения прикладных задач;
3.1.3
средства и методы проектирования  пользовательского  интерфейса  мобильных приложений;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы программирования приложений для мобильных устройств;
3.2.2
использовать средства и методы оценивания качества программных прототипов решения прикладных задач;
3.2.3
использовать средства и методы проектирования  пользовательского  интерфейса  мобильных приложений;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов программирования приложений для мобильных устройств;
3.3.2
навыками применения средств и методов оценивания качества программных прототипов решения прикладных задач;
3.3.3
навыками применения средств и методов проектирования  пользовательского  интерфейса  мобильных приложений;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Разработка  спецификаций программных компонент и кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

 
1.1
Создание системных приложений средствами офисных приложений /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
1.2
Цикл разработки программного обеспечения

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-8
2
0
 
1.3
Объектное моделирование

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-8
2
0
 
1.4
Построение алгоритмов с использованием различных типовых структур (блок-схем).

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
1.5
Алгоритмизация и программирование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-8
2
0
 
1.6
Составление спецификаций /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
1.7
Языки программирования.Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-8
2
0
 
1.8
Существующие мобильные

платформы: Google Android, iPhone OS, BlackBerry OS, Windows Phone, Tizen. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-8
2
0
 
1.9
Разработка алгоритмов /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
1.10
Общие и отличительные характеристики мобильных платформ.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
1.11
Краткая история ОС Android. Архитектура приложений для Android.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-8
2
0
 
 
Раздел 2.  Инструментарий разработки для Android

 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
2.1
Обеспечение безопасности.

Архитектура приложения, основные компоненты: Activities, Services, Content Providers, Broadcast

Receivers. Манифест приложения. Ресурсы. /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
2.2
Библиотечные классы исключений.Реализация механизма обработки исключений.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-8
2
0
 
2.3
Определение транспонированной матрицы, произведения матриц. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
2.4
Обзор популярных библиотек: Android Support Library,

сторонние библиотеки, библиотеки специального назначения, прикладные библиотеки.  /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-8
2
0
 
2.5
Программные библиотеки /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
2.6
Безопасность

использования подключаемых библиотек /Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

0
ПК-8
2
0
 
2.7
Анимация, 2D и 3D графика. Планирование покадровой

анимации, анимирование, анимация шаблонов, видов, использование класса Camera.  /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-8
2
0
 
2.8
Основные

принципы разработки игровых приложений для смартфонов /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-8
2
0
 
2.9
Базы данных, графика, анимация /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-8
2
0
 
2.10
Сбор данных о

сенсорных событиях. Распознавание жестов. Работа с мультимедиа. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-8
2
0
 
2.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Каково устройство платформы Android?

2. Что представляет собой Android SDK?

3. Назовите основные средства разработки под Android.

4. Перечислите достоинства и недостатки эмуляторов Android.

5. Выясните объем продаж мобильных устройств с ОС Android.

6. Какая версия платформы наиболее популярна в настоящее время?

7. Перечислите основные виды Android-приложений.

8. Перечислите четыре различных типа компонентов.

9. Опишите иерархию классов Android SDK.

10. Опишите иерархию компонентов, определяющая компоновку интерфейса пользователя.

11. Опишите механизм передачи намерений.

12. Опишите жизненный цикл активности.

13. Опишите жизненный цикл сервиса.

14. Как осуществляется доступ к хранилищу данных?

15. Опишите назначение и функции приемников широковещательных сообщений.

16. Где хранится информация, используемая системой для запуска и выполнения приложения? Опишите состав этой информации.

17. Где хранятся ресурсы приложения? Что это такое, и как ими управлять?

18. Опишите основные категории элементов управления.

19. Опишите основные принципы дизайна приложений и рекомендации по дизайну.

20. Опишите основные способы организации многооконных приложений.

21. Перечислите виды диалоговых окон и дайте им краткую характеристику.

22. Уведомление. Что это такое и каков его состав?

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
23. Какие есть способы переключения между активностями?

24. Как осуществить многооконность с помощью перелистывания?

25. Функции определения даты. Функции определения времени. Обновление содержимого по расписанию.

26. События. Виды событий. Обработчики событий. Примеры событий. Реализация обработки событий на JavaScript.

27. Математические функции. Логические функции. Функции обработки событий.

28. Переменные. Типы данных. Ветвление. Циклы. Сравнение.

29. Объявление функций. Локальные и глобальные переменные. Параметры. Аргументы по умолчанию.

30. Объявление массивов. Методы обработки массивов. Перебор элементов. Многомерные массивы.

31. Иерархия объектов в JavaScript. Атрибуты и пользовательские свойства форм и объектов.

32. Методы и свойства объекта location.

33. События мыши: клики, кнопка, координаты. События движения. Drag’n’Drop.

34. Интерфейс Web-приложения. Организация гиперссылок в виде интерактивного меню.

35. Строковые величины. Операторы обработки строковых величин. Задачи контекстного поиска. Массивы строковых величин.

36. Массив графических объектов. Свойства изображений. Масштабирование изображений. Практическое применение циклов.

37. Динамические эффекты на Web-странице. Свойства текстовых величин.

38. Управление яркостью и цветом фона страниц. Цветовая таблица. Реализация эффекта прозрачности.

39. Ограничение доступа к Web-странице. Запрет выделения фрагментов страницы.

40. Динамическое создание страниц.

41. Защита Web-страницы от копирования.

42. Объектная модель JavaScript. Синтаксис и алгоритмические конструкции JavaScript.

43. Объект Window. Методы и свойства объекта Window. Управление положением и размером окон браузера.

44. Отладка JavaScript.-кода. Информация о Web-странице.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущимй контроль успеваемости

Темы докладов с презентацией:

1. Понятие мобильного устройства. Классификация мобильных устройств.

2. Особенности и проблемы, связанные с разработкой приложений для мобильных

устройств

3. Мобильные операционные системы.

4. Архитектура Android.

5. Особенности языка Java.

6. Структура Android-приложения.

7. Особенности различных версий Android.

8. Инструменты разработки приложений для Android.

9. Особенности разработки пользовательского интерфейса для модильных устройств.

10. Понятие компоновки. Типы компоновок в Android.

11. Понятие виджета. Обзор базовых виджетов. Обработка событий. Виджеты списки и

привязка данных.

12. Текстовые поля. Полосы прокрутки. Виджеты для отображения графики.

13. Кнопки и флажки.

14. Индикаторы, слайдеры и компоненты для отображения времени.

15. Всплывающие уведомления. Создание собственных всплывающих уведомлений.

16. Диалоги. Создание диалоговых окон.

17. Меню

18. Компонент Activity.

19. Объекты Intent. Обмен данными между Activity.

20. Компонент Service. Создание службы. Вызов системной службы.

21. Компонент Broadcast Receiver. Передача и прослушивание событий. Отсле-живание

системных событий.

22. Компонент Content Provider.

23. Управление БД из приложения.

24. Файловый ввод-вывод.

25. Пользовательские настройки.

26. Ресурсы, используемые в Android-приложениях.

27. Активы.

28. Стили и темы.

29. Локализация приложений.

30. Работа с графикой и анимацией.

31.Работа с системными компонентами и сетевыми сервисами Android.

32. Получение информации о телефоне.

33. Обработка телефонных вызовов.

34. Работа с SMS.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
См. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Федотенко, М. А.
Разработка мобильных приложений. Первые шаги: / М. А. Федотенко ; под редакцией В. В. Тарапаты. — Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 336 c. — ISBN 978-5-00101-640-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89067.html 
Москва : Лаборатория знаний, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сысолетин, Е. Г.
Разработка интернет-приложений:   учебное пособие для вузов / Е. Г. Сысолетин, С. Д. Ростунцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 90 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9975-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1911-4 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438148 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека  URL:https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.