2022-2023_z44_03_01 М 1922 гр__plx_Внеклассная работа по математике_Математика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Внеклассная работа по математике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
132
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
132
132
132
132
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Галямова Э.Х. _________________
 
 
Внеклассная работа по математике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой к.п.н., доцент Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной и воспитательной деятельности по предмету «ОМатематика» в учреждениях общего среднего образования и осуществлению культурно-просветительской деятельности в рамках внеклассной работы.
1.2
Задачи:обеспечение методической подготовки обучающихся к организации внеклассной работы на базе межпредметных связей с педагогикой, психологией, теорией и методикой обучения математике;уяснение обучающимися современных требований к организации внеклассной работы;развитие педагогического мышления и воспитание педагогической культуры обучающихся;формирование умений проведения различных внеклассных мероприятий по математике;развитие педагогического мышления и воспитание педагогической культуры обучающихся;совершенствование способностей студентов к саморазвитию, повышению своего общекультурного и интеллектуального уровня;углубление научного мировоззрения, развитие способности самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности, в том числе профессиональной, новые знания и умения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История математики
2.1.2
Культурно-просветительская  практика
2.1.3
Курсовая работа по высшей математике
2.1.4
Методы решения старинных задач
2.1.5
Мультимедийные технологии
2.1.6
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.7
Проективная и конструктивная геометрия
2.1.8
Аналитическая геометрия
2.1.9
Курсовая работа по математике
2.1.10
Организация внеучебной деятельности
2.1.11
Решение олимпиадных задач по математике
2.1.12
Специальные методы решения математических задач
2.1.13
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.14
Математический анализ
2.1.15
Методика написания исследовательской работы по математике
2.1.16
Методика организации исследовательской работы по математике  в школе
2.1.17
Элементарная алгебра
2.1.18
Алгебра
2.1.19
Вводный курс математики
2.1.20
Концепции современного естествознания
2.1.21
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.22
Элементарная геометрия
2.1.23
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.24
Социология
2.1.25
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.26
Философия
2.1.27
Учебная практика по решению математических задач повышенной сложности
2.1.28
Производственная практика по организации математических олимпиад
2.1.29
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.30
Учебная ознакомительная практика по математике
2.1.31
Методы решения старинных задач
2.1.32
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.33
Специальные методы решения математических задач
2.1.34
Методика организации исследовательской работы по математике  в школе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процудуру защиты.
 
стр. 4
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области  "Математика"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Математика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
УК-3.4: Осуществляет выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной деятельности педагога;
3.1.2
цели школьного образования;
3.1.3
специфику «математики»  как предмета школьного обучения, его вклад в формирование всесторонне развитой личности школьника;
3.1.4
специфику построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать и реализовывать учебные программы элективных курсов по предмету;
3.2.2
организовывать индивидуальную, парную, групповую, фронтальную работу учащихся, поддерживать активность и инициативность школьников;
3.2.3
участвовать в дискуссии, полемике, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с нормативными документами, учебно-методическими материалами;
3.3.2
навыками проектирования и реализации программ;
3.3.3
технологиями, методами, приемами и средствами современного обучения обществознанию во внеурочной деятельности на разных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях.
3.3.4
составления тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, реферата;
3.3.5
современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
3.3.6
профессиональной рефлексии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Виды и функции внеурочной работы 

 
1.1
Виды и функции внеурочной работы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 2. Массовые формы внеклассной работы

 
стр. 5
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
2.1
Лекции, олимпиады, математические бои /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.2
Конференции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.3
Экскурсии, олимпиады, математические вечера, неделя математики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 3. Групповая внеурочная работа на уроках математики

 
3.1
Математический кружок /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.2
Факультативы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.3
Факультативы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

26
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 4. Формы индивидуальной работы учителя с учащимися

 
4.1
Проеты по математике /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.2
Проектные и исследовательские работы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

26
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 5. Краеведческая работа учителя истории

 
5.1
Особенности организации математических кружков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5.2
Особенности организации математических кружков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

26
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5.3
Организация математического лагеря /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5.4
Организация и руководство школьного математического лагеря /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

26
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5.5
Зачёт по дисциплине /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Содержание внеклассной работы.

2.Педагогические требования к внеклассной работе.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
3.Формы внеклассной работы.

4.Методы организации внеклассной работы.

5.Особенности краеведения во внеклассной работе.

6.Социально значимая направленность внеклассной работы.

7.Математические бои, викторины и игры.

8.Научные общества учащихся.

9.Школьный математический кружок.

10.Неделя математики в школе

11.Олимпиады.

12.Математические бои

13.Факультативы.

14.Математический кружок.

15. Организация внеклассной работы в школе.

16. Турнир математических игр, как форма внеклассной работы.

17. Связь внеклассной работы по математике с уроками.

18.Внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы рефератов:

1.Содержание внеклассной работы.

2.Педагогические требования к внеклассной работе.

3.Формы внеклассной работы.

4.Методы организации внеурочной работы.

5.Особенности  внеклассной работы.

6.Социально значимая направленность внеурочной работы.

7.математические викторины и игры.

8.Научные общества учащихся.

9.Школьные математические лагеря.

10.Неделя математики в школе

11.Олимпиады.

12.Математические бои.

13.Факультативы.

14.Кружки.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Далингер, В. А. 
Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: Далингер, В. А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся : учебник и практикум для вузов / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 460 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09597-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434657 .
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Блинов, В. И.
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09146-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438324 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Галямова Э.Х.
Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Э. Х. Галямова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 134 c. — 978-5-98452-174-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81248.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Степанов, П.В.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - Млсква: Просвещение, 2014. - 127 с.
Москва: Просвещение, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 29.03.2019)
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  (дата обращения 29.03.2019)
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru  (дата обращения 29.03.2019)
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.7
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.8
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.9
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.10
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 9
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.