2022-2023_z44_03_01 М 1922 гр__plx_Математический анализ_Математика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математический анализ
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
253
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
253
253
253
253
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
288
288
288
288
 
 
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Математический анализ
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся систематических знаний в области математического анализа.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности;
1.4
развитие логического и алгоритмического мышления,  абстрактного мышления,  умения строго излагать свои мысли;
1.5
развитие у обучающихся навыков математического моделирования  прикладных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вводный курс математики
2.1.2
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.3
Алгебра
2.1.4
Концепции современного естествознания
2.1.5
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.6
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.7
Философия
2.1.8
Элементарная геометрия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по математике
2.2.2
Научно-исследовательская работа (Получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.3
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.4
Курсовая работа по высшей математике
2.2.5
Аналитическая геометрия
2.2.6
Возрастная и педагогическая психология
2.2.7
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.10
Специальные методы решения математических задач
2.2.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.12
История математики
2.2.13
Методы решения старинных задач
2.2.14
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.15
Мультимедийные технологии
2.2.16
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.17
Проективная и конструктивная геометрия
2.2.18
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.19
Внеклассная работа по математике
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.2.22
Дискретная математика
2.2.23
История (история России, всеобщая история)
2.2.24
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.25
Производственная преддипломная практика
2.2.26
Специальные методы решения математических задач
2.2.27
Методы решения старинных задач
2.2.28
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.29
Внеклассная работа по математике
 
стр. 4
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основные определения и понятия изучаемых разделов математического анализа, алгоритмы решения типовых задач, приложения методов анализ к решению геометрических задач
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Решать типовые задачи курса математического анализа.
3.2.2
Строить логическую цепочку при доказательстве теорем.
3.2.3
применять методы анализа к решению прикладных задач
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
решения типовых задач математического анализа,
3.3.2
применения методов анализа к решению прикладных задач,
3.3.3
доказательств утверждений и теорем
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в анализ

 
1.1
Теория пределов /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1
2
0
 
1.2
Теория пределов /Пр/
Л2.1

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
1.3
Теория пределов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4

50
ОПК-8.4 УК-1.2
2
0
 
1.4
Дифференцирование функций одной переменной. /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
2
0
 
1.5
Дифференцирование функций одной переменной. /Пр/
Л2.1

8
ОПК-8.1
2
0
 
1.6
Дифференцирование функции одной переменной /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

70
ОПК-8.2 УК-1.2
2
0
 
1.7
Интегрирование функции одной пременной /Пр/
Л2.1

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
1.8
Интегрирование функции одной переменной. /Ср/
Л1.1Л2.1

60
ОПК-8.4 УК-1.2
2
0
 
1.9
Теория рядов /Ср/
Л1.1Л2.1

73
ОПК-8.4 УК-1.2
2
0
 
1.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

9
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 УК-1.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Функция: основные понятия и способы ее задания.

2. Классификация функций.

3. Основные элементарные функции и их графики. Элементарные функции.

 
стр. 5
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
4. Последовательность (определение и основные понятия).

5. Бесконечно малые и бесконечно большие последовательности.  Их свойства.

6. Предел числовой последовательности. Теорема о единственности предела.

7. Теоремы о пределе суммы и произведения.

8. Теорема об ограниченности последовательности, имеющей конечный предел.

9. Теорема о пределе частного.

10. Теоремы о предельном переходе в неравенствах.

11. Монотонные последовательности. Теорема Вейерштрасса.

12. Принцип вложенных отрезков.

13. Подпоследовательность. Теорема Больцано-Вейерштрасса о выделении сходящейся подпоследовательности.

14. Критерий Коши для сходимости последовательности.

15. Предел функции. Бесконечно малые и бесконечно большие функции.

16. Замечательные  пределы.  

17. Сравнение бесконечно малых и бесконечно больших. О символика.

18. Односторонние пределы.

19. Определения непрерывности функции в точке.

20. Классификация точек разрыва.

21. Непрерывность и характер точек разрыва монотонной функции.

22. Непрерывность функции на множестве. Теоремы Больцано-Коши о нуле и о промежуточном значении.

23. Теоремы Вейерштрасса для непрерывных на множестве функций.

24. Равномерная непрерывность. Теорема Кантора.

25. Определение производной и ее геометрический смысл. Уравнения касательной и нормали к кривой.

26. Производные основных функций.

27. Дифференцируемость функции. Связь непрерывности и дифференцируемости функции.

28. Дифференциал функции.

29. Производная постоянной величины, суммы, произведения, частного.

30. Производная сложной функции, обратной функции.

31. Производная параметрически и неявно заданной функции.

32. Метод логарифмического  дифференцирования.

33. Гиперболические функции и их производные.

34. Производные и дифференциалы высших порядков.

35. Теоремы Ролля, Лагранжа, Коши.

36. Правило Лопиталя.

37. Формула Тейлора. Формулы остаточного члена.

38. Возрастающая функция. Необходимое условие и достаточное условие возрастания функции.

39. Максимум и минимум. Необходимое и достаточное условия экстремума функции. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке.

40. Выпуклость, вогнутость, точки перегиба. Необходимое и достаточное условия выпуклости.

41. Асимптоты плоской кривой.

42. Понятие метрического пространства. Евклидово n-мерное пространство.

43. Понятие функции многих переменных.

44. Предел функции в точке. Повторные пределы.

45. Непрерывные функции и их свойства.

46. Свойства функций, непрерывных на компактном множестве.

47. Теоремы Вейерштрасса для функций, непрерывных на компактном множестве.

48. Равномерная непрерывность.

49. Частные производные. Дифференцируемость функции по совокупности аргументов.

50. Необходимое и достаточное условия  дифференцируемости функции двух переменных.

51. Геометрический смысл частных производных функции двух аргументов. Касательная плоскость и нормаль к поверхности.

52. Производная сложной функции. Полная производная.

53. Инвариантность формы полного дифференциала.

54. Производная по направлению. Градиент.

55. Производные и дифференциалы высших порядков.

56. Формула Тейлора. Формулы остаточного члена.

57. Локальный экстремум. Необходимые и достаточные условия существования экстремума.

58. Глобальный экстремум функции многих переменных.

59. Условный экстремум. Метод множителей Лагранжа.

60.

61. Первообразная. Теорема об общем виде первообразной.

62. Свойства неопределенного интеграла

63. Таблица основных интегралов

64. Замена переменной в неопределенном интеграле.

65. Интегрирование по частям в неопределенном интеграле.

66. Метод выделения полного квадрата.

67. Метод неопределенных коэффициентов при интегрировании рациональных функций.

68. Интегрирование простейших иррациональных выражений.

69. Интегрирование дифференциальных биномов.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
70. Интегрирование тригонометрических выражений.

71. Определение интеграла Римана.

72. Условия интегрируемости функции.

73. Некоторые классы интегрируемых по Риману функций.

74. Свойства определенного интеграла.

75. Оценки определенного интеграла.

76. Интеграл с переменным верхним пределом. Его непрерывность и дифференцируемость.

77. Формула Ньютона-Лейбница.

78. Интегрирование по частям и замена переменной в определенном интеграле.

79. Геометрические приложения интеграла Римана.

80. Несобственные интегралы.

81. Операции над рядами.

82. Интегральный признак Коши для знакоположительных числовых рядов.

83. Признак Коши для знакоположительных числовых рядов.

84. Предельный признак Коши для знакоположительных числовых рядов.

85. Признак Д`Аламбера для знакоположительных числовых рядов.

86. Радикальный признак Коши для знакоположительных числовых рядов.

87. Признак Лейбница для знакочередующихся рядов.

88. Знакопеременный ряд.

89. Функциональные ряды.

90. Равномерно сходящиеся функциональные ряды.

91. Критерий Коши равномерной сходимости функционального ряда.

92. Теорема о непрерывности суммы равномерно  сходящегося на сегменте ряда.

93. Теорема о почленном интегрировании  равномерно  сходящегося на сегменте ряда.

94. Теорема о почленном дифференцировании  равномерно  сходящегося на сегменте ряда.

95. Степенные ряды.

96. Определение радиуса сходимости степенного ряда.

97. Ряды Тейлора и Маклорена. Разложения функций  .

98. Ряды Тейлора и Маклорена. Разложения функций  .

99. Ряды Фурье.

100. Одно замечание о разложении периодической функции в ряд Фурье.

101. Ряды Фурье для четных и нечетных функций.

102. Ряд Фурье для функции с периодом  .

103. О разложении в ряд Фурье непериодической функции.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  (комплект заданий приводится в ФОС)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильин В.А., Садовничий В.А. и др
Математический анализ Ч. 1: учебник для бакалавров / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Б. Х. Сендов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 660 с. — ISBN 978-5-9916-2733-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389342 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Поспелов А.С.
Сборник задач по высшей математике. Ч. 2: учебное пособие для бакалавров / А. С. Поспелов ; ответственный редактор А. С. Поспелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — ISBN 978-5-9916-1370-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425219   
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
стр. 7
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.