2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Разработка пользовательского интерфейса_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Разработка пользовательского интерфейса
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
91
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
91
91
91
91
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Разработка пользовательского интерфейса
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование способности программировать,разрабатывать и внедрять  прикладное программное обеспечение  и  программные прототипы решения прикладных задач .
1.2
Задачами осовения дисциплины являются :
1.3
формирование знаний средств и методов программирования,разработки и внедрения прикладного программного обеспечения  и  программных прототипов решения прикладных задач ;
1.4
формирование умений программирования,разработки и внедрения прикладного программного обеспечения  и  программных прототипов решения прикладных задач ;
1.5
формирование навыков программирования,разработки и внедрения прикладного программного обеспечения  и  программных прототипов решения прикладных задач .
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Программирование на CACHE
2.1.2
Программирование на PHP
2.1.3
Программная инженерия
2.1.4
Проектирование информационных систем
2.1.5
Робототехника и программирование роботов
2.1.6
Программирование на Java
2.1.7
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.8
Создание сайтов на HTML и CSS
2.1.9
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.10
Программирование роботов
2.1.11
Разработка приложений для мобильных устройств
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Интеллектуальные информационные системы
2.2.3
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Основы логического программирования
2.2.6
Программные средства создания анимационных приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
 
Знать:
 
Знание средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Знание определений и сущности  средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Знание определений и сущности  средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения в их взаимосвязи
 
 
Уметь:
 
Умение использовать средства и методы внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием
 
Умение использовать  средства и методы  внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей
 
Умение использовать  средства и методы внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями
 
 
Владеть:
 
Владение отдельными навыками применения  средств и методов  внедрения прикладного программного обеспечения
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Владение совокупностью навыков применения средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Владение системой навыков применения средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
 
 
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
 
Знать:
 
определения средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности.
 
 
Уметь:
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности ;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных  и стандартных задач в профессиональной деятельности .
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
системой навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
3.1.2
средства и методы изучения предметной область программного обеспечения;
3.1.3
средства и методы создания программного прототипа решения пользовательского интерфейса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
3.2.2
использовать средства и методы изучения предметной область программного обеспечения;
3.2.3
использовать средства и методы создания программного прототипа решения пользовательского интерфейса.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
3.3.2
навыками применения средств и методов изучения предметной область программного обеспечения;
3.3.3
навыками применения средств и методов создания программного прототипа решения пользовательского интерфейса.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Разработка пользовательских интерфейсов

 
1.1
Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки

Психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информации

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.2
Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки

Психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информации

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
1.3
Регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером. Типы интерфейсов: процедурно-ориентированный, объектно-ориентированный, графический интерфейсы. Этапы разработки интерфейсов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2 ПК-8
4
0
 
1.4
Пользовательская и программная модели интерфейса. Предметная область программного обеспечения. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2 ПК-8
4
0
 
 
Раздел 2. Основные компоненты

 
2.1
Основные компоненты графических пользовательских интерфейсов.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.2
Основные компоненты графических пользовательских интерфейсов.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.3
Типы диалога. Формы диалога: фразовая, директивная, табличная. Достоинства и недостатки. Методы морфологического анализа. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.4
Пользовательские интерфейсы прямого манипулирования и их проектирование. Метафоры и анимация

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.5
Типы диалога. Формы диалога: фразовая, директивная, табличная. Достоинства и недостатки. Методы морфологического анализа. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.6
Интеллектуальные элементы пользовательских интерфейсов.

Особенности разработки интерфейса на мобильных устройства. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.7
Классификации диалогов и общие принципы их разработки.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.8
Модель программиста. Модель пользователя.  Программная модель. Критерии оценки интерфейса пользователем. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.9
Окна графического интерфейса. Типы окон. Пиктограммы. Виды пиктограмм. Прямое манипулирование изображением. Типы адресатов. Компоненты ввода-вывода. Реализация диалогов в графическом пользовательском интерфейсе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-2 ПК-8
4
0
 
2.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-2 ПК-8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы к экзамену

1. Классификация и назначение интерфейсов. Основные понятия и определения.

2. Основные понятия пользовательского интерфейса. Типы пользовательского интерфейса.

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3. Этапы разработки пользовательского интерфейса. Модели пользовательского интерфейса. Критерии качества пользовательского интерфейса.

4. Информационно-процессуальная модель мозга. Особенности восприятия звука. Особенности восприятияцвета.

5. Субъективное восприятие времени. Краткосрочная и долгосрочная памятьчеловека.

6. Типы диалога. Формы диалога. Разработка диалогов. Примеры разработки диалогов. Основные понятия графического пользовательского интерфейса. Окна. Пиктограммы. Прямое манипулирование изображением.

7. Компоненты ввода-вывода. Реализация диалогов, управляемых пользователем. Реализация диалогов, управляемых системой. Объекты интерфейса прямого манипулирования и их представления.

8. Технология Drag and Drop. Проектирование интерфейсов прямого манипулирования.

9. Понятие и структура сообщений. Очереди сообщений. Менеджер очередей сообщений. Каналы передачи сообщений.

10. Промежуточное программное обеспечение. Прикладной программный интерфейс. Распределенная передача сообщений. Адресация и маршрутизация сообщений. Администрирование системы очередей сообщений.

11. Поддержка мобильных клиентов. Интеграционные платформа для асинхронной интеграции на основе передачи сообщений.

12. Коммуникационные интерфейсы RS232, RS485, RS422. Периферийный интерфейс USB. Однопроводной интерфейс CAN.

13. Внутримодульный интерфейс I2C. Однопроводной интерфейс 1-Wire. Последовательный периферийный интерфейс SPI. Последовательный периферийный интерфейс IEEE 1394. Последовательный интерфейс ARINC429.

14. Оптический интерфейс с открытым каналом IrDA. Беспроводной интерфей сBluetooth.

15. Понятия сервис-ориентированного интерфейса. Спецификация ws-*.

16. Понятия протокола SOAP. Элементы протокола.WSDL.

17. API как средство интеграции приложений. API операционных систем. Проблемы, связанные с многообразиемAPI.

18. Серверы для подключений удаленного доступа. Протоколы удаленного доступа. Протокол PPP (Point-to-PointProtocol).

19.Понятие человеко-машинной системы. Классификация человеко-машинных систем в зависимости от характера и значимости выполняемых функций. Машиноцентрический и антропоцентрический подходы к исследованию человеко-машинных систем.

20. Организация взаимодействия в системе человек-ВС. Особенности диалогового взаимодействия. Понятие и функции человеко-машинного интерфейса.

21. Подробная схема человеко-машинной системы. Оператор как динамическая система, состоящая из центральной нервной системы, органов чувств и движения. Машина как совокупность управляющего устройства, органов управления и средств отображения информации.

22. Психофизические основы деятельности оператора в системе человек-ВС. Общая схема преобразований информации в системе человек-ВС.

23. Преобразование и хранение информации в памяти оператора. Память как процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

24. Человеко-компьютерное взаимодействие.

25. Понятие пользовательского интерфейса.

26. Классификация ПИ по формам взаимодействия.

27. Классификация ПИ по организации. Интерфейс командной строки. Интерфейс меню.

28. Классификация ПИ по организации. Графический пользовательский интерфейс.

29. Классификация ПИ по организации. Сравнительная характеристика объектно-ориентированного пользовательского интерфейса и проблемно-ориентированного пользовательского интерфейса.

30. Классификация ПИ по организации. Жестовый, материальный, тактильный, сенситивный пользовательские интерфейс.

 
5.2. Темы письменных работ
1.  Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки.

2.  Психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информации.

3.  Пользовательская и программная модели интерфейса.

4.  Классификации диалогов и общие принципы их разработки.

5.  Основные компоненты графических пользовательских интерфейсов.

6.  Реализация диалогов в графическом пользовательском интерфейсе.

7.  Пользовательские интерфейсы прямого манипулирования и их проектирование.

8.  Интеллектуальные элементы пользовательских интерфейсов.

9. Процесс разработки пользовательского интерфейса. Предварительная работа при создании нового интерфейса приложения, содержание ее этапов.

10. Процесс разработки пользовательского интерфейса. Первоначальное проектирование, его особенности, содержание этапов.

11. Процесс разработки пользовательского интерфейса. Создание прототипа на высоком уровне, содержание и особенности этапов.

12. Процесс разработки пользовательского интерфейса. Создание прототипа на низком уровне, содержание и особенности этапов.

13. Количественная оценка прототипа интерфейса с помощью метода GOMS. Правила расстановки ментального оператора.

14. Процесс разработки пользовательского интерфейса. Тестирование прототипа, его содержание, назначение и особенности.

15. Критерии качества пользовательского интерфейса: скорость выполнения работы. Длительность восприятия 

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
информации, длительность интеллектуальной деятельности.

16. Критерии качества пользовательского интерфейса: скорость выполнения работы. Длительность физических действий пользователя, закон Фитса. Длительность реакции системы.

17. Критерии качества пользовательского интерфейса: ошибки оператора. Типы ошибок. Направления снижения числа ошибок. Исправление ошибок.

18. Обучение работе с вычислительной системой, обучающая функция пользовательского интерфейса. Использование ментальной модели и метафор для обеспечения «понятности» системы.

19. Использование аффорданса и стандартов для обеспечения «понятности» системы. Понятие аффорданса и способы его передачи. Виды стандартов и их взаимосвязь.

20. Обучение работе с вычислительной системой, обучающие материалы. Виды обучающих материалов, их назначение. Использование в справочной системе спиральных текстов.

21. Критерии качества пользовательского интерфейса: субъективное удовлетворение. Принципы дизайна, применяемые при проектировании пользовательского интерфейса.

22. Проектирование оконных форм: компоненты ввода и отображения текстовой информации, управляющие элементы, панели и компоненты внешнего оформления.

23. Рекомендации по использованию командных кнопок, радиокнопок и чекбоксов. Элементы прямого и отложенного действия.

24. Рекомендации по использованию компонентов ввода информации: списков, полей ввода, ползунков.

25. Понятие меню, классификация меню, примеры. Особенности использования контекстного меню.

26. Особенности использования главного меню. Группировка элементов меню. Ширина и глубина меню.

27. Окна, структура окна. Рекомендации по проектированию структуры окна. Увеличение экранного пространства.

28. Навигация внутри экранной формы. Организация переходов с помощью клавиатуры и прямым манипулированием. Использование мастеров.

29. Понятие ментальной модели. Различие ментальных моделей пользователя и разработчика программного обеспечения. Модель проектировщика пользовательского интерфейса (айсберг).

30. Понятие метафоры. Значение метафоры при формировании ментальной модели пользователя, примеры. Недостатки использования метафор.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тузовский, А. Ф. 
Проектирование и разработка web-приложений :  : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Ф. Тузовский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00515-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433825 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Абрамян, А.В.
Разработка пользовательского интерфейса на основе системы Windows Presentation Foundation: учебник/ Абрамян А.В., Абрамян М.Э.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на- Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017.— 301 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87487.html  .— ЭБС «IPRbooks»
Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL:https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.1.4
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.