2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Математические основы физики_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математические основы физики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
38
38
38
38
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н, доц., Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Математические основы физики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Эльмира Хатимовна

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и представлений, связанных с формированием  элементарных математических знаний в области освоения физики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освещать на современном научном уровне математических основ применительно к физике;
1.4
обеспечить необходимым математическим аппаратом  для  решения  физических задач;
1.5
обеспечивать широкий кругозор обучающихся в физике. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения
2.1.2
Дифференциальная геометрия
2.1.3
Информационные системы
2.1.4
Методика обучения информатике
2.1.5
Методика обучения математике
2.1.6
Основы психодидактики и развивающего образования
2.1.7
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.8
Программирование Python
2.1.9
Программирование на PHP
2.1.10
Базы данных
2.1.11
Высокоуровневые методы программирования
2.1.12
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.13
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.14
Теория рядов
2.1.15
Учебная  практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.16
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.17
Логическое программирование
2.1.18
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.19
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.20
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.21
Проективная геометрия
2.1.22
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.23
Архитектура компьютера
2.1.24
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.25
Дискретная математика
2.1.26
Дифференциальные уравнения
2.1.27
Конструктивная геометрия
2.1.28
Объектно-ориентированное программирование
2.1.29
Системы компьютерной алгебры
2.1.30
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.31
Числовые системы
2.1.32
Аналитическая геометрия
2.1.33
Естественнонаучная картина мира
2.1.34
Начала алгебры
2.1.35
Основы математического анализа
2.1.36
Основы математической обработки информации
2.1.37
Теоретические основы информатики
2.1.38
Теория преобразований плоскости
2.1.39
Теория чисел
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.40
Элементарная математика
2.1.41
Алгоритмы и структуры данных
2.1.42
Интернет-программирование
2.1.43
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.44
Методы научного исследования
2.1.45
Программирование VBScript
2.1.46
Программирование на JavaScript
2.1.47
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.48
Вводный курс математики
2.1.49
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.50
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.51
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.52
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.53
Программирование Python
2.1.54
Системы компьютерной алгебры
2.1.55
Интернет-программирование
2.1.56
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.57
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
3D-моделирование
2.2.2
Избранные главы методики обучения математике
2.2.3
Избранные главы элементарной математики
2.2.4
История информатики
2.2.5
История математики
2.2.6
Компьютерное моделирование
2.2.7
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.8
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.9
Мультимедийные технологии
2.2.10
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.13
Специальные методы решения математических задач
2.2.14
Теория функций комплексной переменной
2.2.15
Автоматизированные системы управления
2.2.16
Вычислительная математика
2.2.17
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.18
Методы решения трансцендентных уравнений
2.2.19
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.20
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.21
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.22
Управление информационными системами
2.2.23
Уравнения математической физики
2.2.24
Численные методы
2.2.25
Производственная преддипломная практика
2.2.26
3D-моделирование
2.2.27
Избранные главы элементарной математики
2.2.28
История информатики
2.2.29
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.30
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.31
Специальные методы решения математических задач
2.2.32
Вычислительная математика
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.33
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.34
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.35
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.36
Управление информационными системами
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные теоретические сведения школьного курса математики и физики,
 
методы и приемы доказательства математических и физических утверждений,
 
основные естественнонаучные  и физические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве,
 
 
Уметь:
 
применять математические и физические формулы школьного курса,
 
применять физические знания для ориентирования в современном информационном пространстве,
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных, математических и физических знаний,
 
 
Владеть:
 
вычислительной культурой,
 
основным аппаратом современной физики,
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве,
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
особенности образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов,
 
общие закономерности развития школы, принципы развивающейся школы, понятие «образовательная программа» и «индивидуальные образовательные маршруты»,
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
 
 
Уметь:
 
осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов,
 
применять закономерности и принципы  развития школы, разрабатывать стратегическую программу развития школы,
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
 
 
Владеть:
 
способами педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов,
 
способами осуществления педагогического проектирования образовательной среды школы,
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
современные методы формирования ресурсно-информационных баз для  диагностирования субъективных компонентов процесса профессиональной адаптации студента,
 
современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области образования,
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования,
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Уметь:
 
творчески подойти к вопросам подбора методики занятий в вузе, организации развивающей среды в процессе профессиональной адаптации студента,
 
применять современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области образования,
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования,
 
 
Владеть:
 
способами применять, осуществлять ресурсно-информационное сопровождение процесса профессиональной адаптации студента,
 
способностью применять  современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области образования,
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования,
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды современных информационно-коммуникационных технологий;
3.1.2
основные понятия естественнонаучных дисциплин;
3.1.3
законы естественнонаучных дисциплин.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные информационно-коммуникационные технологии;
3.2.2
создавать информационные ресурсы программные продукты;
3.2.3
создавать средства обмена информацией с помощью информационных технологий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами компьютерной обработки информации;
3.3.2
методами передачи информации средствами информационных технологий;
3.3.3
методами и способами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Применение векторной алгебры в физике. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.2
Применение векторной алгебры в физике. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.3
Применение векторной алгебры в физике. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.4
Применение дифференциального исчисления в физике.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.5
Применение дифференциального исчисления в физике.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.6
Рещение дифференциальных уранений для физических задач. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.7
Рещение дифференциальных уранений для физических задач. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.8
Рещение дифференциальных уранений для физических задач. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.9
Применение дифференциального исчисления в физике.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.10
Нахождение экстремума функции при решении физических задач. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.11
Нахождение экстремума функции при решении физических задач. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.12
Нахождение экстремума функции при решении физических задач. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.13
Тела вращения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.14
Тела вращения. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.15
Тела вращения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.16
Геометрические места точек. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.17
Геометрические места точек. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.18
Геометрические места точек. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-3 ПК-4 ПК-11
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Правила сложения, вычитания и умножения векторов, и их применение для решения физических задач.

2.Бином Ньютона.

4.Применение дифференциального исчисления в физике.

5.Нахождение экстремума функции при решении физических задач.

6.Элементарные функции: области определения, множества значений, графики. Различные способы определения элементарных функций.

7.Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

8.Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

9.Дифференциальные уравнения.

10.Системы и совокупности уравнений и неравенств с одной и несколькими переменными.

11.Тригонометрические уравнения и неравенства.

12.Преобразование выражений с обратными тригонометрическими функциями, доказательство тождеств и неравенств.

13.Рещение дифференциальных уранений для физических задач.

14.Геометрические места точек.

15.Тела вращения.

16. Применение интегрального исчисления в физике.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа (комплект заданий приводится в ФОС)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Баврин, И. И. 
Математический анализ:  учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. И. Баврин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04617-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427808
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гершензон Е.М, Малов Н.Н, Мансуров А.Н.
Курс общей физики: Оптика и атомная физика: Учеб. пособие для студентов физ. - мат. фак. пед. ин-тов
М.: Просвещение, 1992
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Баврин, И. И.
Высшая математика для педагогических направлений: учебник для бакалавров / И. И. Баврин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 616 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-2585-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425889
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-313 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на  зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приемезачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.