2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Кратные_ криволинейные и поверхностные интегралы_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н, и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Эльмира Хатимовна

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины :формирование у обучающихся систематических знаний в области математического анализа. Ознакомление обучающихся с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности. Развитие логического и алгоритмического мышления,  абстрактного мышления,  умения строго излагать свои мысли.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представления о месте и роли математического анализа в современном мире;
1.4
формирование системы основных понятий, используемых для описания важнейших
1.5
математических моделей и математических методов, и раскрытие взаимосвязи этих понятий;
1.6
ознакомление обучающихся с элементами аппарата математического анализа, необходимого для решения теоретических и практических задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.2
Основы математического анализа
2.1.3
Базы данных
2.1.4
Высокоуровневые методы программирования
2.1.5
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.6
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.7
Теория рядов
2.1.8
Логическое программирование
2.1.9
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.11
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.12
Проективная геометрия
2.1.13
Психолого-педагогический практикум
2.1.14
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.15
Архитектура компьютера
2.1.16
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.17
Дискретная математика
2.1.18
Дифференциальные уравнения
2.1.19
Конструктивная геометрия
2.1.20
Объектно-ориентированное программирование
2.1.21
Педагогические технологии
2.1.22
Системы компьютерной алгебры
2.1.23
Числовые системы
2.1.24
Аналитическая геометрия
2.1.25
Начала алгебры
2.1.26
Социальная психология
2.1.27
Теоретические основы информатики
2.1.28
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.29
Теория преобразований плоскости
2.1.30
Теория чисел
2.1.31
Элементарная математика
2.1.32
Алгоритмы и структуры данных
2.1.33
Введение в профессиональную деятельность
2.1.34
Общая психология
2.1.35
Теория обучения
2.1.36
Вводный курс математики
2.1.37
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.38
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.39
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.40
Системы компьютерной алгебры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Математические основы физики
2.2.4
Математическое моделирование в физике
2.2.5
Методы и средства защиты информации
2.2.6
Проектирование информационных систем
2.2.7
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.8
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.9
Технологии программирования
2.2.10
Избранные главы методики обучения математике
2.2.11
Избранные главы методики преподавания геометрии
2.2.12
Избранные главы элементарной математики
2.2.13
История информатики
2.2.14
История математики
2.2.15
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.16
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.17
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.18
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.19
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.22
Специальные методы решения математических задач
2.2.23
Теория функций комплексной переменной
2.2.24
Вычислительная математика
2.2.25
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.26
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.27
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.28
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.29
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.30
Уравнения математической физики
2.2.31
Численные методы
2.2.32
Производственная преддипломная практика
2.2.33
Математическое моделирование в физике
2.2.34
Избранные главы элементарной математики
2.2.35
История информатики
2.2.36
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.37
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.38
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.39
Специальные методы решения математических задач
2.2.40
Вычислительная математика
2.2.41
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.42
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.43
Современные средства оценивания результатов обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
содержание развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ооп
 
содержание развивающей работы по воспитанию и обучению одаренных детей
 
 
Уметь:
 
реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с ООП в условиях образовательных организаций;
 
реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации развивающей и воспитательной работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций;
 
организовать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
способами реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
 
просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания,  коррекции и компенсации детей с ооп
 
просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания одаренных детей
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы обучения
 
современные методы и технологии диагностики
 
современные технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
использовать современные методы обучения
 
использовать современные методы и технологии диагностики
 
использовать современные технологии обучения и диагностики
 
 
Владеть:
 
способностью использовать современные методы обучения
 
способностью использовать современные методы и технологии диагностики
 
способностью использовать современные технологии обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
личностные, метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности,
 
способы достижения этих результатов средствами преподаваемой дисциплины 
 
возможности использования ресурсов образовательной среды для решения образовательных задач
 
 
Уметь:
 
планировать педагогические действия с использованием ресурсов образовательной среды.
 
осуществлять педагогические действия с использованием ресурсов образовательной среды.
 
самостоятельно осуществлять профессиональной деятельность
 
 
Владеть:
 
технологиями использования ресурсов образовательной среды
 
первоначальным опытом деятельности в данном направлении.
 
возможностями образовательной среды для решения образовательных задач средствами преподаваемого предмета.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основные определения и понятия изучаемыго раздела математического анализа, алгоритмы решения типовых задач, приложения методов анализа к решению геометрических задач
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Решать типовые задачи курса .
3.2.2
Строить логическую цепочку при доказательстве теорем.
3.2.3
Применять методы анализа к решению прикладных задач
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.3.1
решения типовых задач раздела математического анализа,
3.3.2
применения методов анализа к решению прикладных задач,
3.3.3
доказательств утверждений и теорем
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Двойной интеграл

 
1.1
Понятие двойного интеграла /Лек/
Л1.1

Э1

2
ПК-2 ПК-4
7
0
 
1.2
Вычисление двойного интеграла /Пр/
Л2.1

2
ПК-4
7
0
 
1.3
Замена переменной в двойном интеграле /Лек/
Л1.1

Э2

2
ПК-2 ПК-4
7
0
 
1.4
Вычиление двойного интеграла методом замены переменной /Пр/
Л2.1

2
ПК-4
7
0
 
1.5
Приложения двойного интеграла /Лек/
Л1.1

2
ПК-2 ПК-4
7
0
 
1.6
Решение геометрических задач /Пр/
Л2.1

Э3

2
ПК-4
7
0
 
1.7
Решение типовых задач /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4

15
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 2. Трорйной интеграл

 
2.1
Понятие тройного интеграла /Лек/
Л1.1

2
ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.2
Вычисление тройного интеграла /Пр/
Л2.1

0
ПК-4
7
0
 
2.3
Замена переменной в тройном интеграле /Лек/
Л1.1

2
ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.4
Вычисление тройного интеграла путем замены переменной /Пр/
Л2.1

2
ПК-4
7
0
 
2.5
Приложения тройного интеграла /Лек/
Л1.1

2
ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.6
Решение прикладных задач /Пр/
Л2.1

0
ПК-4
7
0
 
2.7
Решение типовых задач для тройных интегралов /Ср/
Л1.1Л2.1

15
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 3. Криволинейный интеграл

 
3.1
Понятие криволинейного интеграла, виды /Лек/
Л1.1

4
ПК-2 ПК-4
7
0
 
3.2
Вычисление криволинейного интеграла первого рода /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
3.3
Вычисление криволинейного интеграла второго рода /Пр/
Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
3.4
Приложения криволинейных интегралов /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
7
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Понятие двойного интеграла

2. Вычисление двойного интеграла

3. Замена переменной в двойном интеграле

4. Приложения двоного интеграла

5. Понятие тройного интеграла

6.Вычисление тройного интеграла

7. Заменв переменной в тройном интеграле

8.Приложения тройного интеграла

9. Понятие криволинейного интеграла первого рода

10.Понятие криволинейного интеграла второго рода

11. Вычисление криволинейных интегралов

12.Приложения криволинейных интегралов

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа (комплект заданий приводится в ФОС)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бугров Я.С., Никольский С.М.
Высшая математика в 3 т. Т.3 в 2 книгах. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функция комплексного переменого: Учебник для академического бакалавриата
2016, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Поспелов А.С.
Сборник задач по высшей математике в 4 ч: Учебное пособие для прикладного бакалавриата
2019, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-308 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.