2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Физика ядра и элементарных частиц_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физика ядра и элементарных частиц
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Лабораторные
30
30
30
30
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Физика ядра и элементарных частиц
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель осовения дисциплины является формирование у студента современных представлений о структуре материи, включая свойства и структуру атомных ядер и физических явлений, в которых ядра играют основную роль, представление о фундаментальных взаимодействиях и элементарных частицах.
1.2
Задачи освоенпия дисциплины:
1.3
изучить основные законы, модели и методы исследования физики атомного ядра;
1.4
получить широкое представление о данном предмете и возможности, позволяющие впоследствии использовать полученные знания в преподавании;
1.5
получить представление о фундаментальных взаимодействиях и элементарных частицах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по Физике
2.1.2
Электричество и магнетизм
2.1.3
Молекулярная физика и термодинамика
2.1.4
Олимпиадные задачи по физике
2.1.5
Специальные методы решения задач по физике
2.1.6
Астрономия
2.1.7
Астрофизика
2.1.8
Учебная практика. Практикум по решению задач по физике
2.1.9
Механика
2.1.10
Вводный курс математики
2.1.11
Основы математического анализа
2.1.12
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.13
Дискретная математика
2.1.14
История математики
2.1.15
Курсовая работа по математике
2.1.16
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.17
Методика обучения предмету "Физика"
2.1.18
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.19
Проективная геометрия
2.1.20
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.1.21
Конструктивная геометрия
2.1.22
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.23
Теория преобразований плоскости
2.1.24
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.25
Числовые системы
2.1.26
Элементарная геометрия
2.1.27
Аналитическая геометрия
2.1.28
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.29
Теория рядов
2.1.30
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.31
Образовательное право   
2.1.32
Психолого-педагогический практикум
2.1.33
Элементарная алгебра
2.1.34
Дифференциальные уравнения
2.1.35
Начала алгебры
2.1.36
Общая и социальная психология
2.1.37
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.38
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.39
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.1.40
Концепции современного естествознания
2.1.41
Философия  
2.1.42
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.43
2.1.44
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.45
Учебная практика по решению  задач повышенной сложности
2.1.46
Олимпиадные задачи по физике
2.1.47
Астрофизика
2.1.48
Учебная практика  по решению задач по физике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.5
Дифференциальная геометрия
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- решать основные задачи физики ядра и элементарных частиц; - оценивать пределы применимости основных методов описания субатомных и субъядерных явлений;  
3.1.2
- выполнять лабораторные работы ядерного практикума;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- решать задачи по программе учебного курса
3.2.2
- применять фундаментальные понятия и законы для решения количественных и качественных задач оптики и атомной физики
3.2.3
- планировать и осуществлять учебный и научный эксперимент в лабораториях оптики и атомной физики
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- методами обработки и оценки погрешности измерений параметров в физике атомного ядра и элементарных частиц;
3.3.2
- методами квантово - механического описания простейших квантовых систем;
3.3.3
- методами экспериментальных исследований параметров и характеристик физики атомного ядра и элементарных частиц;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Введение. Краткая история развития ядерной физики

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.2
Возникновение ядерной физики. Естественная и искусственная радиоактивность: экспериментальные открытия.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Эволюция теоретических представлений о строении атомного ядра /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.4
Состав и свойства атомных ядер

Состав и свойства атомных ядер. Характеристики атомного ядра. Структурные составляющие ядра.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.5
Свойства протона и нейтрона. Терминология. Размеры ядер и распределение плотности ядерного вещества.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.6
Форма ядра и электрический квадрупольный момент

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.7
Статические характеристики ядер. Энергия связи ядра

Статические характеристики ядер. Энергия связи ядра. Масса и энергия связи атомного ядра. Зависимость удельной энергии связи от массового числа. Спин и магнитный дипольный момент ядра.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.8
Масса и энергия связи атомного ядра. Зависимость удельной энергии связи от массового числа. Спин и магнитный дипольный момент ядра.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.9
Четность состояния ядра и изотопический спин. Изотопический мультиплет. Аналоговые уровни энергии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.10
Нуклон-нуклонное взаимодействие и свойства ядерных сил

Нуклон-нуклонное взаимодействие и свойства ядерных сил. Ядерные силы. Нуклон-нуклонный потенциал.  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.11
Свойства ядерных сил: короткодействие, зарядовая независимость, нецентральность, свойство насыщения, обменный характер сил. Дейтрон. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.12
Мезонная теория ядерных сил. Переносчики ядерного взаимодействия — -мезоны. Механизм сильного взаимодействия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.13
Модели атомных ядер. Модель жидкой капли Оболочечная и обобщенная модели

Модели атомных ядер. Модель жидкой капли Оболочечная и обобщенная модели. Коллективные модели: капельная модель ядра.  /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.14
Общие закономерности радиоактивного распада. Естественная и искусственная радиоактивность. Виды распада /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.15
Магические ядра. Одночастичные модели: оболочечная модель ядра. Обобщенная и другие модели ядра

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.16
Общие закономерности радиоактивного распада. Естественная и искусственная радиоактивность. Виды распада

Общие закономерности радиоактивного распада.  /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.17
Естественная и искусственная радиоактивность. Виды распада. Стабильные и радиоактивные ядра. Виды радиоактивного распада. Радиоактивные ряды. Основной закон радиоактивного распада. Альфа-распад.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.18
Особенности альфа-распада. Гамма-излучение. Бета-распад. Электронный бета-распад. Позитронный бета-распад. Нейтрино и антинейтрино. Электронный захват. Другие виды распада. Протонная радиоактивность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.19
Ядерные реакции. Классификация. Законы сохранения. Энергетика реакций и распадов

Ядерные реакции. Классификация. Законы сохранения. Энергетика реакций и распадов. Основные определения.   /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.20
Прямые ядерные реакции. Реакции срыва и подхвата. Теория составного ядра. Энергия распада. Энергия реакции. Порог реакции. Нерелятивистское приближение. Взаимодействие ядерного излучения с веществом

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.21
Деление ядер. Термоядерные реакции. Использование ядерной энергии

Деление ядер. Термоядерные реакции. Использование ядерной энергии. Открытие деления ядер. Спонтанное деление ядер.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.22
Синтез легких ядер. Термоядерные реакции, идущие на Солнце и в звездах. Водородный цикл. Углеродно-азотный и другие циклы. Военное и промышленное использование ядерной энергии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.23
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-1.5 УК-2.5 ОПК-8.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
См. фонд оценочных средств в приложении
 
5.2. Темы письменных работ
См. фонд оценочных средств в приложении
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении.
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кузнецов, С. И.  
Физика: оптика. Элементы атомной и ядерной физики. Элементарные частицы  : учебное пособие для вузов Кузнецов, С. И. Физика: оптика. Элементы атомной и ядерной физики. Элементарные частицы : учебное пособие для вузов / С. И. Кузнецов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 301 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01420-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434046
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Трофимова, Т. И. 
Руководство к решению задач по физике : учебное пособие для прикладного бакалавриата.Трофимова, Т. И. Руководство к решению задач по физике : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. И. Трофимова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7003-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426398
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бекман, И. Н. 
Атомная и ядерная физика: радиоактивность и ионизирующие излучения : учебник для бакалавриата и магистратуры.Бекман, И. Н. Атомная и ядерная физика: радиоактивность и ионизирующие излучения : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Бекман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 398 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00439-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444098 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-231а Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.