2022-2023_z49_03_01_СТвИВС_plx_Лыжная подготовка
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лыжная подготовка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Лыжная подготовка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения учебной дисциплины является обучение и овладение видам профессиональной деятельности в педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской направлениях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать общую культуру личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, решать педагогические задачи в образовательных учреждениях.
1.4
формировать личность в процессе занятий избранным видом спорта, проводить отбор для занятий избранным видом спорта, осуществлять планирование тренировочного процесса.
1.5
привлекать к здоровому образу жизни, использовать средства физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья.
1.6
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
1.7
выявлять актуальные вопросы в данном виде спорта, проводить исследования по эффективности различных методик обучения.
1.8
анализировать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта, проводить пропаганду лыжного спорта и привлекать детей и молодежь к занятиям спортом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Легкая атлетика
2.1.2
Организация физкультурно-массовой работы
2.1.3
Педагогика и психология
2.1.4
Плавание
2.1.5
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.6
Анатомия человека
2.1.7
Гимнастика
2.1.8
История (история России, всеобщая история)
2.1.9
Спортивные и подвижные игры
2.1.10
Философия
2.1.11
Учебная тренерская практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.2
Педагогика и психология  физической культуры
2.2.3
Производственная практика. Тренерская практика
2.2.4
Профилактика применения допинга
2.2.5
Организация внеучебной деятельности
2.2.6
Единоборства
2.2.7
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
2.2.11
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-15: Способен проводить материально-техническое оснащение занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий
 
ОПК-15.1: Знает историю строительства спортивных сооружений; классификацию спортивных сооружений
 
ОПК-15.2: Умеет разъяснять правила поведения в помещении спортивного сооружения и на его территории
 
ОПК-15.3: Имеет опыт проведения фрагмента учебно-тренировочного занятия по виду спорта с использованием инвентаря и оборудования; участия в судействе соревнований по виду
 
 
ОПК-14: Способен осуществлять методическое обеспечение и контроль тренировочного и образовательного процесса
 
стр. 4
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
ОПК-14.1: Знает принципы и порядок разработки учебно-программной документации по тренировочному и образовательному процессам по физической культуре и спорту
 
ОПК-14.2: Умеет изучать и обобщать информацию в области методического обеспечения физической культуры и спорта; определять и планировать содержание методического обеспечения тренировочного и образовательного процессов
 
ОПК-14.3: Имеет опыт проведения педагогического наблюдения и анализа проведения занятия и фрагмента физкультурно-спортивного мероприятия с использованием средств спортивной дисциплины
 
 
ОПК-13: Способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта
 
ОПК-13.1: Знает методику организации и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий
 
ОПК-13.2: Умеет планировать проведение спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
 
ОПК-13.3: Имеет опыт составления положения о соревновании; определения графиков проведения и программ (сценарных планов) спортивных, спортивно-массовых мероприятий, праздников
 
 
ОПК-10: Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта
 
ОПК-10.1: Знает основы менеджмента, управления персоналом; основы эффективных коммуникаций
 
ОПК-10.2: Умеет ставить рабочие задачи подчиненным и добиваться их выполнения
 
ОПК-10.3: Имеет опыт определения целей и задач программы мероприятий активного отдыха обучающихся в режиме учебного и вне учебного времени образовательной организации
 
 
ОПК-8: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга
 
ОПК-8.1: Знает международные стандарты в области противодействия применению допинга в спорте; международные антидопинговые правила и стандарты; антидопинговое законодательство Российской Федерации
 
ОПК-8.2: Умеет определять целевые аудитории для реализации антидопинговых программ; осуществлять наглядную демонстрацию антидопинговой программы с учетом целевой аудитории
 
ОПК-8.3: Имеет опыт выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.1.2
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Лыжная подготовка" в соответствии с ФГОС
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.2
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Лыжная подготовка" в соответствии с ФГОС
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.3.2
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Лыжная подготовка" в соответствии с ФГОС
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
стр. 5
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
1.1
Введение в предмет.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.2
Природные условия передвижения на лыжах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.3
Основы техники лыжного спорта. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.4
Техника способов передвижения на лыжах  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
стр. 6
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
1.5
История развития лыжного спорта. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.6
Методика обучения лыжному спорту /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.7
История развития лыжного спорта. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.8
Основы техники и методики обучения классических способов передвижения в лыжном спорте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
стр. 7
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
1.9
Методика обучения коньковому ходу  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.10
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.11
Основы техники классическими способами передвижения в лыжном спорте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.12
Правило и судейство соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
стр. 8
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
1.13
Основы техники передвижения на лыжах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.14
Совершенствование П.П.2-х ш.х. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.3 ОПК-14.1 ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.15
/Зачёт/

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы к зачету

4 семестр

1 Равитие лыжного спорта в мире.

2 Развитие лыжного спорта в России.

3 Виды лыжного спорта и их характеристика.

4 Классификация техники передвижения на лыжах.

5 Конструкция и классификация лыж.

6 Классификация креплений, способы их установки на гоночные лыжи.

7 Лыжные палки, их разновидности и выбор.

8 Лыжные мази, их свойства и назначение.

9 Подготовка лыж к соревнованиям.

10 Обувь и одежда для современных лыжных гонок.

11 Лыжные спортивные сооружения.

12 Лыжные трассы, их характеристика и подготовка.

13 Принципы и методы обучения передвижению на лыжах.

14 Подготовка мест занятий для обучения передвижению на лыжах.

15 Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.

16 Попеременный двухшажный классический ход.

17 Одновременный бесшажный классический ход.

18 Одновременный одношажный классический ход

19 Полуконьковый ход.

20 Одновременный двухшажный коньковый ход.

21 Одновременный одношажный коньковый ход.

22 Попеременный двухшажный коньковый ход.

23 Способы перехода с хода на ход.

24 Повороты на месте и в движении на лыжах.

25 Способы торможений на лыжах.

26 Преодоление подъемов.

27 Преодоление спусков и неровностей на лыжах.

28 Обучение передвижению на лыжах классическим попеременным двухшажным ходом.

29 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным бесшажным ходом.

 
стр. 9
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
30 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным одношажным ходом.

31 Обучение передвижению на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом.

32 Обучение передвижению на лыжах одновременным двухшажным коньковым ходом.

33 Обучение преодолению спусков на лыжах.

34 Обучение преодолению подъемов на лыжах

35 Применение игрового метода при обучении техники лыжного хода.

36 Организация и проведение урока по лыжной подготовке.

37 Структура урока по лыжной подготовке.

38 Стойки спусков и их применение.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

4 семестр

1 Развитие лыжного спорта в мире.

2 Развитие лыжного спорта в России.

3 Виды лыжного спорта и их характеристика.

4 Классификация техники передвижения на лыжах.

5 Конструкция и классификация лыж.

6 Классификация креплений, способы их установки на гоночные лыжи.

7 Лыжные палки, их разновидности и выбор.

8 Лыжные мази, их свойства и назначение.

9 Подготовка лыж к соревнованиям.

10 Обувь и одежда для современных лыжных гонок.

11 Лыжные спортивные сооружения.

12 Лыжные трассы, их характеристика и подготовка.

13 Принципы и методы обучения передвижению на лыжах.

14 Подготовка мест занятий для обучения передвижению на лыжах.

15 Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.

16 Попеременный двухшажный классический ход.

17 Одновременный бесшажный классический ход.

18 Одновременный одношажный классический ход

19 Полуконьковый ход.

20 Одновременный двухшажный коньковый ход.

21 Одновременный одношажный коньковый ход.

22 Попеременный двухшажный коньковый ход.

23 Способы перехода с хода на ход.

24 Повороты на месте и в движении на лыжах.

25 Способы торможений на лыжах.

26 Преодоление подъемов.

27 Преодоление спусков и неровностей на лыжах.

28 Обучение передвижению на лыжах классическим попеременным двухшажным ходом.

29 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным бесшажным ходом.

30 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным одношажным ходом.

31 Обучение передвижению на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом.

32 Обучение передвижению на лыжах одновременным двухшажным коньковым ходом.

33 Обучение преодолению спусков на лыжах.

34 Обучение преодолению подъемов на лыжах

35 Применение игрового метода при обучении техники лыжного хода.

36 Организация и проведение урока по лыжной подготовке.

37 Структура урока по лыжной подготовке.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Жданкина, Е. Ф.
Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие для вузов / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10153-9 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1903-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429446
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Мелентьева, Н. Н. 
Обучение классическим лыжным ходам: учебно-методическое пособие / Н. Н. Мелентьева, Н. В. Румянцева. — Москва : Издательство «Спорт», 2016. — 216 c. — ISBN 978-5-9907240-1-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/55561.html
Москва : Издательство «Спорт», 2016, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахметов, А. М
Лыжная подготовка студентов в вузе : учебное пособие/ Ахметов А.М.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64631.html
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 11
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 12
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего 

 
стр. 13
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.