2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Вводный курс математики_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вводный курс математики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 1/6
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
34
34
Практические
18
18
16
16
34
34
Итого ауд.
36
36
32
32
68
68
Кoнтактная рабoта
36
36
32
32
68
68
Сам. работа
36
36
4
4
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Галямова Э.Х. _________________
 
 
Вводный курс математики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и представлений, связанных с основами философских знаний для формирования целостного научного мировоззрения и осознания значимости своей будущей профессии, понимания связи ее с другими видами знания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировние умений решать основные типы задач школьного курса математики;
1.4
отработка вычислительных навыков.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Ввводный курс математики» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Аналитическая геометрия
2.2.2
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.3
Основы математического анализа
2.2.4
Теория преобразований плоскости
2.2.5
Теория чисел
2.2.6
Дискретная математика
2.2.7
Дифференциальные уравнения
2.2.8
Конструктивная геометрия
2.2.9
Числовые системы
2.2.10
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.11
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.12
Начала алгебры
2.2.13
Основы алгоритмизации и программирования
2.2.14
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.2.15
Элементарная математика
2.2.16
Общая и социальная психология
2.2.17
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.2.18
Теоретические основы информатики
2.2.19
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.20
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.21
Психолого-педагогический практикум
2.2.22
Учебная практика. Практика по программированию
2.2.23
Архитектура компьютера
2.2.24
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.25
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.26
Объектно-ориентированное программирование
2.2.27
Теория рядов
2.2.28
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.29
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.30
Высокоуровневые методы программирования
2.2.31
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.32
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.33
Курсовая работа по математике
2.2.34
Технологии программирования
2.2.35
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.36
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.2.37
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.38
Практикум по решению задач на ПК
2.2.39
Проективная геометрия
2.2.40
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.41
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.42
Дифференциальная геометрия
2.2.43
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.44
Основы математического анализа
2.2.45
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.46
Производственная педагогическая практика
2.2.47
Учебная практика  по решению задач по физике
2.2.48
Учебная практика по решению  задач повышенной сложности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и строгие доказательства фактов основных разделов курса математики;
3.1.2
алгоритмы и свойства операций над числовыми множествами.
3.1.3
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
математически грамотно формулировать и логически строго доказывать теоремы арифметики, геометрии, алгебры и начал анализа, используемые в школьном курсе математики или непосредственно примыкающих к нему;
3.2.2
уметь применять изученную теорию к решению арифметических задач, задач на доказательство, вычисление и построение, решению логических задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
свободно владеть основными определениями, формулами и фактами математики;
3.3.2
стандартными приемами и традиционными методами решения задач и иметь навыки решения задач различного уровня сложности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Расширение понятия

 
1.1
Множества R и C. Формулы Муавра. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Множества R и C. Формулы Муавра.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Элементы теории множеств.

 
2.1
Множества и операции над ними. Диаграммы Эйлера-Венна.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Множества и операции над ними. Диаграммы Эйлера-Венна.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Множества и операции над ними. Диаграммы Эйлера-Венна.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Прямое произведение множеств. Бинарные отношения.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-8.1
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.5
Прямое произведение множеств. Бинарные отношения.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Прямое произведение множеств. Бинарные отношения.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.7
Свойства бинарных отношений. Отношения порядка /Лек/

2
1
0
 
2.8
Свойства бинарных отношений. Отношения порядка /Пр/

2
1
0
 
2.9
Свойства бинарных отношений. Отношения порядка /Ср/

6
1
0
 
2.10
Отношения эквивалентности. Понятие разбиения множества.  /Лек/

4
1
0
 
2.11
Отношения эквивалентности. Понятие разбиения множества.  /Пр/

2
1
0
 
2.12
Отношения эквивалентности. Понятие разбиения множества.  /Ср/

10
1
0
 
2.13
Функциональные отношения.  /Лек/

4
1
0
 
2.14
Функциональные отношения.  /Пр/

2
1
0
 
2.15
Математическая индукция. /Пр/

2
1
0
 
2.16
Математическая индукция.  /Ср/

4
1
0
 
 
Раздел 3. Элементы математической логики

 
3.1
Высказывания и операции над ними. Законы логики высказываний.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-8.1
2
0
 
3.2
Высказывания и операции над ними. Законы логики высказываний.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ОПК-8.1
2
0
 
3.3
Высказывания и операции над ними. Законы логики высказываний. Виды теорем. Методы доказательства теорем.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
3.4
Предикаты и операции над ними. Высказывания с кванторами.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-8.1
2
0
 
3.5
Предикаты и операции над ними. Высказывания с кванторами.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-8.1
2
0
 
3.6
Предикаты и операции над ними. Выска -зывания с кванторами. Отношения следования и равносильности между предикатами. Необходимые и доста-точные условия.    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
3.7
Отношения следования и равносильности между предикатами. Необходимые и достаточные условия.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
3.8
Отношения следования и равносильности между предикатами. Необходимые и доста-точные условия.  /Пр/

2
2
0
 
3.9
Виды теорем. Методы доказательства теорем.  /Лек/

6
2
0
 
3.10
Виды теорем. Методы доказательства теорем.  /Пр/

2
2
0
 
3.11
Контрольная работа  /Пр/

2
2
0
 
3.12
/Экзамен/

36
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Задание: Продемонстрировать владение методом математической индукции на примере из школьного курса математики

Вопросы и задания к экзамену

1.Тригонометрическая форма комплексного числа. Формула Муавра.

2.Высказывание, значения истинности высказываний; элементарные и составные высказывания;

3.Виды логических операций: отрицание высказывания; конъюнкция, дизъюнкция, импликация и эквиваленция высказываний; таблица истинности;

4.Логическая формула; опускание скобок в сложных логических формулах;

5.Тождественно истинные и тождественно ложные формулы, равносильные формулы;

6.Законы логики высказываний (контрапозиции, де Моргана, дистрибутивности, ассоциативности, коммутативности, «замена импликации дизъюнкцией», идемпотентности и др.);

7.Предикаты, область определения предиката, область истинности предиката: определение и обозначение;

8.Области  истинности отрицания предиката, конъюнкции, дизъюнкции предикатов; равносильные предикаты: определение, обозначение, связь множеств истинности;

9.Виды теорем, равносильные теоремы, методы доказательства теорем. Необходимые и достаточные условия;

10.Высказывания с кванторами, связанные и свободные переменные;

11.Истинность и ложность высказываний с кванторами;

12.Построение отрицаний высказываний с кванторами;

13.Отношение следования между предложениями: понятие, варианты прочтения высказываний; отношение равносильности между предложениями: понятие, варианты прочтения.

14.Установление истинности и ложности высказывания А(х)→В(х), как связаны множества истинности высказываний А(х) и В(х) в данном высказывании;

15.Понятие множества, способы задания; отношения включения и равенства множеств; диаграммы Эйлера-Венна;

16.Операции над множествами, диаграммы Эйлера-Венна;

17.Свойства операций над множествами;

18.Упорядоченные наборы элементов, декартово произведение множеств;

19.Бинарные отношения: понятие, способы задания, графическое изображение, область определения и область значения, n- арное отношение;

20.Рефлексивное и антирефлексивное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не рефлексивно или не антирефлексивно;

21.Симметричное и антисимметричное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не симметрично или не антисимметрично;

22.Транзитивное и связанное отношения: понятие, граф отношения; как показать, что отношение не транзитивно или не связанно;

23.Отношение эквивалентности, разбиение множества;

24.Классы эквивалентности, фактор-множество; Лемма, Следствие и Теорема об эквивалентностях и разбиениях;

25.Графы эквивалентных отношений, важность принципа разбиения множества на классы при помощи отношения эквивалентности.

26.Функциональные отношения. Отображение. Инъективные, Сюръективные и биективные функции. Обратные отображения.

27. Доказательство методом математической индукции.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

1.А – множество прямоугольников, В – множество правильных многоугольников, С – множество треугольников. Постройте диаграммы Эйлера-Венна для данных множеств и отметьте штриховкой области, изображающие множества, если за универсальное множество U взято множество многоугольников

2.С – множество трапеций, D – множество параллелограммов, Е – множество четырёхугольников, имеющих прямой угол. Постройте для данных множеств диаграммы Эйлера-Венна, выделите штриховкой области, изображающие множества

3.На множестве  Х = {a, b, c, d} задано отношение ρ= {(a,a), (b,b),(c,c), (d,d), (a,b), (b,a), (c,d), (d,c)}. Докажите, что ρ - отношение эквивалентности, постройте граф отношения и выпишите классы разбиения и фактор-множество

4.На множестве  Х = {0, 1, 2, 3}  задано отношение ρ= {(0,0), (1, 1), (2, 2), (3, 3), (0, 1), (1, 0), (2,3), (3, 2)}. Докажите, что ρ - отношение эквивалентности, постройте граф отношения и выпишите классы разбиения и фактор-множество.

УП: b44.03.05  М и Ф 924 гр..plx стр. 7

5.Даны множества: Р – множество остроугольных треугольников, Q – множество равнобедренных треугольников, S – множество равносторонних треугольников. Укажите характеристическое свойство элементов множеств   и   и изобразите при помощи диаграмм Эйлера-Венна.

6.Пусть U - универсальное множество всех треугольников, А – множество равнобедренных треугольников, В – множество равносторонних треугольников, С – множество прямоугольных треугольников. Укажите характеристическое свойство элементов следующих множеств

7.Определить, какими из основных свойств: рефлексивностью, антирефлексивностью, симметричностью, антисимметричностью, транзитивностью обладает следующее бинарное отношение

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вечтомов, Е.М., Широков, Д. В. 
Математика: логика, множества, комбинаторика : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. М. Вечтомов, Д. В. Широков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06612-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio- online.ru/bcode/441204
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скорубский, В. И. 
Математическая логика: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. И. Скорубский, В. И. Поляков, А. Г. Зыков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-01114-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433712 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Галямова Э.Х.
Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Э. Х. Галямова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 134 c. — 978-5-98452-174-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81248.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный математический сайт Ехроnenta.ги

http://www.exponenta.ru

 
Э2
Общероссийский математический портал Math-Net.Ru

    http://www.mathnet.ru

 
Э3
Портал Allmath.ги - вся математика в одном месте

    http://www.allmath.ru

 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий