(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
ции
Э1 Э2
Э1
Вопросы и задания к зачету с оценкой:
1.Тригонометрическая форма комплексного числа. Формула Муавра.
2.Высказывание, значения истинности высказываний; элементарные и составные высказы-вания;
3.Виды логических операций: отрицание высказывания; конъюнкция, дизъюнкция, импли-кация и эквиваленция высказываний; таблица истинности;
4.Логическая формула; опускание скобок в сложных логических формулах;
5.Тождественно истинные и тождественно ложные формулы, равносильные формулы;
6.Законы логики высказываний (контрапозиции, де Моргана, дистрибутивности, ассоциа-тивности, коммутативности, «замена импликации дизъюнкцией», идемпотентности и др.);
7.Предикаты, область определения предиката, область истинности предиката: определение и обозначение;
8.Области истинности отрицания предиката, конъюнкции, дизъюнкции предикатов; равно-сильные предикаты: определение, обозначение, связь множеств истинности;
9.Виды теорем, равносильные теоремы, методы доказательства теорем. Необходимые и дос-таточные условия;
10.Высказывания с кванторами, связанные и свободные переменные;
11.Истинность и ложность высказываний с кванторами;
12.Построение отрицаний высказываний с кванторами;
13.Отношение следования между предложениями: понятие, варианты прочтения высказыва-ний; отношение равносильности между предложениями: понятие, варианты прочтения.
14.Установление истинности и ложности высказывания А(х)→В(х), как связаны множества истинности высказываний А(х) и В(х) в данном высказывании;
15.Понятие множества, способы задания; отношения включения и равенства множеств; диа-граммы Эйлера-Венна;
16.Операции над множествами, диаграммы Эйлера-Венна;
17.Свойства операций над множествами;
18.Упорядоченные наборы элементов, декартово произведение множеств;
19.Бинарные отношения: понятие, способы задания, графическое изображение, область оп-ределения и область значения, n-арное отношение;
20.Рефлексивное и антирефлексивное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не рефлексивно или не антирефлексивно;
21.Симметричное и антисимметричное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не симметрично или не антисимметрично;
22.Транзитивное и связанное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отно-шение не транзитивно или не связанно;
23.Отношение эквивалентности, разбиение множества;
24.Классы эквивалентности, фактор-множество; Лемма, Следствие и Теорема об эквивалент-ностях и разбиениях;
25.Графы эквивалентных отношений, важность принципа разбиения множества на классы при помощи отношения эквивалентности.
26.Функциональные отношения. Отображение. Инъективные, Сюръективные и биективные функции. Обратные отображения.
27. Доказательство методом математической индукции.
Устные сообщения
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1.Тригонометрическая форма комплексного числа. Формула Муавра.
2.Высказывание, значения истинности высказываний; элементарные и составные высказы-вания;
3.Виды логических операций: отрицание высказывания; конъюнкция, дизъюнкция, импли-кация и эквиваленция высказываний; таблица истинности;
4.Логическая формула; опускание скобок в сложных логических формулах;
5.Тождественно истинные и тождественно ложные формулы, равносильные формулы;
6.Законы логики высказываний (контрапозиции, де Моргана, дистрибутивности, ассоциа-тивности, коммутативности,
7.Предикаты, область определения предиката, область истинности предиката: определение и обозначение;
8.Области истинности отрицания предиката, конъюнкции, дизъюнкции предикатов; равно-сильные предикаты: определение, обозначение, связь множеств истинности;
9.Виды теорем, равносильные теоремы, методы доказательства теорем. Необходимые и дос-таточные условия;
10.Высказывания с кванторами, связанные и свободные переменные;
11.Истинность и ложность высказываний с кванторами;
12.Построение отрицаний высказываний с кванторами;
13.Отношение следования между предложениями: понятие, варианты прочтения высказыва-ний; отношение равносильности между предложениями: понятие, варианты прочтения.
14.Установление истинности и ложности высказывания А(х)→В(х), как связаны множества истинности высказываний А(х) и В(х) в данном высказывании;
15.Понятие множества, способы задания; отношения включения и равенства множеств; диа-граммы Эйлера-Венна;
16.Операции над множествами, диаграммы Эйлера-Венна;
17.Свойства операций над множествами;
18.Упорядоченные наборы элементов, декартово произведение множеств;
19.Бинарные отношения: понятие, способы задания, графическое изображение, область оп-ределения и область значения, n-арное отношение;
20.Рефлексивное и антирефлексивное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не рефлексивно или не антирефлексивно;
21.Симметричное и антисимметричное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не симметрично или не антисимметрично;
22.Транзитивное и связанное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отно-шение не транзитивно или не связанно;
23.Отношение эквивалентности, разбиение множества;
24.Классы эквивалентности, фактор-множество; Лемма, Следствие и Теорема об эквивалент-ностях и разбиениях;
25.Графы эквивалентных отношений, важность принципа разбиения множества на классы при помощи отношения эквивалентности.
26.Функциональные отношения. Отображение. Инъективные, Сюръективные и биективные функции. Обратные отображения.
27. Доказательство методом математической индукции.
Фундаментальным источником знаний являются лекции, которые должны способствовать возникновению и поддержанию интереса к предмету, глубокому усвоению материала и активизации самостоятельной работы студентов. Лекционный материал должен быть структурирован в соответствии с логикой построения дисциплины, но, в то же время, отвечать требованиям наглядности и доступности. Особое внимание следует уделить раскрытию основных терминов, которые формируют профессиональный язык. Без понимания этого языка невозмож-но успешное изучение предмета. Важно также сопровождать изложение лекций практическими примерами, которые значительно обогащают образовательный процесс и способствуют усвоению материала.
Методические указания к практическим занятиям
Значительную роль в изучении математики выполняют практические занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой, а также выполнения самостоятельных заданий. Тем самым практические занятия способствуют получе-нию наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы. Методические указания к решению контрольных работ и практических занятий оформлены в виде сборника и являются составной частью УМК дисциплины.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы
Основными задачами самостоятельной работы являются:
- закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
- формирование навыков рефлексивной деятельности студентов;
- объективное оценивание собственных учебных достижений;
- формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
- формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:
самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;
домашняя учебная работа.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: разработка рефератов, программ профессионального становления студентов и других творческих заданий в соответствии с учебной программой. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной работы студентов на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.