2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Дифференциальные уравнения_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дифференциальные уравнения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н.;к.ф.-м.н., старш.преп. , Шакирова И.Н. _________________
 
 
Дифференциальные уравнения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины :формирование у обучающися систематических знаний в области математического анализа и дифференциальных уравнений. Ознакомление обучающися с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развитие логического и алгоритмического мышления,  абстрактного мышления,
1.4
развитие умения строго излагать свои мысли;
1.5
развитие у обучающися навыков математического моделирования  прикладных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы математического анализа
2.1.2
Аналитическая геометрия
2.1.3
Естественнонаучная картина мира
2.1.4
Начала алгебры
2.1.5
Основы математической обработки информации
2.1.6
Теоретические основы информатики
2.1.7
Теория преобразований плоскости
2.1.8
Теория чисел
2.1.9
Элементарная математика
2.1.10
Алгоритмы и структуры данных
2.1.11
Введение в профессиональную деятельность
2.1.12
Интернет-программирование
2.1.13
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.14
Методы научного исследования
2.1.15
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.16
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.17
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.18
Вводный курс математики
2.1.19
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.20
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.21
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.22
Методы научного исследования
2.1.23
Интернет-программирование
2.1.24
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.4
Логическое программирование
2.2.5
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.6
Методика обучения информатике
2.2.7
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.8
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.9
Проективная геометрия
2.2.10
Базы данных
2.2.11
Высокоуровневые методы программирования
2.2.12
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.13
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.14
Теория рядов
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.15
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.16
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения
2.2.17
Дифференциальная геометрия
2.2.18
Информационные системы
2.2.19
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.20
Курсовая работа по методикам обучения
2.2.21
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.2.22
Программирование Python
2.2.23
Программирование на PHP
2.2.24
Математические основы физики
2.2.25
Математическое моделирование в физике
2.2.26
Методы и средства защиты информации
2.2.27
Мехатроника
2.2.28
Основы мехатроники
2.2.29
Проектирование информационных систем
2.2.30
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.31
Разработка WEВ-приложений
2.2.32
Разработка Интернет-приложений
2.2.33
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.34
Технологии программирования
2.2.35
3D-моделирование
2.2.36
Избранные главы методики обучения математике
2.2.37
Избранные главы элементарной математики
2.2.38
История информатики
2.2.39
История математики
2.2.40
Компьютерное моделирование
2.2.41
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.42
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.43
Мультимедийные технологии
2.2.44
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.45
Производственная педагогическая практика
2.2.46
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.47
Специальные методы решения математических задач
2.2.48
Теория функций комплексной переменной
2.2.49
Автоматизированные системы управления
2.2.50
Вычислительная математика
2.2.51
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.52
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.53
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.54
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.55
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.56
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.57
Управление информационными системами
2.2.58
Уравнения математической физики
2.2.59
Численные методы
2.2.60
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.2.61
Моделирование в системах компьютерной математики
2.2.62
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.63
Производственная преддипломная практика
2.2.64
Избранные главы элементарной математики
2.2.65
Прикладные задачи в математическом анализе
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.66
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.67
Специальные методы решения математических задач
2.2.68
История информатики
2.2.69
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.70
3D-моделирование
2.2.71
Вычислительная математика
2.2.72
Управление информационными системами
2.2.73
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.74
Математическое моделирование в физике
2.2.75
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.76
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.77
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.78
Программирование Python
2.2.79
Разработка Интернет-приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
основные понятия, свойства, теоремы и методы изучаемых разделов математического анализа;
 
применять методы дифференциального исчисления функций нескольких переменных к доказательству теорем и решению задач;
 
 
Уметь:
 
вычислять пределы, находить частные производные и дифференциалы;
 
используя определения, проводить исследования, связанные с основными понятиями;
 
пользоваться языком математики
 
 
Владеть:
 
методами анализа, навыками решения практических задач.
 
дифференциального исчисления функций нескольких переменных и их применением к решению

прикладных задач

 
навыком математической формализации прикладных задач, анализа и

интерпретации решений соответствующих математических моделей.

 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
личностные, метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности,
 
способы достижения этих результатов средствами преподаваемой дисциплины 
 
возможности использования ресурсов образовательной среды для решения образовательных задач
 
 
Уметь:
 
планировать педагогические действия с использованием ресурсов образовательной среды.
 
осуществлять педагогические действия с использованием ресурсов образовательной среды.
 
самостоятельно осуществлять профессиональной деятельность
 
 
Владеть:
 
технологиями использования ресурсов образовательной среды
 
первоначальным опытом деятельности в данном направлении.
 
возможностями образовательной среды для решения образовательных задач средствами преподаваемого предмета.
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
об актуальных проблемах развития образования
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
методы психолого-педагогического и методического исследования.
 
о ценности научного знания, приоритета науки в решении проблем образования
 
 
Уметь:
 
выявить проблему в развитии образования
 
поставить исследовательскую задачу в области образования.
 
решать исследовательскую задачу в области образования.
 
 
Владеть:
 
содержанием и формами научно-методической деятельности учителя  
 
опытом выявления проблемы, постановки задачи
 
реализацией программы исследования и описанием результатов работы.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
3.1.2
основные понятия, свойства, теоремы и методы изучаемых разделов математического анализа;
3.1.3
применять методы дифференциального исчисления функций нескольких переменных к доказательству теорем и решению задач;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Решать типовые задачи курса математического анализа.
3.2.2
Строить логическую цепочку при доказательстве теорем.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
решения типовых задач математического анализа,
3.3.2
применения методов анализа к решению прикладных задач,
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие понятия теории ДУ. Задачи приводящие к ДУ. Задача Коши.

 
1.1
Задачи, приводящие к ДУ. Изоклины /Пр/
Л2.2

Э1

2
ОК-3
4
0
 
1.2
ДУ с разделяющимися переменными /Пр/
Л2.2

Э2

3
ПК-4 ПК-11
4
0
 
1.3
Однородные ДУ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-11
4
0
 
1.4
Однородные ДУ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

20
ОК-3 ПК-4 ПК-11
4
0
 
1.5
Линейные ДУ /Пр/
Л2.2

Э1

3
ПК-11
4
0
 
1.6
Уравнения в полных дифференциалах /Пр/
Л2.2

3
ОК-3
4
0
 
1.7
Уравнения в полных дифференциалах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

14
ОК-3 ПК-4 ПК-11
4
0
 
1.8
Параметрический метод решения /Пр/
Л2.1 Л2.2

5
ПК-11
4
0
 
1.9
ДУ с разделяющимися переменными /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1

6
ОК-3
4
0
 
1.10
Задачи, приводящие к ДУ. Изоклины /Лек/
Л1.1 Л1.2

6
ОК-3 ПК-4
4
0
 
1.11
Однородные ДУ /Лек/
Л1.1

6
ОК-3
4
0
 
1.12
Линейные ДУ /Лек/
Л1.2

6
ОК-3 ПК-4
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.13
Уравнения в полных дифференциалах /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1

6
ОК-3 ПК-4
4
0
 
1.14
Параметрический метод решения /Лек/
Л1.1

6
ОК-3
4
0
 
1.15
Параметрический метод решения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

20
ОК-3 ПК-4 ПК-11
4
0
 
1.16
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

36
ОК-3 ПК-4 ПК-11
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Дифференциальные уравнения (ДУ)основные понятия

2. ДУ с разделяющимися переменными

3. Однородное ДУ

4. Линейные ДУ первого порядка

5. Уравнения Бернулли

6. Параметрические уравнения

7. ДУ высших порядков

8. Метод понижения порядка

9. ЛинейныеДУ второго порядка

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа (комплект заданий приводится в ФОС)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Стеклов В.А.
Основы теории интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений: учебное пособие для вузов / В. А. Стеклов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 427 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02124-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438461   
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Бугров Я.С., Никольский С.М.
Высшая математика в 3 т. Е 3 в 2 книгах. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функции комплексного переменного: Учебник для академического бакалавриата https://biblio-online.ru/book/vysshaya-matematika-v-3-t-t-3-v-2-knigah-differencialnye-uravneniya-kratnye-integraly-ryady-funkcii-kompleksnogo-peremennogo-388890
, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зайцев В.Ф., Полянин А.Д.
Обыкновенные дифференциальные уравнения в 2 ч. Часть1: справочник для бакалавриата / В. Ф. Зайцев, А. Д. Полянин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с. — ISBN 978-5-534-02685-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437081  
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Боровских А.В., Перов А.И.
Дифференциальные уравнения в 2 частях. Часть 1: учебник и практикум для  бакалавриата / А. В. Боровских, А. И. Перов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 с. — ISBN 978-5-534-01777-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434022 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-308 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.